Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Церковь Сан-Лоренцо. Старая сакристия — архитектор Брунеллески

Церковь Сан-Лоренцо. Старая сакристия - архитектор Брунеллески Архитектура

История основания церкви Сан-Лоренцо во Флоренции уходит в глубокую древность и относится ко временам святого Амвросия Медиоланского (393 год). В XI веке она была реконструирована в романском духе, с сохранением ранневизантийских основ, а к началу XV века снова возникла идея ее перестроить, уже в новом, ренессансном стиле. Настоятель храма Маттео Дольфини сочинил проект по перестройке Сан-Лоренцо и даже успел получить разрешение на снос улиц, расположенных к востоку от храма. В 1421 году была проведена торжественная церемония в честь начала работ и закладки нового алтаря: процессия вышла из базилики, обогнула ее и направилась к кампаниле (колокольне).

Каждый участник держал в руках оливковую ветвь, а на месте будущего алтаря все сделали символический удар мотыгой. Но настоятель умер в том же году, и руководство дальнейшим ходом работ перешло к Джованни ди Аверардо Медичи (отцу Козимо Медичи), к которому присоединились и другие состоятельные прихожане. Надо заметить, что строительство храмов (наряду с приютами) к этому моменту перестало быть делом исключительно церковным и монашеским и стало делом городских властей и мирян.

В начале XV века храм Сан-Лоренцо представлял собой небольшую трехнефную базилику, без трансепта и купола. Первоначальный заказ на его перестройку передали архитектору Филиппо Брунеллески. Также в его обязанности входило возведение сакристии и примыкающей к ней капеллы Космы и Дамиана, которая должна была стать фамильной для династии Медичи.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Проект Брунеллески включал в себя значительное расширение пространства, планировку в виде латинского креста (то есть с поперечным трансептом), пристройку других фамильных капелл по сторонам от боковых нефов, внешний и внутренний рельефный декор и — самое важное — купольное завершение над средокрестием.

Вид с западной стороны с высоты птичьего полета

Сооружение купола, которое происходило одновременно с сооружением сомкнутого свода Санта-Марии дель Фьоре, составляло главный интерес архитектора. После того как была выполнена значительная часть работ, в 1429 году неожиданно умер Джованни ди Аверардо Медичи. Тогда же началась война Флоренции с Луккой, которая продлилась до 1433 года. Только после ее окончания строительство Сан-Лоренцо возобновляется, но уже под протекторатом Козимо Медичи, который избрал в качестве архитектора Микелоццо,  преданного ему всей душой и даже сопровождавшего его во время ареста. Над скульптурным убранством уже готовой сакристии начинает работать Донателло (им выполнены медальоны в парусах).

Филиппо был крайне возмущен таким положением дел и чуть было не поссорился со своим давним другом Донателло, который, по его мнению, исказил изначальный замысел. Пристройки и перестройки на этом не закончились. В 1520 году папа Климент VII (в прошлом Джулио Медичи) поручил сооружение Новой сакристии, или капеллы Медичи, еще одному гениальному мастеру Возрождения — Микеланджело. В ней были погребены братья Медичи — Лоренцо и Джулиано (отец Климента VII), подвергшиеся нападению во время «заговора Пацци».

Микеланджело опирался на творческое решение Старой сакристии Брунеллески, развивая ее идеи. Гробницы Медичи украшены знаменитыми аллегорическими скульптурами Микеланджело «День», «Ночь», «Утро», «Вечер». В целом, история строительства Сан-Лоренцо сложна и запутанна, всего в ней насчитывается четыре строительных плана. Остановимся на той ее части, над которой работал Брунеллески.

Состоятельное семейство Медичи считало церковь Сан-Лоренцо своей и оказывало ей всяческую помощь  на протяжении долгого времени. Это способствовало ее процветанию, но на одном из этапов перестройки вызвало крупные проблемы. Козимо, уже после смерти Джованни (в 1442 году), решил перенести семейную капеллу из боковой пристройки непосредственно в центр храма, что вызвало негодование прихожан. Решив, что богатые ктиторы заботятся лишь о своих семейных усыпальницах, верующие объявили новый сбор денег для дальнейшего строительства храма. Конфликт удалось решить в пользу большинства, и капелла осталась на своем месте.

Вид церкви Сан-Лоренцо с северо-запада

Еще до возвышения Козимо Брунеллески принял решение о масштабной реконструкции не только базилики, но и окружающей среды. Задумка предполагала снос значительного числа домов, благодаря чему из готовившегося к возведению палаццо Медичи открывался бы панорамный вид на храм. Но в итоге эта грандиозная идея не была воплощена из-за смены покровителей среди самих Медичи и из-за протеста жителей. Перед Филиппо была поставлена задача — создать новый образ церкви, который отвечал бы гуманистическим идеям. Она должна была стать светлой (и снаружи тоже) и просторной.

Снос романского здания осуществлялся постепенно, по ходу возведения новых стен. Основным модулем плана, ясного и простого по  пропорциям, является главный подкупольный квадрат (такие же размеры имеют рукава трансепта; длина нефов составляет четыре модуля; боковые нефы вдвое уже центрального). Это было одно из первых зданий во Флоренции (наряду с Воспитательным домом), где использовался классический ордер.

Внутри храма две колоннады с гладкими стволами фустов, увенчанные коринфскими капителями, разделяют пространство на три просторных нефа. Колоннады соединяются друг с другом и с канеллированными пилястрами по стенам посредством арочных перемычек и подпружных арок. В целом, подобные пропорции, равно как и ровный ритм колонн, арочные перемычки, плоский кессонированный потолок центрального нефа, полуциркульные арки между колоннами традиционны для раннехристианского зодчества, основы которого были оживлены в тосканском искусстве треченто. Но новшеством является перекрытие боковых нефов парусными сводами, которые ориентируются на размеры интерколумниев и выстраиваются в анфилады. Серым камнем выложены пилястры, уступчатые тяги, подчеркивающие конструкцию сводов,  а также фриз из сочетания нескольких фасций. Он обхватывает весь внутренний периметр стен храма. Серый цвет подобных графических проработок архитектурных форм сочетается с белой оштукатуренной поверхностью стен и сводов.

Главный фасад церкви Сан-Лоренцо

В нижнем ярусе преобладает его более темный и тяжелый оттенок, в то время как верх остается невесомым, легким, белым, залитым светом. Строгий геометрический ритм вертикальных и горизонтальных членений смягчается круглыми окнами и арочными мотивами по всему пространству. Эти и другие детали повторяются в оформлении Старой сакристии, примыкающей к базилике с левой стороны, а также связывают всю архитектуру Сан-Лоренцо с оформлением лоджии Воспитательного дома Брунеллески. Квадратная в плане (12×13 метров) Старая сакристия была построена в 1421-1428 годах и считается первой самостоятельной центрической постройкой Ренессанса.

Это единственная часть храма Сан-Лоренцо, которую можно с точностью приписать Брунеллески. В сакристии отсутствуют колонны, то есть пространство является бесстолпным. Квадрат стен завершается системой парусов, широких и изящных; на них опирается купол (поднят на высоту 18 метров). Хотя при таких объемах  постройки и квадратном плане было не так сложно соорудить сферический купол наподобие средневековых византийских, Филиппо предпочел возвести купол, поверхность которого делится радиальными ребрами на 12 частей (так называемый зонтичный купол). Ребра каждой из граней подчеркиваются рельефными тягами.

В центре расположен окулюс (как в римском Пантеоне), ему вторит целый пояс круглых окон у основания купола. Такое решение отсылает к куполу собора Санта-Мария дель Фьоре, но в основе своей является готическим произведением, с системой нервюр. Алтарная ниша, примыкающая к сакристии с восточной стороны, также увенчивается куполом на парусах, внутри которых расположены изображения ракушек (мотив «конхи», популярный в период Раннего Ренессанса, но восходит к римскому наследию). эВ центре сакристии, под куполом, помещается довольно скромная гробница Джованни Медичи и его жены Пиккарды. Над ее проектом работал приемный сын Брунеллески Андреа ди Лаццаро Кавальканти по прозвищу Буджано. Саркофаг, украшенный рельефами в подражание античным прототипам, сверху закрыт мраморной плитой, опирающейся на четыре столбика и две бронзовые колонки.

Вид на алтарь церкви Сан-Лоренцо

Внешнее оформление церкви Сан-Лоренцо созвучно оформлению Старой сакристии. Поверхность стен делится на три горизонтальных яруса, каждый из которых имеет свой тип декора. Нижний украшен плоскими арками между лопатками; в среднем расположены круглые окна между короткими лопатками, в верхнем — прямоугольные окна с арочными завершениями и купола. По мнению исследователей, такая иерархия декоративных мотивов отражает идею Воскресения и символизирует восхождение души от земного мира к небесам. Декор фасада храма, к сожалению, так и не был завершен.

Официально перестройка храма Сан-Лоренцо завершилась в 1459 году, в честь чего был устроен торжественный праздник. В нем участвовали посетивший Флоренцию по этому случаю папа Пий II и представители знати соседних республик. Был даже сочинен панегирик, восхваляющий церковь Сан-Лоренцо: «…понастоящему прекрасную, величественную, огромную, великолепную и редкостную… она воздвигнута по желанию Козимо». Имена ни одного из архитекторов, сменявших друг друга на этом посту, в речи упомянуты не были, равно как и имена других вкладчиков.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал