“Танцующий” дом Фрэнка Гери

"Танцующий" дом Фрэнка Гери

Архитектура должна отражать свою эпоху и место, но стремиться к вечности.

Знаменитый Танцующий дом, который не минует, пожалуй, ни один турист переполненной достопримечательностями Праги.

Родом из Канады, Фрэнк Гери (1929-) появился на международной архитектурной арене в 1997 году, О нем заговорили после открытия Музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания, который стал олицетворением деконструктивистской архитектуры: сооружений, в которых угловые плоскости и структура имеют иррациональный дизайн в визуальной попытке бросить сознательный вызов устоявшимся принципам.

Всемирная эйфория по поводу Музея Гуггенхайма в Бильбао превратила Гери в международного «стархитектора», отодвинув на задний план другие, не менее значимые его творения. Его первым крупным проектом стал Аэрокосмический музей Калифорнии (1984), в котором он вывернул «наизнанку» навесные стены, чтобы расширить выставочное пространство.

Это его раннее сооружение послужило основой Музея дизайна Витра (1989) в Вайль-на-Рейне, Германия, и изогнутых линий и угловых плоскостей остекленного Художественного музея Вейзмана (1993) при Университете Миннесоты. Именно эти сооружения легли в основу дизайна Танцующего дома в Праге, известного под названием «Джинджер и Фред», принадлежащего Банку Nationale-Nederlanden. Спонсоры проекта сменили его первоначальное предназначение с культурного на административное.

Здесь архитектор Гери выступил сотрудником хорвата Владо Милунича, друга президента Вацлава Гавела. Милунич жил по соседству с пустырем, отведанным для строительства, ранее на этом месте стоял разбомбленный американцами во Второй мировой войне дом. (Отметим, что все остальные дома улицы в стиле эклектики составляют разительный контраст с новостройкой.)

Голландская страховая компания «Нэшионал-Нидерлейден», которая в то время владела участком, поставила условие — привлечь к проекту Гери. Идея столь необычного дома, своим обликом ломавшего все стереотипы, была тотально отвергнута пражскими высшими кругами, включая художественную общественность. Однако президент, ориентированный на новые пути развития страны, настоял на утверждении такого поистине антитоталитарного проекта и его реализации. Так скучное офисное здание сделалось подлинным аттракционом.

Угол строения фиксируют две округлые башни, соединенные «мостиком»: одна — правильный цилиндр, установленный на единственной опоре, другая — с перегибом посередине, словно прислонившаяся к ней, расширяющаяся книзу женская и мужская фигуры в танце. «Джинджер и Фред» — так назвал свое творение Гери, вспоминая легендарных голливудских танцоров-кинозвезд (правда, не желая вносить в обиход популистский американизм, не настаивал на нем). Чехи же называют свое архитектурное чудо просто — «Стакан» и уже давно гордятся им.

"Танцующий" дом Фрэнка Гери

Тем не менее название «Танцующий дом» наиболее распространено. Асимметрические сдвиги, волны движения, ощущение нарушения координации и, напротив, динамической устойчивости захватывают. Все это эхом, в параметрах более умиротворяющей амплитуды, продолжается в линиях оконных проемов на волнообразных этажных векторах самой стабильной боковой части здания. Сегодня на верхнем уровне дома работает ресторан «Жемчужина Праги» (La Perle de Prague) с видом на спокойные воды Влтавы.

Творения Гери отличаются дикими формами, возможными благодаря адаптации программы САНА, разработанной в 1977 году французской самолетостроительной компанией Dassault. Танцующий дом стал первым проектом Гери, созданным с использованием этой программы. Хотя внешний вид сооружения до сих пор является предметом споров, эта программа позволила Гери создать современный дизайн, отражающий экспрессивные стили прошлого, от Венского Сецессиона до Арт Нуво.

Необычное 8-этажное сооружение из стали, стекла и штукатурки производит впечатление современного монумента в стиле Барокко на фоне исторического окружения. Вход со стороны фасада с кривыми переплетающимися башенками получил название «Джинджер и Фред» в честь голливудских танцоров 1930-х гг. Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Наклонные башни служат осязаемым выражением идей Гери и Милунича о создании сооружения, отражающего статические и динамические силы.

По замыслу чешского президента Вацлава Гавела, этот участок должен был быть отдан под культурное использование. Он поручил чешскому архитектору Владо Мулиничу изучить эту территорию. Однако, когда в игру вступил банк Nationale-Nederlanden, его руководство привлекло известного архитектора. Выбор пал на Гери. Танцующий дом — результат сотрудничества двух мастеров. Его вертикальная композиция и визуально искаженный фасад предвосхищают вертикальные творения Гери, от небольшого Стата-центра при Массачусетском технологическом институте (2004) до гигантского небоскреба на 8 Спрюс Стрит (2011) в Нью-Йорке.

Архитектурные особенности Танцующего дома:

  • Стеклянная «юбочка» обрамляет изящные ножки (опорные столбы);
  • Патронировал строительство дома Вацлав Гавел — президент Чехии;
  • Башня «Джинджер», словно страстная танцовщица, прижимается к своему партнеру;
  • Верхний уровень здания –  ресторан «Жемчужина Праги»;
  • Синкопический ритм расположения окон на башне продолжен на фасаде соседнего крыла здания;
  • Танцующий дом был возведен на пустыре, возникшем после бомбардировки американской авиацией в конце Второй мировой войны.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

девять − 3 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>