Центр науки “Фэно” в Вольфсбурге Захи Хадид

Фэно Захи Хадид. Мост, проходящий сквозь объем здания

«Фэно» — это наиболее законченное изложение моих поисков комплексности, динамики, многослойности архитектурного пространства.
Заха Хадид

В январе 2000 года компания Захи Хадид вместе с структурными инженерами из компании «Адамс Кара Тейлор» и немецкими партнерами из фирмы «Майер Бэрле архитектс» выиграла конкурс на архитектурный проект Центра науки «Фэно». А 24 ноября 2005 года в Вольфсбурге по адресу: площадь Вилли Брандта, 1, состоялось торжественное открытие этого крупнейшего в Европе центра. Подобного рода институции не предполагают собственно научно-исследовательских структур.

Его лаборатории предназначены для демонстрации опытов, интерактивного участия в них, что позволяет превратить познавательные процессы в увлекательнейшее занятие. Это и музейные площадки для показа технических новинок и достижений (как политехнические музеи), и своего рода парк аттракционов. Такие центры, в которых наглядно объясняются технологические принципы сложнейшей аппаратуры, научные основы различных явлений, обрели особую мировую популярность во второй половине прошлого столетия и в начале нашего XXI века (к примеру, швейцарская “Технорама”). «Научный театр» равно увлекателен и для детей, и для взрослых.

Центр науки "Фэно" в Вольфсбурге Захи Хадид

Заказчиком проекта выступило отделение компании Neulandgesellschaft mbH, локализованном в Вольфсбурге, окружном городе Нижней Саксонии, в сотрудничестве городским муниципалитетом.

Именно в этом относительно новом городском образовании находится штаб-квартира автомобильного концерна «Фольксваген» и его центральный завод. В мае 2000 года на свободных площадях в качестве нового аттракциона, призванного привлекать многочисленных посетителей, была открыта первая очередь построек комплекса автограда, семь павильонов которого сегодня обслуживают два миллиона человек.

С автоградом, расположенным на северном берегу Северогерманского канала, «Фэно» связан металлическим мостом, снабженным эскалаторами и лестницами. (Застекленный мост, позволяющий охватить взглядом не только выставочное пространство, но и окружение здания, проходит и через все внутреннее пространство Центра науки.) Однако архитектурный контекст для Захи Хадид в Вольфсбурге — сложнее. Здесь работали замечательные зодчие Бернгард Ганс Генрих Ханс Шарун (Городской театр), Петер Швегер (Художественный музей) и Алвар Аалто (приходской центр), так что высокая планка уже была задана.

Вольфсбург — промышленный город, побратим волжского Тольятти, основанный в 1937 году для заводов концерна «Фольксваген».

Творение Хадид в буквальном смысле встало в ряд мастерских произведений, сделалось самым ярким звеном единой цепи выдающихся построек, которые видны сквозь открытое пространство между массивными трапецевидными стоями первого этажа. Здание «Фэно», возведенное из монолитного и самоуплотняющегося бетона, расположено к северу от исторического центра и служит своего рода экраном, отгораживающим город от железнодорожных путей (линия ICE).

Комплекс уникального центра занял 27 000 квадратных метров. Заказчики и зодчие предусмотрели 250 экспериментальных подразделений: 210 научных и – художественных на пространстве в 9000 квадратных метров.
Соавтором Захи Хадид в этом и некоторых других проектах является Христос Пассас, который с 1998 года занимает в ее компании руководящие творческие позиции.
Сама Хадид очень пристрастно относится к новым технологиям: «Архитектура следует инновации, которая порождена социальным и технологическим развитием. Она не следует моде или экономическим циклам. <…>

Вечерняя подсветка здания

Вечерняя подсветка здания

Архитектура XXI века говорит на языке повседневной современной жизни — динамичной, очень плотной, разнообразной. Поэтому изучать новое — наша задача. Прорыв в технологиях позволил зодчим пересмотреть представления о форме и пространстве. Фасады принимают практически любую конфигурацию, их можно монтировать в любом месте, притом в одном слое материала заложены все главные функции — структурная, инсоляционная, изоляционная».

С самого начала здание поражало всех, кто его видел. О нем говорили как о гипнотическом явлении, постройке, которая трансформирует наше представление о настоящем и будущем. Первый этаж и конические опоры с наступлением темноты эффектно освещаются. Световые проемы на «крыше» первого этажа соблюдают ту же форму, что и разновеликие окна на стенах. Это — вертикальные и горизонтальные прямоугольники, только прямые углы в них чуть скруглены. (Прямых углов нет во всем здании!) Разнонаправленные транспортные и пешеходные пути, пересекающие здание между опорами, которые таким образом оказываются островами в руслах раз-личных потоков движения, как и маршруты внутри здания, создают сложную, почти каллиграфическую связь. Хадид говорит: «Я много экспериментировала, располагая обширные городские системы вдоль земной поверхности: буквально врезаясь в почву, чтобы выстроить разнообразные маршруты и функциональные зоны, чтобы между частями целого не возникало лишних границ. Отсюда возникла идея проницаемого, доступного каждому нижнего уровня».

zaha-hadid-complete-works-book-3

Новые строительные материалы позволили использовать уникальные конструкции, прочность которых обеспечивается большим количеством арматуры.
Основной выставочный объем поднят над землей, но и его бетонные опоры функциональны не только как несущие конструкции. Внутри них располагаются различные службы, центральный холл, киоски, кассы, лестницы, бар, конференц-зал и т. д. Благодаря балконным ограждениям объемы опор, прорвавшиеся в пространство второго этажа и напоминающие кратеры вулканов, оказываются обозримыми сверху.

Любитель диагоналей, как самых динамичных векторов, Хадид и здесь строит внутреннее выставочное пространство «по косой», усиливая интенсивность восприятия благодаря тому, что взгляду посетителя одновременно предстают для обозрения разные уровни экспозиции с перепадами рельефа, подчеркнутой криволинейной графикой, светящимися вставками на планшете и игрой световых струй с плафонов.
Футуристичесий облик парящего в пространстве тяжелого объема сделал здание объектом интереса кинематографистов: в фильме «Интернэшнл» оно играет роль штаб-квартиры международного синдиката торговцев оружием, а в фильме-катастрофе «Герои» — адронного коллайдера.

Уголки интерьера

Наименование центра науки «Фэно» прежде всего призвано открывать для просвещенного зрителя его предназначение: знакомство с феноменами науки. Но феноменом предстает и само здание. А потому оно включено в Список семи чудес современного мира (объектов, построенных в третьем тысячелетии) и отмечено различными архитектурными премиями.

Архитектурные особенности:
• Бетонные опоры функциональны не только как несущие конструкции. Внутри них располагаются различные службы, центральный холл, киоски, кассы, лестницы, бар, конференц-зал и т. д.
• Трапециевидные стои.
• Оконные проемы Центра — разного размера.
• Комплекс уникального научного центра занял 27 000 квадратных метров.
• «Фэно» расположен по адресу площадь Вилли Брандта, 1. Здание служит своеобразным экраном, заслонившим вид из исторического центра на железнодорожные пути.
• Стены выполнены из монолитного самоуплотняющегося бетона.
• Первый этаж и конические опоры с наступлением темноты эффектно освещаются.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

девятнадцать − 7 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>