Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Церковь Королевского Креста в Глазго (арх. Ч. Макинтош)

Церковь Королевского Креста в Глазго (арх. Ч. Макинтош) Архитектура

С родным Глазго связана большая часть жизни Чарльза Макинтоша. Здесь в архитектурном бюро «Хонеман и Кеппи» в 1889 году началась его карьера профессионального архитектора и дизайнера. Здесь он проработал более 20 лет, создав самые значительные свои произведения. Здесь же сегодня находится большая часть его работ. В конце XIX века Глазго был богатым, бурно развивавшимся городом и предоставлял большие возможности для молодого архитектора.

Уже в начале 1890-х годов Макинтош выполнил ряд крупных проектов, в том числе построил башню «Маяк» для издательства «Глазго геральд» и публичную школу Святых мучеников. Особенно интересной работой этого раннего периода творческого становления мастера стала церковь Королевского Креста в Вудсайте — его единственный, воплощенный в жизнь церковный проект. Она прекрасно сохранилась до наших дней, во многом благодаря заботам Общества Чарльза Макинтоша, сделавшего этот замечательный памятник своей штаб-квартирой.

Ч. Р. Макинтош. Эскиз церкви
Ч. Р. Макинтош. Эскиз церкви

Проект приходской церкви в Вудсайте (первоначально — церкви Святого Матфея) был заказан в 1896 году Свободной пресвитерианской церковью Шотландии у известной к тому времени компании «Хонеман и Кеппи» и поручен молодому Макинтошу. Архитектору предстояла сложная задача: вписать здание в крайне неудобный, узкий, зажатый в углу между большим складом и многоквартирным домом участок возле Мэрихилла и при этом максимально удовлетворить все требования заказчика. Свободная церковь представляла собой одну из ветвей кальвинизма, ее идеалам и убеждениям соответствовали максимальная простота, скромность и обращение к истокам раннего христианства.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Как всякая реформаторская церковь, она очень скептически относилась к каким-либо каноническим традициям церковного строительства и исключала роскошный декор церковного интерьера. Макинтош, сам очень склонный к сдержанности и минимализму, пошел путем рациональной эклектики, обратившись к истокам шотландской готики и более ранним языческим традициям кельтского искусства.

Невысокое, приземистое и крепкое здание по стилю напоминает нормандский замок. Несмотря на множество готических деталей, церковь не имеет характерного для неоготики высокого шпиля. Ее главная доминанта — юго-западная башня — возведена по образцу башни Мэрриот в графстве Сомерсет, тщательные зарисовки которой Макинтош сделал во время своего путешествия по Сомерсету в 1895 году. Башня Мэрриот воспроизведена с большой точностью: с профильным порталом входа, большим ажурным окном и включенной в общий силуэт угловой лестничной башенкой.

Церковь Королевского Креста
Церковь Королевского Креста

Важной чертой башни Макинтоша является ее монументальность, подчеркнутая энтазисом — едва видимым глазу утолщением в центре, зрительно придающим ей еще большую основательность и надежность. Башня стоит на углу пересекающихся улиц и является архитектурной доминантой и опорой всего сложно-составного организма здания. Сложность причудливого, разноуровневого силуэта церкви Королевского Креста во многом обусловлена проповедуемым Макинтошем принципом строительства изнутри наружу. В подобных установках зодчий следовал идеям чрезвычайно популярного в эпоху историзма и модерна архитектора и теоретика Августа Пьюджина, учившего, что контуры здания должны вытекать из его внутренней планировки.

Интересен скульптурный декор фасадов. Макинтош был мастером орнамента, для его работ характерны утонченная и изысканная обработка формы и заложенный в каждой детали символический смысл. Первый биограф Макинтоша доктор Томас Ховарт так писал о церкви Королевского Креста: «В здании присутствует тепло и обаяние, совершенно не свойственные большинству церквей этого периода, они достигаются благодаря традиционной простоте архитектурных форм Макинтоша, а также мистицизму и духовной символике его декоративных мотивов». В оформлении фасадов Макинтош придерживается эстетики неоготики: использует профильный портал, башни, ажурные окна стрельчатой формы, витражи. Резной каменный декор со стилизованными изображениями птичьих голов, цветов, листьев, побегов, с одной стороны, также дань готической средневековой традиции, с другой — характерная черта стиля Макинтоша, обнаруживающего в своем творчестве удивительную любовь к деталям.

Причем в орнаменте зодчий вдохновлялся истоками еще более ранними, нежели готическое Средневековье, обращаясь к древней кельтской мифологии с ее культом природы и мистическим символизмом. Стилизованные изображения древа жизни, луны, птиц и семян, которые он использовал на протяжении всего своего творчества не только в декоре фасадов, но и мебели, тканей, витражей, происходили именно из одухотворявшей природу кельтской мифологии и символизировали вечное возрождение.

В церкви Королевского Креста кельтская символика соединилась с христианской символикой притчи о сеятеле из Евангелия от Матфея (13:3–23) — не забудем, что изначально храм был посвящен именно евангелисту Матфею. Поэтому стилизованные мотивы листьев, побегов и семян, столь часто встречающиеся в декоре этой церкви, здесь особенно уместны.

Странная и «чувственная» с точки зрения пуританской протестантской идеологии, пронизанная древними языческими символами орнаментика Макинтоша удивительным образом оказалась созвучной эстетике Свободной церкви Шотландии. Эта новая церковь была особенно чуткой к духу современности и прославилась тем, что впервые ввела в богослужение неканонические песнопения и игру на музыкальных инструментах.

Главная юго-западная башня сделана по образцу башни Мэрриот в графстве Сомерсет. Она была воспроизведена с большой точностью: с порталом входа и ажурным окном в верхней части главного фасада. Башня Мэрриот привлекла Макинтоша своей основательностью, в композиции церкви она смогла стать надежной опорой для двух прилегающих к ней фасадов.

Для фасадов церкви Макинтош использовал характерную для кирпичной готики разноцветную кладку, при которой темный кирпич чередуется с более светлым, создавая живописную игру поверхностей.

В 1986 году Свободная пресвитерианская церковь Шотландии заказала строительство приходской церкви в Вудсайте, которая первоначально называлась церковью Святого Матфея. Памятный камень был заложен 23 июня 1898 года, а первое богослужение в церкви состоялось 10 сентября 1899-го. С 1977 года здание церкви является штаб-квартирой Общества Чарльза Макинтоша, которое активно занимается популяризацией творчества великого архитектора. Здесь располагаются музей, библиотека и кафе, проводятся регулярные выставки, лекции и конференции.

Здание церкви имеет причудливый, разноуровневый силуэт, сложность которого во многом обусловлена проповедуемым Макинтошем принципом строительства изнутри
наружу. Согласно этому принципу контуры здания должны вытекать из его внутренней планировки. Так, на южном фасаде есть выраженные перепады в высоте, поскольку он точно отражает внутреннее расположение галереи над боковым приделом.

Сложности контура и некоторой скученности конструкций в экстерьере здания противостоит впечатляющая цельность, ясность и элегантная простота ее внутреннего однонефного пространства. Этот эффект обеспечивает, прежде всего, удивительный по красоте и целостности стрельчатый свод из великолепных, вырезанных из бруса балок с металлическими лучами-перемычками, охватывающими всю ширину нефа (более 12 метров). Из-за частых ребер, формирующих единый объем, свод напоминает перевернутый корабль или большую лодку.

Интерьер церкви
Интерьер церкви

Благодаря огромным окнам, в том числе двухрядным на одной из сторон нефа, интерьер прекрасно освещен. Особенно красиво окно алтарной части, декорированное витражом с эффектным узором в форме сердца, которое окрашено в интенсивный синий цвет. Подобный стиль и рисунок витражей и сегодня активно используется при изготовлении окон, мебели и сувениров в стиле «Макинтош».

Большую смысловую нагрузку несет резной декор деревянной церковной кафедры, возвышающейся в алтарной части и являющейся важным фокусом храмового пространства. Шесть плоских филенок делят поверхность ее круглящегося фасада на пять равных полей, заполненных одним и тем же орнаментальным мотивом: стилизованная птица опустила свои длинные, свисающие плетьми крылья, образовав ими ограждение и надежную защиту для круга, который она держит в опущенном клюве.

В кругу же заключен главный символ всей композиции — молодые побеги, прорастающие из посаженного в благодатную почву семени. Здесь присутствует прямая отсылка к притче о Сеятеле и задаче церкви — сеять добрые семена в людские души, а также питать и защищать еще не окрепшие духовные всходы от искушений и соблазнов внешнего мира.

В 1929 году Свободная церковь воссоединилась с национальной пресвитерианской церковью Шотландии и стала терять свою популярность. К 1976 году ее приход настолько поредел, что было принято решение присоединить его к соседнему приходу. Здание церкви Королевского Креста было выведено из эксплуатации и оказалось заброшенным, его ждала участь многих лишенных паствы церквей, которые переделывались в театры, склады, гостиничные апартаменты или просто сносились. К счастью, детище Макинтоша избежало подобной судьбы. В 1977 году оно перешло под патронаж незадолго до этого сформированного Общества Чарльза Ренни Макинтоша, которое взяло здание на содержание, а в 1999 году окончательно выкупило его у государства.

Постепенно разрушавшийся на протяжение десятков лет храм был бережно отреставрирован в полном соответствии с первоначальными планами и рисунками автора, а под балконом западного хора сегодня разместилась экспозиция, включающая рисунки и дизайнерские работы мастера. Общество сделало церковь Макинтоша своим домом и официальным представительством, а также популярным музеем. В прилегающем к основному зданию приделе размещены кафе, справочная и библиотека. Здесь проводятся лекции и конференции, устраиваются выставки. Церковь Королевского Креста и сегодня остается центром притяжения для многих людей, являясь важным культурным объектом Глазго.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал