Стеклянный дом (Нью-Канаан, штат Коннектикут)

Стеклянный дом (Нью-Канаан, штат Коннектикут)

В 1949 году Филипп Джонсон построил Стеклянный дом (Нью-Канаан, штат Коннектикут, США). Сегодня дом является музеем, находящимся с 1997 года под защитой Национального фонда охраны памятников истории, и открыт для посещения. А изначально архитектор строил его как собственную резиденцию, и вряд ли кто-то другой согласился бы в нем жить, открывая свою личную жизнь на обозрение всему миру через стеклянные стены.

Стеклянный дом был открытым парафразом к проекту виллы Фарнсворт Миса ван дер Роэ, а также развитием той архитектурной концепции, которая сложилась с самых первых построек Джонсона: дома архитектора в Кембридже на Эш-стрит и Буф-хауса в Белфорде, где часть фасадов уже была выполнена из стекла. Нужна была известная смелость, чтобы сделать дом прозрачным со всех сторон, ведь Джонсон бросал вызов архитектурным традициям; сознанию общества, принимавшему дом как крепость, в которой всегда можно укрыться; понятиям безопасности, домашнего уюта и личного пространства.

Стеклянный и Кирпичный дома в резиденции Филиппа Джонсона

Стеклянный и Кирпичный дома в резиденции Филиппа Джонсона

И все же оригинальная идея принадлежала именно европейцу Мису ван дер Роэ. Макет виллы Фарнсворт был представлен на персональной выставке архитектора 1947 года, которую Джонсон организовал в нью-йоркском МОМА. Надо сказать, что к тому времени Джонсон уже ассимилировал идеи немца в Америке, положив их в основу интернационального стиля.

Проект Миса вызвал шквал критики среди американской культурной общественности. Кто-то восхвалял его за смелые архитектурные решения, кто-то осуждал как «коммунистическую попытку подорвать основы американской культуры». Особенно невзлюбил европейский модернизм самый «американский» из архитекторов того времени Фрэнк Ллойд Райт, критиковавший впоследствии и Джонсона. В одной из своих статей Джонсон назвал Райта одним из величайших архитекторов в истории. В ответ Райт написал ему личное письмо: «Если вы считаете меня великим, то почему же вы подражаете не моей архитектуре?»

Стеклянный дом стал одним из ранних примеров строительства «уникальной» архитектуры из индустриальных материалов — стали и стекла. Он расположен на большом частном участке, который Джонсон застраивал небольшими объектами на протяжении всей жизни. Поэтому на самом деле дом скрыт от глаз прохожих.

Вид на Стеклянный дом и Озерный павильон с западной стороны

Вид на Стеклянный дом и Озерный павильон с западной стороны

Дизайном ландшафта занимался сам Джонсон при участии своего друга и компаньона, критика, коллекционера и куратора Дэвида Уитни. Они стремились воссоздать пейзажи классических картин: так, с восточной стороны открывался вид на пейзаж с картины «Похороны Фокиона» (1648) французского художника Никола Пуссена. Джонсон говорил, что «такие живые обои стоили ему целого состояния». Однажды Фрэнк Ллойд Райт посетил Стеклянный дом, и его спросили, понравилась ли ему архитектура Филиппа Джонсона, на что он с улыбкой ответил: «Разве это была архитектура? Мне показалось, что я все время находился в саду».

Стеклянный дом совсем небольшой по размеру: 17 метров в длину, 9,8 метра в ширину и 3,2 метра в высоту. Кухня, спальня и столовая составляют единое пространство, окруженное стеклом внешних стен. Пол вымощен простым кирпичом и приподнят над землей на четверть метра. Интерьер зонирован невысокими кабинетами из орехового дерева. Единственным непрозрачным помещением, разграничивающим пространство от пола до потолка, стала круглая ванная комната, встроенная прямо в середину дома. Джонсон в очередной раз проявляет уважение к Мису ван дер Роэ, воспроизводя интерьеры барселонского павильона (Стеклянный дом даже обставлен такой же мебелью, в том числе есть и кресло «Барселона» с кожаной светло-коричневой обивкой).

Впоследствии на участке в 47 акров появилось еще 13 построек в модернистском духе, среди которых Кирпичный дом (1949–1950), служивший изначально гостевым домом, а потом и хозяйским: здесь стал жить архитектор, оставив Стеклянный дом для приемов, выставок и презентаций; павильон (1962); картинная галерея (1965); скульптурная галерея (1970); студия архитектора (1980); Дом-призрак (1982); Башня Кирштейна (1985), посвященная верному другу Джонсона, Линкольну Кирштейну; и дом-портал «Да Монста» (1995). Так как все они были сооружены в разное время, то, не выходя за пределы участка, можно проследить, как эволюционировал индивидуальный стиль архитектора.

Все постройки представляют собой различные вариации и комбинации прямоугольных и округлых форм, повторяя друг друга или чередуясь и образуя пространственную ритмическую композицию. Так, к примеру, ортогональный Стеклянный дом дополнен круглой ванной комнатой, а Кирпичный дом — это простая прямоугольная «коробка», выложенная из кирпича, без окон, с единственной дверью и плоской крышей — фланкируют небольшие круглые бассейны и скульптурная композиция Дональда Джадда.

Вид на Стеклянный дом с северо-восточной стороны

Вид на Стеклянный дом с северо-восточной стороны

Кстати, его работу, как и работы многих других современных художников, среди которых были произведения Энди Уорхолла, Джаспера Джонса, Фрэнка Стеллы, Роберта Раушенберга и многих других мастеров, Джонсон покупал по совету Дэвида Уитни, обладавшего невероятным художественным чутьем и, собственно, ставшего одним из тех, кто открыл художника Энди Уорхола. Вся эта коллекция хранилась в помещениях картинной и скульптурной галерей, Кирпичного дома и студии Джонсона. Картинная галерея была устроена под землей, а вход в нее имитировал древнее сооружение «Сокровищницу Атрея» (или «Гробницу Агамемнона») в Микенах. Такая имитация была типичным постмодернистским приемом.

Остальные здания сам Джонсон называл «шалостями» в силу крохотных размеров и причудливых игривых форм, делавших их просто воплощением архитектурных фантазий, непригодных для использования. Так, Озерный павильон представляет собой небольшой открытый со всех сторон подиум с перекрытием, опирающимся на ряды арок.

Стеклянный дом

Стеклянный дом

Совершенно итальянская по духу, эта архитектурная «игрушка» оказывается постмодернистским объектом: элемент классической архитектуры, вырванный из привычного контекста, многократно помноженный сам на себя и оставленный «просто так», без какой-либо функции посреди открытого пространства. А Дом-призрак оказывается всего лишь конструкцией из цепей, растянутых по форме, повторяющей очертания дома. Здесь стены, пол или крыша отсутствуют совсем, а само здание превращено в цветочный павильон, в котором растут лилии и дикий виноград.

Из всех построек комплекса выделяется красночерный павильон «Да Монста» (1995) без единого правильного угла. Эта поздняя постмодернистская постройка демонстрирует виртуозное владение Джонсоном формой: жесткое начинает казаться мягким и податливым, а прямое и тектоническое — гибким и неустойчивым. И главное, зодчий не просто фантазирует, свободно обращаясь с архитектурной формой, но и знает, как технически реализовать задуманное.

Изначально идея компоновки абстрактных форм в подобную композицию принадлежала художнику Фрэнку Стелле, которую он планировал сделать для Дрездена. Он не знал, как технически воплотить ее в жизнь, и рассказал о концепции Джонсону. Тот же, обладая колоссальным архитектурным опытом, смог это сделать. Другим источником вдохновения при строительстве павильона стали работы немецкого архитектора-экспрессиониста Эрмана Финштерлина, который, по словам самого Джонсона, вдохновил его на строительство другого выдающегося проекта — Хрустального собора.

Интерьер Стеклянного дома. Кресло «Барселона», выполненное по дизайну Миса ван дер Роэ

Интерьер Стеклянного дома. Кресло «Барселона», выполненное по дизайну Миса ван дер Роэ

Весь комплекс Стеклянного дома вместе с окружающими постройками можно считать лабораторией, в которой Филипп Джонсон опробовал новые формы и стилистические приемы. Здесь он не боялся экспериментировать, создавать новое, не оглядываясь ни на какие прототипы. Стеклянный дом был всего лишь пробой пера для Джонсона, который еще даже не сформировал серьезного взгляда на архитектуру и не выработал индивидуальных стилистических приемов.

Райт однажды, вскоре после окончания строительства Стеклянного дома, сказал ему: «Знаете, за что я вас ненавижу? За то, что вы пытаетесь усидеть сразу на двух стульях: строите лишь тогда, когда захотите, а все остальное время критикуете всех нас». Возможно, именно эти слова подтолкнули Джонсона серьезно заняться архитектурной практикой.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Дизайном ландшафта занимался сам Джонсон вместе с другом, куратором Дэвидом Уитни. В ландшафте они стремились воссоздать пейзажи классических картин, таких как «Похороны Фокиона» (1648) французского художника Никола Пуссена.
  • Сам Филипп Джонсон жил в соседнем Кирпичном доме, оставив Стеклянный для приемов, выставок и презентаций.
  • Среди мебели, которой обставлен Стеклянный дом, есть коричневое кожаное кресло «Барселона», которое впервые было представлено в барселонском павильоне Миса ван дер Роэ на Всемирной выставке 1937 года.
  • Стеклянный дом стал одним из ранних примеров архитектуры из индустриальных материалов — стали и стекла.
  • Кухня, спальня и столовая составляют единое пространство, окруженное стеклом внешних стен.
  • Единственным «непрозрачным» помещением в доме является ванная комната
  • Интерьер зонирован невысокими кабинетами из орехового дерева.
  • Стеклянный дом стал одним из 14 сооружений ансамбля, построенных архитектором для себя самого.
  • Стеклянный дом был открытым парафразом к проекту виллы Фарнсворт архитектора Миса ван дер Роэ.
  • Стеклянный дом совсем небольшой по размеру: 17 м в длину, 9,8 м в ширину и 3,2 м в высоту.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

три × 1 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>