Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Тихоокеанский центр дизайна Сезара Пелли

Архитектура

В творчестве Пелли Тихоокеанский центр дизайна (Pacific Design Cente, Лос-Анджелес, 1972-2011) занимает важное место, поскольку из-за долгого строительства в нем отразились творческие взгляды архитектора, развивавшиеся десятилетиями под влиянием моды и менявшихся представлений о красоте. Безусловно, проект не всегда требовал большой вовлеченности мастера. Еще в самом начале Сезар Пелли осознал, что необходимость согласовывать объекты с ожиданиями общества да при этом создавать среду для чрезвычайно творческого, но разнонаправленного художественного и дизайнерского сообщества, всегда полного собственных идей и критично настроенного к работе коллег, — трудная задача. И архитектор мастерски справился с ней: он построил такой комплекс, который не только отвечает возложенному на него функционалу, но и воспринимается как одна из достопримечательностей американского штата, избалованного сенсациями и знаменитостями. Проект стал хорошим толчком для успешного роста Пелли в востребованного американского архитектора, тонко понимающего потребности общества, для которого он работает.

Тихоокеанский центр дизайна представляет собой массивный многофункциональный комплекс, расположенный в Западном Голливуде, штат Калифорния. Его заказчиком выступил Чарльз С. Коэн.

Тихоокеанский центр дизайна. Вид сверху

Центр включает в себя около 130 различных мебельных демонстрационных залов, салонов и дизайнерских студий, небольших общественных и частных пространств, а также филиал Музея современного искусства (МОСА) и два ресторана знаменитого калифорнийского шеф-повара и ресторатора Вольфганга Пака. Центр дизайна — излюбленное место для профессиональных встреч и совместной творческой работы многих дизайнеров интерьера, архитекторов, декораторов Западного побережья. Обычные посетители также найдут в нем много интересного, что поможет грамотно реализовать их идеи по обустройству дома, квартиры или садового участка.[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

В зданиях Тихоокеанского центра дизайна проводится множество кинопоказов, выставок, образовательных лекций, специальных мероприятий и приемов как для профессионалов, так и для широкой общественности. Например, ежегодная церемония вручения премии фонда Элтона Джона по борьбе со СПИДом (фонд регулярно делает миллионные пожертвования на борьбу с этим страшным заболеванием) традиционно проходит именно здесь. Эта церемония в Калифорнии — одна из наиболее известных и почетных после оскаровской.

Зеленый корпус

Тихоокеанский центр дизайна изначально задумывался как общественно значимый объект, поэтому архитектурный облик нового комплекса должен был привлекать оригинальностью и свежестью решения. С другой стороны, потенциальные клиенты будущего Центра в основном придерживались достаточно консервативных взглядов. Создать сооружение, в равной степени отвечающее столь разнохарактерным представлениям, было довольно сложной профессиональной задачей.

Со всей серьезностью подойдя к новой работе, Пелли все же не ожидал, что это окажется одним из самых долгих проектов в его жизни: история строительства Тихоокеанского центра дизайна — почти 40 лет! Замысел родился у архитектора еще в начале 1970-х годов, когда он работал в компании «Груэн ассошиэйтс». В 1975 году был завершен первый корпус комплекса, получивший название «Синий кит» из-за того, что со стороны дороги его силуэт напоминает это гигантское млекопитающее.

Ночная подсветка площади

Подобная символичность и предметность образов сугубо утилитарных сооружений отражала распространение идей постмодернизма в американской архитектуре. Смелость в использовании контрастных цветов и смешение разнокалиберных форм также были присущи этому направлению. В рамках общей концепции Центра Пелли спроектировал на участке в 14 акров трехчастный комплекс из несимметричных разноцветных зданий, скомпонованных вокруг главного открытого общественного пространства — площади с пальмами и фонтанами. Здание первой очереди строительства выглядит как некий стеклянный протяженный монолит, особенность которого как раз и заключается в затейливом абрисе боковых фасадов, придающих стеклянному гиганту игривость и легкость малой архитектурной формы.

Детальная разработка второй очереди строительства — Зеленого здания — велась уже значительно позднее и учитывала потребности образованной к тому времени компании архитектора «Пелли Кларк Пелли аркитектс». Помимо штаб-квартиры компании новый корпус также содержал выставочные пространства. Зеленый стеклянный объем с треугольными торцевыми срезами придал композиции участка необходимую динамичность. Общий абрис зеленого здания по-разному раскрывается с различных углов зрения: главный фасад, обращенный к площади, представляет собой перевернутую трапецию на постаменте в три этажа. При некотором удалении от площади Зеленый корпус «прорастал» пирамидальной кровлей, а цилиндрический прозрачный объем с подсветкой уравновешивает общую угловатость здания. Зеленый корпус был закончен в 1988 году и наглядно отражал полновластное господство идей постмодернизма в американской архитектуре того времени.

Третья очередь строительства — Красный корпус — была закончена только в 2011 году. Она добавила еще 37 000 м2 выставочных и офисных площадей к давно и эффектно обжитым современными дизайнерами 70 000 м2 Синего и 42 000 м2 Зеленого корпусов. Самый динамичный и стремительный из трех, Красный корпус представляет собой вытянутую 8-этажную дугу с острым, почти «игольчатым» завершением с одной стороны и срезанным торцом — с другой. В начале работы над третьим корпусом в 2006 году Пелли предполагал сделать две изогнутые наклонные башни с семью уровнями парковки в верхней части и отдельным внутренним двором, засаженным пальмами. Композиция должна была раскрываться как в сторону склонов голливудских холмов, так и к остальным зданиям Центра.

Последующая проработка проекта внесла свои коррективы в последнюю часть замысла. Новое Красное здание получилось единым и, с некоторых ракурсов, чрезвычайно стремительно изогнутым объемом, «сидящим» на протяженном выгнутом постаменте. Общность структурного облика второй и третьей частей комплекса достигается за счет близкой этажности корпусов и единого ритма горизонтального чередования полос остекления на фасадах. И зеленое, и красное здания как бы состоят из полосатых фасадов с общим размером полос, но разными цветами облицовки. Дополнительное цветовое разнообразие вносит серо-коричневый оттенок полупрозрачного остекления цилиндрических и горизонтальных переходов — своеобразных бесцветных стыков между цветными «смысловыми» корпусами. Эти переходы перекликаются с ритмом мощения площади и светло-бежевым цветом маленького входного павильона МОСА, воспринимаемого как часть благоустройства территории вокруг зданий комплекса.

В Центре дизайна отразился опыт Сезара Пелли как ландшафтного дизайнера. Крупные корпуса уравновешиваются удобными и очень уютными членениями

Красный корпус. Общий вид

внешних пешеходных пространств. Дробная структура отдельных небольших частей открытых пространств складывается в цельную картину по принципу мозаики, и эта мозаика «держит» внимание посетителя, создавая эффект гармоничного целого. Даже контрастные цвета самих зданий умело подхвачены в рядах цветочных клумб и разновысокой зелени. Пелли также вводит определенный дизайн-код в цвета дорожек, что определенно выглядело новаторством во время создания первой очереди. Вода фонтана, отражающая стеклянные поверхности стен, тоже имеет собственную геометрию. Фонтан в горизонтальной плоскости имеет форму дуги с более светлыми и темными частями, что перекликается с чередующимися светлыми и темными полосами в облицовке фасадов. А направления самих стен зданий, стоящих друг к другу под разными углами, откликаются в пересечении вертикальных пунктирных прямых, образованных струями воды.

Существенную роль в позитивном восприятии объекта в городской среде играют сразу несколько факторов. Во-первых, контрастное цветовое и пространственное решение вместе с крупным размером частей комплекса позволяет ему быть заметным центром притяжения среди неплотной застройки этой части города. Во-вторых, благоустройство территории вокруг, грамотно организованная внутренняя площадь с затейливым треугольным фонтаном, аллеи пальм и нескучные светильники, обилие цветов и клумб добавляют привлекательности изначально лаконичным и массивным сооружениям. В-третьих, отдельный притягательный элемент комплекса — Музей современной архитектуры и дизайна, экспозиции которого привлекают и обычных туристов, и студентов художественных колледжей, и просто школьников.

По случаю успешного завершения многолетней работы над проектом Центра, в 2011 году на бульваре Сан-Висенте была проведена торжественная церемония закладки последнего памятного фрагмента облицовки фасада из красного стекла.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал