Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Торре Агбар, Барселона (по проекту Жана Нувеля)

Торре Агбар Архитектура

Свой первый настоящий небоскреб — «Торре Агбар» — известный архитектор Жан Нувель начал придумывать в логике все той же «медиативной» архитектуры. И речь здесь совсем не о созвучном слове «медитация», а о существенном элементе развлекательности в совсем, казалось бы, серьезной постройке. Нувель получил заказ на строительство штаб-квартиры управления городского водоснабжения Барселоны в 1999 году. Надо отметить, что в предшествующее десятилетие каталонская столица служила местом особого интереса архитекторов и градостроителей всего мира, а план ее реконструкции к Олимпиаде 1992 года некоторое время считался эталонным для урбанистов прочих европейских городов. Многие именитые архитекторы отметились в эти годы работами для Барселоны.

Поэтому Жан Нувель прекрасно понимал, что задача создать новое административное здание для чиновников города из чисто утилитарной задачи вырастает в очередной вызов. И креативный француз вновь отвечает на этот вызов с помощью определенного трюка или аттракциона: его небоскреб обтекаемой фаллической формы несет сразу множество смыслов и ассоциаций, понятных любому зрителю. В результате получился объект, ставший одним из наиболее обсуждаемых и знаменитых небоскребов десятилетия.

Высотная башня с самого начала создавалась для нужд компании «Группа Агбар», специализирующейся на управлении городским водным хозяйством. По мнению автора, обтекаемая форма небоскреба должна была вызывать ассоциации с плавно струящимся фонтаном. Для усиления схожести Нувель облицевал здание стеклянными панелями, окрашенными эмалевой краской сорока разных оттенков, неравномерно распределенными по всей поверхности фасада. Панели разных цветов, от алого до темно-синего, создают систему отраженных световых бликов, похожих на поверхность водоема. Эта работа Жана Нувеля так впечатлила мировое профессиональное сообщество, что в 2006 году заслужила титул самого лучшего небоскреба в мире.

Кстати, Барселона, разогнавшись и войдя во вкус градостроительного обновления еще в начале 1990-х, успешно продолжила строить самые эффектные современные здания и небоскребы на рубеже 2000-х и позднее. В городской архитектуре отметились такие мастера, как Сантьяго Калатрава, Брюс Грэм, появилась новая телебашня, структурные хай-тековские небоскребы «Отель Артс» и «Диагональ Зеро-Зеро». После широкого признания «Торре Агбар», в Барселоне построили еще башню — «Порта Фира», которая стала лучшей в мире уже в 2010 году, обойдя самую грандиозную башню мира «Бурдж Халифа» в Дубае.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Но в момент проектирования и строительства «Торре Агбар» неизбежно возникали аналогии и сравнения с другим знаменитым фаллическим небоскребом Европы — лондонским Огурцом Фостера, спроектированным на несколько лет раньше, но возведенным почти в то же время. Испанская башня Нувеля решена совсем иначе с конструктивной точки зрения и по своему колориту заметно ярче и разнообразнее британского собрата. В лондонском Сити 180-метровая фостеровская башня встроена в плотный контекст высоток, а для Барселоны башня в 142 метра — явление редкое и уникальное. Возможно, именно поэтому городские власти выделили участок под строительство в новом районе города, удаленном от исторических достопримечательностей центра своей столицы.

Важные для Нувеля связи между символикой образа здания и местом, где небоскреб поставлен, автор часто упоминал в различных интервью. По его словам, кроме отсылок к воде в архитектуре здания проступает образ горы Монсеррат, возвышающейся неподалеку от города. Благодаря яркой образности и очевидной форме каталонский 38-этажный гигант получил свою долю народных прозвищ, среди которых наиболее безобидные: Огурец, Юбка, Бомба и Суппозиторий.

Башня Торре Агбар

Но все это с юмором и любовно, ведь здание действительно очень красиво смотрится в городе, особенно по ночам, на фоне южного звездного неба. Поскольку для живописной подсветки башня оснащена 45 000 светодиодных устройств, разнообразие визуальных впечатлений от башни особенно радует.

Конструктивное ядро расположено вне геометрического центра постройки, что позволило Нувелю организовать на основных этажах свободные большие пространства без внутренних перегородок и опор. Решение фасада, как и в здании Института арабского мира, технологически выверено и подчеркнуто декоративно. Разноцветная оболочка выделяет «Торре Агбар» на фоне городского ландшафта днем, а интенсивная подсветка обеспечивает художественные эффекты ночью, превращая практичный офис в яркий аттракцион. Элемент игры и трюка от Нувеля проявился и в деталировке фасада. Дело в том, что расположение 44 сотен окон небоскреба сложилось не в результате переноса идей с эскиза в рабочую документацию, а благодаря использованию генератора случайных чисел. Это компьютерное решение создало определенные проблемы для сохранения статики всей оболочки здания, зависящей от параметров каждого конкретного отверстия.

Вход в здание Торре Агбар

Машинный подход не помог выработке унифицированных элементов здания. Напротив, повысил стоимость проектирования и строительства, поскольку для каждого этажа потребовалось разрабатывать индивидуальный план. Для офиса с общей площадью в 30 000 квадратных метров — это дополнительная большая работа. Да и затраты на «Торре Агбар» в итоге составили 133 миллиона евро.

Адаптацией проекта к местным строительным условиям и нормам осуществляла испанская фирма «Б 720 Аркитектос», а возвела необычную высотку фирма ACS. В торжественной церемонии открытия небоскреба в начале 2005 года приняли участие сам король Испании Хуан Карлос и королева София.

Каталонский небоскреб Нувеля практически сразу получил признание коллег и пристальное внимание широкой общественности. При вручении премии за «Лучшее высотное здание 2006 года» организаторы конкурса особо отметили в «Торре Агбар» продуманное взаимодействие с окружением, лаконичность сложной геометрической формы и высокий уровень комфорта внутри здания. Для регулировки температурного режима в интерьере Нувель использовал интересные технологические приемы.

Вид подкупольного пространства

Система расположения оконных проемов в бетонном корпусе здания, предложенная компьютером, несмотря на сложность исполнения, позволила эффективнее защитить помещения от излишнего воздействия солнца. Еще один внешний слой наружной защиты составляют специальные жалюзи с датчиками температуры, установленные по всей высоте здания поверх основной стеклянной навесной оболочки фасада.

Эти жалюзи позволяют дополнительно уменьшить расходы энергии на кондиционирование здания. Так что и по общим параметрам технического совершенства, и по использованию интеллектуальных технологий нуве-левская башня «Торре Агбар» не уступает лондонскому собрату от гуру хай-тека сэра Нормана Фостера.

Поначалу на Нувеля обрушилась изрядная доля критики, но вскоре страсти утихли. В прессе возобладало мнение, что башня «Торре Агбар» ориентирована не столько на окружающую застройку балеарского побережья, сколько все-таки удачно вписана в каталонский пейзаж, став его архитектурной доминантой и очередным убедительным символом технической прогрессивности современной Каталонии. Поставленный на площади Пласа де лес Глорес Каталанес, примыкающей к проспекту Диагональ, 211, небоскреб является главным визуальным акцентом нового технологического квартала города. По высоте «Торре Агбар» уступает двум другим знаковым небоскребам Барселоны, стоящим вдоль набережной, — отелю «Дель Артс» и башне «Мапфре». А вот по цельности художественного образа определенно может поспорить. Простота и одновременная многозначность формы этого небоскреба была повторена Нувелем в несколько стилизованном варианте для флакона мужского одеколона «Ом», выпущенного модным домом «Ив Сен-Лоран» в 2008 году. В 2013 году знаменитый небоскреб Нувеля выкупила компания «Эмин Капитал» с намерением перепрофилировать офисную башню в отель сети «Хайатт».

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал