Терракотовые термитники – Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello

Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello

Милан, как и Москва, задыхается в кольце промышленных зон, которые правительство города стремится превратить в полноценные городские кварталы. Проект Nuovo Portello – великолепный образец грамотной реабилитации промзоны. Помимо продуманной программы застройки, он замечателен отменным качеством архитектуры. Мы имеем в виду в первую очередь не то, что дома красивы (хотя они очень красивы), а то, насколько детально и вдумчиво выстроены жилые системы. Архитекторы позаботились о кладовках, о палисадниках, о том, чтобы подъезды не были темными… Эти малозаметные подробности – то, что составляет наибольшую ценность архитектуры в глазах рядового горожанина.

Общие данные

Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello, Милан

название объекта: Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello
программа: пять социальных и три коммерческих жилых дома, офисное здание
расположение: район Nuovo Portello, Милан, Италия
девелопер: Auredia S.r.l.
архитектура: Cino Zucchi Architetti.

разработка генерального плана: Studio Valle Architeti Associati. Арх.: Gino Valle, Marco Carnelutti, Matteo Franceschin
генподрядчик: Marcora Costruzioni S.p.A.
консалтинговая компания: Pirelli & C. Real Estate Project Management
конструкции: Sajni e Zambetti S.r.l.
инженерия: Ariatta Ingegneria Dei Sistemi S.r.l.
интерьеры офисного здания: Tatiana Milone
проектирование: 2002 г.
строительство: 2004 – 2007 гг.
площадь территории, га: 1,8
площадь застройки, кв. м: 17 252 (муниципальные домапластины – 5 005, муниципальные дома-башни – 2 902, коммерческие башни – 4 912, офисное здание – 4 433)
общая площадь построек (с подземными этажами), кв. м: 32 000

Градостроительная справка

Территория, где прежде находился завод автоконцерна «Альфа-Ромео», расположена на северо-западе Милана, чуть в стороне от крупнейшей магистрали города, образованной улицами Viale Certosa и Corso Sempico, последняя из которых выходит на парк Семпико и центральную ось Миланского замка. Таким образом, она превосходно связана с городским центром. На юго-востоке с участком граничит комплекс старых зданий Миланской выставки, на месте которых администрация города планирует скоро построить квартал небоскребов по проектам мировых архитектурных звезд – «Москву-Сити» на миланский лад.

Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello, Милан

На западе от участка, на некотором расстоянии от него, находится Monte Stella – искусственный холм высотой 170 м, сложенный из обломков домов, разрушенных во время Второй мировой войны, с парком, который разбил знаменитый архитектор Пьеро Боттони. Окружающая застройка – это, в основном, многоквартирные дома конца XIX–XX веков. Самые старые из них стоят блоками, с фасадами, вытянутыми вдоль улиц, и замкнутыми дворами внутри; более новые – островами; среди них есть и дома-пластины, и дома-башни.

Описание квартала 2b-2c в районе Nuovo Portello

Джино Валле, разработавший Интегрированную программу развития (Programma Integrato di Intervento) района Портелло, стремился добиться максимального разнообразия городских функций в пределах одного района. В одном только квартале 2b-2c, который застраивает Чино Дзукки, друг с другом соседствуют муниципальные и коммерческие жилые дома и офисное здание. В последнем даже собирались открыть кафе, которое могло бы стать для жителей квартала центром неформального общения, но в итоге на его месте, к сожалению, устроен шоурум. На соседнем участке расположен торговый комплекс — первый объект, построенный на территории завода после того, как снесли фабричные постройки.

Кстати, офисное здание в квартале 2b-2c арендует владелец этого комплекса, компания IPER. Вообще, совмещать в одном районе максимум функций – любимое занятие градостроителей во всем мире, но редко кому действительно удается воплотить масштабную и сложную программу без больших искажений. Проект Nuovo Portello пока остается редким исключением из этого правила.

Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello, Милан

Торговый центр, который построила студия Джино Валле, примыкает к кварталу 2b-2c с северо-запада, парк Чарльза Дженкса – с юго-запада, то есть с солнечной стороны. На северо-востоке квартал граничит с Виа Траяно – сравнительно узкой и тихой улицей, на юго-востоке – с шумной магистралью Виале Серра, которая вдобавок образует в этом месте развязку с эстакадой. По диагонали, почти строго с севера на юг, участок пересекает пешеходная улица, которая вскоре должна продолжиться пешеходным мостом через Виале Серра и соединить квартал с южными кластерами реконструируемого района и ближайшим павильоном Миланской выставки.

Улочка начинается у входного павильона торгового центра и выходит к Виале Серра как раз в том месте, где эстакада опускается на уровень земли. Только здесь и можно перекинуть через дорогу мост. На западе, в отдалении, виден высокий зеленый холм – Монте  Стелла. Насыпные холмы в парке Чарльза Дженкса закрывают от взгляда дома, стоящие перед ним.

Если смотреть на Монте Стелла из квартала 2b-2c (по крайней мере, с уровня земли), будет казаться, что холм поднимается прямо из-за гребней парка. Девять домов, составляющие кластер, стоят на общем основании – двухуровневой автостоянке, устроенной под всем участком и разделенной на девять, по числу построек, изолированных частей. Да и сами здания мыслятся не как обособленные «острова» архитектурной массы, а как целостная, хоть и насыщенная воздухом, городская ткань.

Застройка намного плотнее, чем предполагают каноны модернистского «города-сада», к чему архитекторов, впрочем, главным образом побуждали коммерческие нужды застройщика. Вдоль юго-восточной границы участка стоят три дома-пластины, повернутые к Виале Серра массивными, с небольшим количеством окон, торцами.

Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello, Милан

Высокая ограда объединяет три торцовые стены понизу, делая их похожими на вырезанный по трафарету силуэт крепостной стены с башнями. Этой стеной квартал отгородился от шума и гари многополосного шоссе. Северную часть участка занимают пять домов-башен. В трех из них (само собой, в тех, которые стоят ближе к парку) квартиры предназначены для продажи. В двух других, так же, как и в домах-пластинах, расположено социальное жилье.

Интересно, что сама типология дома-башни в Милане сейчас дискредитирована. Слишком много башен, построенных там в последнее время, представляют собой произведения откровенно некачественной, поточной архитектуры. Так что со стороны Чино Дзукки было большой смелостью решиться на строительство именно высотных объектов.

Свой выбор архитекторы объясняют желанием разредить городскую ткань – с тем, чтобы жители домов, окружающих квартал, могли увидеть в просветах хоть немного зелени парка и поднимающегося за ним рукотворного холма. В центре участка расположено четырехэтажное офисное здание, в общих чертах повторяющее абрис постройки, стоявшей тут прежде, – старой заводской столовой.

Эффектный фасад этой столовой, выполненный в интернациональном стиле 1920-х гг., сохранился по Виа Траяно. Новое здание пристроено к нему сзади. Вообще на Виа Траяно дома выходят к самой кромке улицы, образуя вдоль тротуара пунктирную линию фасадов, подобно домам на ее противоположной стороне. В квартал очень легко попасть с этой улицы, пройдя между домами; и обращенный к ней старый фасад с порталом-воронкой, оставшийся от столовой, берет на себя символическую роль входа в комплекс.Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello, Милан

На юго-запад, в сторону парка, смотрят лоджии, протянувшиеся вдоль фасадов домов-пластин во всю их длину, и стеклянные эркеры коммерческих башен (пока еще, впрочем, не достроенных). С этой стороны архитектурная масса пориста, как губка, и максимально открыта солнцу и зеленым просторам вокруг. Внутреннего двора у квартала нет. Его роль играет тот самый диагональный сквозной проход, о котором говорилось ранее.

Дома поставлены так, что наиболее эффектные виды на них открываются именно с этой пешеходной дорожки. Например, с нее лучше всего виден острый, как кончик грифельного карандаша, угол офисного здания. На нее же должны были выходить окна кафе. Две муниципальные башни перекрыты скатными кровлями, чтобы их силуэты, увенчанные фронтонами, фланкировали вход на пешеходную дорожку с севера.

Три дома-пластины, стоящие вдоль Виале Серра, имеют сходную планировку. Лестницы и лифты находятся в глубине корпусов, и, чтобы от входных дверей к ним не вели длинные темные коридоры, архитектор «подрезал» корпуса снизу, устроив вдоль северо-восточных фасадов глубокие и высокие (в два этажа) сквозные портики. Из них, войдя в стеклянные павильоны подъездов, сразу попадаешь на лестницу.

Из каждого подъезда дверь ведет на противоположную сторону дома, в маленький закрытый садик, который находится в собственности жильцов. Эти садики (у каждого дома-пластины есть свой) приподняты над уровнем мостовой на метр, поскольку для того, чтобы в них могли расти деревья, над перекрытиями автостоянки потребовалось насыпать метровый слой земли.

Подпорные стены одновременно служат оградами садов, а с третьей, юго-восточной стороны, их прикрывает высокая ограда комплекса. Внутри нее помещаются пандусы, по которым автомобили съезжают на подземные уровни под домами. На первых этажах нет квартир. Там располагаются залы, где собираются жильцы, чтобы отметить чей-нибудь день рождения или обсудить дела кондоминиума, и чуланы, где они хранят свои личные вещи, велосипеды, мопеды.

Кроме того, в том доме, который стоит на красной линии Виа Траяно, на первом этаже есть небольшие помещения под сдачу в аренду, где могут расположиться, например, продуктовые магазины и отделения банков. Почти все квартиры обращены на обе стороны пластины, причем на северо-восток смотрят узкие окна спален и ванных, а на солнечную, юго-западную сторону – широкие окна гостиных.Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello, Милан

По итальянским законам, в каждой квартире должна быть ванная комната с естественной вентиляцией, поэтому у этих помещений есть окна. Однако эти окна выходят в узкие и глубокие ниши на северо-восточных, и следовательно, всегда затененных фасадах, так что разглядеть в них что-нибудь невозможно. Юго-западные фасады представляют собой сплошную металлическую решетку, на которую опираются широкие лоджии.

Повторяя контур стены, лоджии уходят в глубь здания, образуя открытые солнцу микродворы, через которые жильцы соседних квартир могут переговариваться друг с другом. Нельзя сказать, что жильцы всех трех домов-пластин поставлены в равные условия. Если из окон крайнего дома можно увидеть все пространство городского парка и живописный холм на горизонте, то остальные два вынуждены довольствоваться маленькими садами во дворах.

К тому же и солнца им достается меньше, хотя, срезав под углом северо-западные торцы домов-пластин, архитектор немного открыл дворы его вечерним лучам. У башен, как и у домов-пластин, на нижних этажах устроены портики, общественные помещения и кладовые. Квартиры также имеют разную площадь, и каждая выходит окнами или на две, или на три стены. Здесь тоже вдоволь промежуточных пространств между улицей и домом: у каждой квартиры есть одна или две глубокие лоджии.

В башнях с коммерческим жильем площадь лоджий увеличена за счет стеклянных эркеров, благодаря которым намного увеличивается угол обзора. Внутреннее устройство офисного здания довольно просто: это коробка с максимально широким шагом колонн и большими окнами. Два его верхних этажа прорезаны застекленным световым колодцем. Кафе, в устройстве которого архитектор потерпел досадную неудачу, должно было находиться в пристройке к северо-западному фасаду, обращенной к торговому центру на соседнем участке.Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello, Милан

Косой срез витражного окна в пристройке рифмуется с формой углового павильона последнего. Однако арендатор нашел для этого помещения другое применение, и на композиционные переклички между зданиями теперь любуются не посетители кафе, а партнеры торговой фирмы. Фасады домов отделаны с фанатической любовью к материалу. Используются стекла с разными уровнями прозрачности. Камень для облицовки жилых домов везли из Апулии, для офисного корпуса – с хорватской границы. Итальянцы вообще любят камень; а миланцы, кроме того, любят кирпич. Милан – вообще кирпичный город. Из этого материала построены и его средневековые церкви и дворцы, и многие дома XX века.

Так, дома, стоящие вокруг квартала 2b-2c, практически все построены из кирпича. Поэтому терракотовая облицовка, покрывающая бетонные стены этого комплекса, сращивает его с городом, делает неотъемлемой частью городской плоти. Надо сказать, что эта архитектура вообще очень чутка к традиции. В ней мало революционного. Например, фасады с накладными ставнями-задвижками и каменными вставками в кирпичную облицовку, донельзя запутывающими почти регулярный ритм окон, – вариация, и притом очень похожая, на тему построек Луиджи Качча Доминиони (Luigi Caccia Dominioni), классика миланской послевоенной архитектуры. Планировки просты и тоже достаточно традиционны.

Проект по-настоящему хорош своими мелкими бытовыми деталями: тем, что архитектор позаботился о приватности ванных комнат, тем, что он заботливо развернул дома к солнцу, не поленился насыпать метровый слой земли, чтобы во дворах росли деревья, не забыл о чуланах и актовых залах. Но и эти мелочи в значительной мере не изобретены авторами, а позаимствованы из богатого наследия итальянской, и особенно миланской, жилой архитектуры, которую Чино Дзукки великолепно знает и очень любит.

При этом в облике зданий много своеобразного, прежде невиданного: скульптурная работа с объемами, выявляющая контур; синкопированный ритм решетчатых фасадов (хотя сама идея стены-решетки в архитектуре модернизма – не новая); геометризация поверхностей, особенно заметная в офисном здании, где окна выведены в одну плоскость с облицовкой стен, а переход от стены к кровле оформлен как абстрактное ребро, без карниза или парапета.

Все это на удивление естественно сочетается с общей традиционностью построек. Происходит это потому, что архитектор не декларирует свою приверженность традиции. Он просто живет в ней.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

четыре + 3 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>