Центральная библиотека сиэтла Рема Колхаса

Библиотека в Сиэтле

Рем Колхас осуществил свой очередной амбициозный проект – библиотеку в Сиэтле.

Общеизвестный факт: Рем Колхас – суперзвезда мировой архитектуры. Общеизвестный факт номер два – строит он хотя и метко, но редко. Каждая его стройка – сенсация. но ждать их приходится долго. Здания Центральной библиотеки в Сиэтле ждали пять лет. Проект угловатого сетчатого монстра высотой одиннадцать этажей в 1999 году опубликовали все уважающие себя журналы. Архитектурные фотографы дежурили вокруг котлована, как папарацци, фиксируя прогресс “великой стройки”. Открытие было назначено на май 2004-го. и в мае вся профессиональная пресса запестрела изображениями главного сооружения сезона.

Впечатление, однако, было странное. Обтянутая ромбовидной решеткой и облицованная зеркальным стеклом библиотека какой-то мятой и походила на неаккуратное оригами. Когда внутри горел свет, здание начинало напоминать китайский фонарик, крепко пострадавший от чьей-то бестрепетной ноги. Публика встревожилась. Дело в том, что Сиэтл давно приобрел репутацию города – могилы великих зодчих: он необъяснимым образом “пожирает” современную архитектуру. В Сиэтле построили свои худшие здания Роберт Вентури и Фрэнк Гери. Неужели и Колхас прокололся?

Библиотека в Сиэтле

Нет! Харизматичный голландец  оказался слишком хитер. Он не стал вступать в борьбу с городом Да, библиотека выглядит вторично, когда бликует зеркальными фасадами, отражая соседние небоскребы. Когда кривятся, сползая с вертикальной оси ее объемы, она выглядит шаткой.

Но дело в том, что библиотека Колхаса не рассчитана на внешнее восприятие. Ее прелесть – внутри.

Библиотека в Сиэтле

“Внутренняя ориентация” библиотеки начинается с плана – и естественно продолжается в интерьере. Колхас трансформировал традиционную для американских библиотек запутанную  систему хранения, при которой книги по различным дисциплинам располагались на отдельных этажах. Вместо этого он создал “книжную спираль” – пандус высотой в пять этажей, вдоль которого расставлены книги. Эта система отлично вмещает 780 тысяч томов, которые хранятся в библиотеке сейчас и легко выдержит ее перспективное расширение до 1450 тысяч томов к 2025 году.

Свободное от книжного пандуса пространство Колхас отдал людям. Для них он выстроил огромные, многометровой высоты атриумы, залиты светом и уставленные удобной мягкой мебелью. Здесь можно, сидя на диванчике, почитать бумажную книгу, изредка посматривая в окно на панораму города, а можно, включив компьютер, заняться изысканиями в архиве. Библиотекарь здесь никогда не перетрудится, а читатель всегда будет вовремя обслужен. Это идеальный мир: он похож на проект советского зодчего-утописта – или на декорацию фантастического фильма.

Библиотека в Сиэтле

А еще он похож на супермаркет, где люди едут с этажа на этаж по пандусу-эскалатору, глазея по сторонам и невзначай делая покупки. И в этом нет ничего удивительного. Потому что Рем Колхас считает магазин точной моделью современного общества, а дизайн коммерческих пространств – будущим архитектуры. И это – еще один общеизвестный факт.

Особенности Библиотеки в Сиэтле

  • Композиционный центр библиотеки в Сиэтле – “книжная спираль”: пандус высотой в пять этажей, вдоль которого расставлены книги;
  • Из-за необычной формы здания архитектурные критики окрестили его “пространственной скульптурой”;
  • Главный читальный зал библиотеки носит уютное домашнее название “гостиная” и уставлен не только столами для чтения, но и диванами.
  • Периметр читального зала огорожен стеклянной перегородкой. За ней – консольная конструкция, по которой ходить нельзя.
  • Консольные выносы каждого яруса смещаются по спирали на один фасад, благодаря чему уравновешивают друг друга.
  • Центральную часть библиотеки занимает книжная спираль — закрученный пандус из бетона, спроектированный по принципу многоэтажных гаражей.
  • Общая высота сооружения составляет 56 м.
  • На верхней платформе расположены конференц- зал и читальные залы с панорамным видом на город.
  • Здание библиотеки было встроено в уже существующее архитектурное окружение, из которого оно сильно выделяется.
  • Внешний облик здания библиотеки создан благодаря использованию мощной стальной сетки и затемненного остекления.
  • Ярусы конструкции словно «выскальзывают» один из-под другого, что является характерным признаком архитектуры деконструктивизма.
  • Внутреннее пространство библиотеки поделено на девять функциональных частей, размер, гибкость, циркуляция, палитра, структура и местоположение которых могут меняться.
  • Современным читателям важна не только достоверность информации, но и максимальная скорость доступа к ней, поэтому библиотека оснащена самой современной техникой.

Архитектура никогда не была просто набором несущих и несомых конструкций. С момента своего возникновения архитектура служила прославлению религии, утверждению власти или воспеванию наук и искусств.

Публичная библиотека Сиэтла, построенная Ремом Колхасом в 2004 году (штат Вашингтон, США), стала живым воплощением слов главного библиотекаря города Дэборы Джэйкобс: «Библиотеки больше не являются только книгохранилищами, но становятся краеугольным камнем демократии. Настоящая демократия основывается на добровольном согласии образованных людей быть управляемыми, которое не может существовать без свободного и открытого доступа к знаниям».

Публичная библиотека Сиэтла

История Публичной библиотеки Сиэтла началась еще в конце XIX века: официальной датой ее открытия считается 1890 год, хотя попытки создать в городе свою библиотеку предпринимались еще с 1868 года. В запасниках ее 26 филиалов, существовавших на 2000 год, с учетом периодики насчитывалось свыше 2,5 миллиона единиц хранения, в том числе более одного миллиона книг. Проект библиотеки нельзя назвать очевидным для Колхаса: на протяжении долгих лет он занимался бумажной архитектурой и разглагольствованиями о том, как традиционные города утратили свое значение, как появление новых технологий сделало общественное пространство устаревшим, и о том, что, когда люди покидают свои дома, единственное, что они хотят сделать, — это сходить в магазин. И тем не менее его теоретические исследования архитектуры и нереализованные проекты оказались очень созвучны тому, что желало получить от нового корпуса руководство библиотеки.

Для Колхаса же важно было подчеркнуть не только социальный аспект архитектурного сооружения, но и роль новых медиа в создании библиотеки для будущих поколений: «Эта институция не отвечает больше только за сохранение книг, но за хранение информации в любых медиаформатах — старых или новых, — которые здесь совершенно равноправны. В век, когда информация может содержаться во всем что угодно, важным оказывается не только одновременный доступ к различным медиа, но, что еще более важно, содержание этой информации, которое делает библиотеку жизнеспособной».

Вход в библиотеку

Вход в библиотеку

Рем Колхас, его команда из архитектурного бюро ОМА в сотрудничестве с сиэтлским бюро LMN Architects постарались отразить эту идею в каждой детали своего проекта, не утратив при том уникального авторского почерка. Центральное здание библиотеки Сиэтла, ныне включающей 28 филиалов, площадью почти 34 тысячи квадратных метров объединило под одной крышей читальные залы, книжные хранилища, поднимающиеся по спирали, кино- и конференц-залы, гостевую, детские комнаты, кафе, служебные помещения и огромную парковку для посетителей.

Библиотека стала целой образовательной индустрией, в которой можно было бы написать диссертацию, не выходя на улицу. Колхас и его партнер из Сиэтла Джошуа Рамус провели социологические исследования совместно с Microsoft, Amazon, Media Lab Массачусетского технологического института, прежде чем приступать к проектированию здания библиотеки. Именно благодаря этим исследованиям ядром проекта стала гигантская непрерывная «Спираль» стеллажей, занимающая четыре из 12 этажей постройки. Все уровни здания оказались поделены на зоны, которые можно увидеть даже в членении фасадов.

Строение имеет свою логику: функциональные зоны занимают основные блоки, которые благодаря расположению оказываются эффектным архитектурным решением. Прямо над «Спиралью» книгохранилища — читальный зал, откуда через сплошное остекление по всему периметру здания открывается уникальная панорама города. Уровнем ниже книжной «Спирали» располагаются компьютерные, мультимедийные и конферецзалы. А первый и второй этажи занимают детский центр и лобби «Гостиная», где можно отдохнуть или встретиться с друзьями для обсуждения прочитанных книг за чашкой кофе.

В разработке этого проекта архитекторы опирались на многовековой опыт строительства библиотек и попытались собрать воедино самые грамотные и проверенные временем решения, учитывая потребности и пожелания сегодняшних и даже будущих читателей, они стремились придать сооружению актуальный дизайн, созданный из современных материалов. Перед инженерами была поставлена задача — разработать проект без использования угловых опор и с наименьшим возможным количеством вертикальных несущих конструкций вообще.

Фрагмент фасада

Фрагмент фасада

Учитывая, что здание было построено в зоне сейсмической активности, им пришлось постараться, чтобы рассчитать безопасную и прочную систему опор. Специалисты совместили несущие опоры, составляющие остов здания, и консольные выносы, работающие по принципу противовеса: они расположены так, что ярусы оказываются смещены друг относительно друга на один фасад, из-за чего образуется спиралевидная конструкция. Снаружи здание библиотеки кажется приземистым, невысоким, словно его ярусы разъезжаются в разные стороны, под давящей тяжестью выскальзывая один из-под другого.

Таким образом Колхас решил асимметричные фасады здания согласно принципам деконструктивизма. Однако внутри — это полностью открытое и прозрачное пространство, насквозь пронизанное светом, проникающим внутрь через сплошное остекление. Сложная конструкция облицовки здания специальным стеклом на ромбовидном каркасе была предложена бюро «Bruce Mau Design», которое также занималось дизайном внутренних помещений библиотеки и разработкой книжных стеллажей, удобных для поиска изданий.

Эта ромбовидная сетка из стали особого сплава, кажущаяся совершенно невесомой, на самом деле стала еще одним гениальным инженерным решением, благодаря которому такая архитектурная форма возможна в принципе. Стальной экзоскелет здания, соединенный по углам стропильными фермами, оказался не только эффективным, но и эффектным с эстетической точки зрения решением.

Главной задачей, поставленной перед архитекторами, было не только переосмыслить библиотечное пространство, но и определить систему ценностей будущего. Исходя из твердой веры в то, что человек никогда не откажется от бумажных книг, Рем Колхас и его команда разработали гибкую систему помещений, которые были бы готовы к изменениям и расширениям.

Главной проблемой старых библиотек, по мнению архитекторов, было то, что количество книг по определенным темам и сферам знаний и функциональность пространства вынужденно регулировались площадью и форматом посещений, отведенных для них. Создав уникальное спиральное пространство, протянувшееся на сотни метров, и поделив все этажи здания на открытые зоны, Колхас решил эту проблему: теперь разделы книжной коллекции стало возможным увеличивать или уменьшать по необходимости, а читальные зоны могли свободно трансформироваться в лекционные залы, отгораживаясь от остальных стеллажами.

Проект Публичной библиотеки Сиэтла не был бы столь современным и совершенным, если при его строительстве не использовались бы энергосберегающие технологии, а перемещение между уровнями не учитывало бы потребности людей с ограниченными возможностями. И именно кажущаяся бесконечной «Спираль» из вереницы книжных стеллажей позволяет людям с инвалидностью беспрепятственно перемещаться вдоль всей коллекции, не прибегая к использованию лифтов и эскалаторов.

Здание библиотеки получило серебряный сертификат от Совета по экологическому строительству США (U.S. Green Building Council). Рем Колхас известен неординарным творческим подходом к использованию нестандартных материалов, их сочетанию и экономии: минималистичные алюминиевые конструкции, переработанное дерево, системы кондиционирования помещений — здесь продумана каждая деталь.

В интерьерах Колхас любит использовать яркие цветовые акценты, поэтому лестницы и входы в залы для встреч окрашены в желтый и красный (как и мебель в читальных залах на верхнем этаже), внутренние металлические конструкции — в светло-голубой, а опорные конструкции сделаны ослепительно белыми. Все это многообразие цвета в традиционной для архитектора манере сочетается с огромными серыми бетонными панелями стен, полов и сводов. Залы библиотеки украшают арт-объекты, а по вечерам в здании загорается яркая подсветка, что в очередной раз выделяет его из всей остальной городской застройки Сиэтла.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

10 − 3 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>