Специфика современных архитектурных конкурсов в России

Архитектурный конкурс. Инструкция

Архитектурный конкурс – это самая правильная и самая честная форма борьбы для профессии архитекторов, самая естественная форма утверждения себя, понимания своего места в архитектуре. Несмотря на соперничество, во время конкурсов архитекторы представляют единое сообщество. В этом стимул для развития профессионального сознания, коллективного или индивидуального и, в конце концов, инструмент для развития профессии и архитектуры.

Разрыв между конкурсом и строительством

Однако можно выиграть более 20 первых премий, и так и не построить ни один из этих проектов. Все они так и останутся на бумаге, какие-то – в виде конкурсного предложения, какие-то – на стадии проекта, для каких-то на стадии разработки рабочей документации.
За последние 50 лет возник чудовищный разрыв между конкурсной и архитектурно-строительной практикой.

В 1970-90-е годы большинство конкурсов даже не предполагали какой-то связи с реальностью, они существовали в ином, скорее артистическом, пространстве и в этом была их привлекательность.

Сейчас ситуация изменилась. Но архитектурные конкурсы, а тем более архитекторы и их проекты, победившие в этих конкурсах, никому не нужны. Вся система организации проектного дела в России не предполагает подобного способа отбора решений и людей.

Во всем мире конкурсы – это серьезнейшая акция, которая дает архитекторам возможность добиваться признания и получать возможность строить знаковые объекты, а при необходимости и отстаивать свои права. Существуют международные положения о конкурсах, принятые Международным союзом архитекторов, Всемирной торговой организацией и другими международными структурами. Это очень серьезно.

В России, как только архитектор получает через конкурс столь значительное положение и права, он становится неподконтролен, а следовательно, неудобен для заказчика, инвестора.

Причины проведения архитектурных конкурсов.

Но архитектурные конкурсы проводятся. И в основном, ради двух вещей: поиска решения и поиска людей, которые дальше будут проектировать. В первом случае конкурсы проводятся, потому что заказчик (девелопер) не представляет себе всего потенциала участка, и фактически являются чем-то вроде экспертной оценки или блиц-опроса на тему, что можно получить на данной площадке и как это может выглядеть.

Такие конкурсы оказывают влияние только на оценку перспективности проекта и не имеют продолжения. Во втором случае конкурсы проходят вне проектного содержания, без представления каких-то проектных решений и вырождаются в формы неких тендеров, когда претенденты представляют лишь свое портфолио. В данном случае заказчик оценивает конкурсантов с позиции легкости прохождения согласующих инстанций или, наоборот, сокращения стоимости проектных работ.

Конкурсы – PR-акция

После проведения такого конкурса можно уже ничем не заниматься. Вы заявили о себе, прогремели в прессе, конкурсные проекты прошли по первым полосам таблоидов, а дальше можно получить огромные барыши, продав участок, проектили всю компанию целиком, переложив на чужие плечи все треволнения, связанные с реализацией широко разрекламированных планов.

Сейчас появилась такая архитектура, существование которой проходит в виртуальном информационном пространстве.

И такое существование проекта оказывается, что самое удивительное, не менее, а зачастую и более значимым, чем состояние реальное. Самые оживленные дискуссии идут вокруг 3D-визуализаций проектов, а не вокруг фотографий построек. Построенный дом уже не вызывает ни малейшего интереса. Это очень тревожно.

Более того, различные строительные организации считают позволительным для себя приглашать для совместной работы или для участия в организуемых ими конкурсах мировых звезд архитектуры, таких как Рем Колхас, Кишо Курокава, используя авторитет зарубежных архитекторов для саморекламы.

Присутствие их имен становится гарантией повышения статуса застройщика, оправдывает его претензии на международный уровень мероприятия, но не приводит к принципиальным изменениям в отношении заказчика к соблюдениям авторских прав и обязательств перед конкурсантами. И судьи, и участники конкурса становятся заложниками его интересов.

Международные нормы и правила проведения архитектурных конкурсов

Огромное число конкурсов, которые объявляются сейчас в нашей стране, делаются с нарушениями международного законодательства, регламентирующего конкурсные процессы.

К их проведению не привлекаются Союзы архитекторов. Любой заказчик, любой застройщик может объявить конкурс, написать программу, пригласить 4–5 архитекторов и даже не оглашать результаты. На самых невыгодных для архитекторов условиях получить набор решений и добиться максимального эффекта для самого себя.

Каковы бы ни были нынешние архитектурные конкурсы в России, архитекторы не могут себе позволить роскошь не участвовать в них. Конкурс остается серьезнейшим и едва ли не единственным стимулом к активному саморазвитию. Даже если вы не выигрываете, ваше участие, ваша попытка весьма значимы для вас. Для архитектора и бюро гораздо важнее утвердить свою репутацию в глазах своих коллег, найти и апробировать новые идеи.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

восемнадцать − пятнадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>