Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Торговый центр «Опера», Санкт-Петербург

Торговый центр "Опера", Санкт-Петербург Коммерческие здания и офисы

Объект: многофункциональный торговый центр «Опера»
Расположение: г. Санкт-Петербург, ул. Казанская, д. 3
Заказчик: «Корпорация С»
Девелопер: «Балтийский Монолит»
Застройщик: ООО «Дом на Казанской»
Генподрядчик: ЗАО «УНИСТО»
Генпроектировщик: АНО «Рейнберг и Шаров. Архитектурная мастерская»
Авторы проекта: М. Рейнберг, А. Шаров (ГАП), Л. Лутонина (ГИП)
Проектирование: январь 2002 г. – январь 2003 г.
Строительство: февраль 2004 г. – июль 2005 г.
Общая площадь, га: 0,2269
Площадь застройки, кв. м: 1728,5
Функциональное использование: торговый центр, ресторан на 100 посадочных мест, административное здание

Привычная созерцательная перспектива от Невского проспектак Казанскому собору уже год как радикально изменилась. Наместе прежнего малоэтажного домика, примыкавшего вплотнуюк решетке Воронихинского сада, возник амбициозный стеклянный фасад торгового комплекса «Опера». Этот проект стал вторым опытом сотрудничества девелоперской фирмы «Корпорация С» – одной из немногих в Санкт-Петербурге, которой удается строить в престижных исторических местах, – и архитектурного бюро «Рейнберг и Шаров». Предыдущий проект – жилой дом на Манежной площади – был сделан как раз в стилизованной манере. И поначалу на площадке возле Казанского собора также предполагалось жилое здание достаточно консервативного вида.

С февраля 2002 года начался многоэтапный генезис образа «Оперы» уже в качестве торгового центра. Рассматривались как неоклассические, так и ультрамодернистские варианты. Центральный вход возникал то посреди фасада, то на углу, с Казанской улицы. Варьировалось количество стекла на фасаде. Менялась форма эскалаторов.

Среди прочих вариантов архитекторы предлагали фасад, перечеркнутый от угла к углу молниевидной границей стекла и массивной стены, вдоль которой выстраивались эскалаторы. В более традиционных вариантах предполагалась стеклянная башенка-атриум на углу. Кстати, окончательный вариант здания с прозрачным фасадом оказался далеко не самым радикальным.

Здание представляет собой два самостоятельных объема – основной корпус и примыкающую к нему стеклянную галерею. Часть здания, переданная по договору Педагогическому университету, архитектурно и планировочно выделена в независимый блок. Против ожидания, что к архитектуре университетского корпуса заказчики отнесутся по принципу «бедной родственницы», боковой фасад получился достаточно эффектным: большая площадь остекления, облицовка камнем, интересные пропорции. Если бы не наличие рядом мощного конкурента в виде стеклянной галереи, университетский корпус можно было бы рассматривать как самодостаточный архитектурный прецедент.

Стеклянная галерея имеет собственную несущую конструкцию из сталных колонн и железобетонных перекрытий. Между перекрытиями галереи и основным зданием существует просвет шириной около 2 м, через который перекинуты мостики – по три на каждый этаж. Перекрытие как бы парит в воздухе, не соприкасаясь ни с одной из стен (со стороны улицы этого требовала конструкция стеклянного фасада). Главным инструментом иллюзии «воздушности» является, конечно, остекление, на котором настояли архитекторы. Планарная система позволяет обойтись без обрамления стекол, между ними просто оставлены зазоры. Фактически эта галерея не отапливается, являясь промежуточным звеном между улицей и торговыми залами. Только таким образом удалось добиться абсолютной прозрачности.

Обнаженные конструкции фасада вызывают в памяти Центр Помпиду в Париже. Архитекторы свободе ассоциаций не препятствуют, но намеренное их провоцирование отрицают. Со знаменитым памятником современной торговый центр «Опера» роднит не только прозрачность фасада, но и наличие эскалаторов как элементов его декора, а также предметов, при желании читаемых как «трубы». В данном случае под категорию труб попадают несущие колонны галереи. Они слишком длинные и тонкие, чтобы выглядеть классическими колоннами, несмотря на то, что в угоду окружению «Оперы» у них есть база и капитель. Собственно, само это окружение создает дополнительное сходство с Центром Помпиду. Ведь не столько дерзко торчащая инженерия, сколько инженерия, дерзко торчащая на фоне исторической застройки центра Парижа, сделала его символом радикальной архитектуры, пример которой теперь появился и в Питере.

Вопросы «интеграции здания в историческую среду» решены альтернативно. По словам Андрея Шарова, основополагающим инструментом интеграции была как раз полная противоположность «среде». Однако некоторые попытки указать, где мы находимся, все же были сделаны.

Торговый центр "Опера"

Тоже на уровне ассоциаций, чтобы не испортить дело грубой и, как обычно бывает, неудачной конкретикой. Вся монолитная часть фасада (выходящая на Казанскую улицу) полностью облицована камнем, подобранным в тон Казанскому собору. Использовать тот же камень было невозможно по ряду технических причин. Во-первых, впечатление от цвета собора складывается из трех разных типов облицовки. Во-вторых, месторождение доминирующего известняка уже исчерпано, то есть его практически нет в природе. Наконец, в наших условиях подобный известняк очень быстро портится, деформируется и темнеет. При грандиозных масштабах Казанского собора это не опасно, но для компактных ровных поверхностей требуется что-то более надежное. В результате авторы остановились на иранском мраморизированном известняке рыжевато-коричневого цвета. Со временем цвет камня немного потускнеет.

Второй интеграционный прием заключался в рисовании «образов» колонн. Фасад распадается на множество тонких линий – передний и задний ряды колонн, элементы планарной конструкции. Архитекторы хотели визуально объединить их в большие группы, чтобы издали рисунок фасада напоминал классическую колоннаду. Для этого из алюминия было выполнено нечто вроде «жалюзи» во всю высоту здания. Они закреплены в зазоре между перекрытиями и фасадным стеклом. Сохраняя прозрачность фасада, эти элементы разбивают его на шесть широких частей. Эскалаторы, использованные как дополнительные эффектные элементы, располагаются почти правильной диагональю от нижнего угла галереи к верхнему. Прочертить ровную диагональ эскалаторов не удалось по физическим причинам – не хватало длины фасада. На уровне четвертого этажа пришлось разомкнуть линию и продолжить с отступом назад. В торговых центрах расположение эскалаторов традиционно связано с маркетинговыми задачами – чтобы каждый следующий подъем был возможен после обхода части торгового зала. В данном случае архитекторы настояли на варианте с единой линией эскалаторов до четвертого этажа с возможностью свободного перемещения вдоль галереи. Каждый этаж торгового комплекса представляет собой единое пространство. Выгорожены только складские и подсобные помещения, сгруппированные вдоль заднего фасада.

В настоящее время открыты и функционируют только первые четыре этажа. Пятый и шестой ждут своего освоения. У всех работающих площадей «Оперы» один арендатор – фирма VANITY. И арендатор, и владельцы здания решили отказаться от традиционного торгового комплекса модульного типа. Комплекс функционирует в формате department store, абсолютно новом для России. Покупатель выбирает товары, свободно перемещаясь по всему зданию, и расплачивается только на выходе. У элитного магазина есть только одна «неэлитная» черта: отсутствие собственного паркинга. VIP-посетители оставляют автомобили на платной автостоянке за Казанским собором, после чего вместе с простым народом перебегают Казанскую улицу. Тому причина – история со строительством паркинга для отеля «Невский Палас» (1993 год), которое привело к деформации фундаментов двух соседних домов. В предпроектных пожеланиях заказчика подземная автостоянка значилась, однако архитекторы его переубедили. При этом вплоть до начала строительства у «Оперы» все же планировался подвал – для служебных нужд.

Отказались от него по причине больших финансовых затрат. Слабые грунты на месте строительства требовали закладки дорогостоящих шпунтов. Заказчик увидел смету, подумал – и решил ограничиться наземным пространством.

Расположение и архитектурная концепция торгового комплекса – это такой же маркетинговый ход, как и абсолютно новая система продажи. Здание с самым роскошным в городе видом создано так, чтобы сделать панораму на Невский проспект и Казанский собор частью интерьера и, в какой-то мере, товаром, продающимся в торговом центре. «Опера» продает стиль жизни. Стеклянный фасад – это, по сути, двусторонняя витрина. Для находящихся снаружи – это реклама VIP-стиля жизни, для находящихся внутри – лучшее подтверждение того, что они сделали правильный выбор.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал