Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Спа-центр «Горный оазис» в Аросе

Спа-центр «Горный оазис» в Аросе Архитектура

В начале нового века архитектор Марио Ботта очень активно работал сразу над многими зданиями совершенно разного характера. Это и реконструкция прославленного оперного театра Ла Скала в Милане, и строительство новой библиотеки в Бергамо, и совместный с Ремом Колхасом и Жаном Нувелем азиатский проект Лиум — Музей искусств компании «Самсунг» в Сеуле. Кроме того, в 2000-х Ботта достраивал Библиотеку Вернера Экслина в Айнзидельне и сразу несколько церквей, которые спроектировал ранее, но не мог воплотить в жизнь по разным причинам (например, церковь Санто-Вольто в Турине).

Большинство этих работ швейцарский мастер осуществлял в плотной городской застройке. Но новый спа-центр в Аросе — пример виртуозной работы Ботты с природным ландшафтом. Комплекс спа-центра площадью 3500 квадратных метров гармонично сочетается со зданием отеля «Шугген Гранд» и представляет собой систему причудливых стеклянных парусов, неожиданно выступивших над поверхностью скалы на высоте 1800 метров над уровнем моря.

В этом случае проектирование и строительство шли достаточно интенсивно и быстро, поэтому центр был возведен за три года — с 2003 по 2006-й.

Спа-центр «Горный оазис»

Как и многие другие творения архитектора, комплекс в Аросе оставляет ощущение камерности и одновременно спокойствия и величественной гармонии, хотя его вполне можно сравнить с довольно большими гостиницами: он несет схожие функции и имеет сопоставимые пространства. Структура нового комплекса логична и проста: необходимый функциональный набор помещений распределяется по четырем этажам.

На уровне первого (европейского цокольного) этажа расположены техническое оборудование и коммуникации, требуемые для обслуживания комплекса. На втором этаже находятся основной бассейн и солярий, кабинеты по уходу за лицом и телом (массажные боксы), парикмахерская, просторные туалетные комнаты, а на третьем — зона рецепции и гардеробные для посетителей, проживающих в соседнем отеле, несколько саун и помещения для обслуживающего персонала. Главная связь с собственно высокогорным отелем — стеклянный мост-переход, позволяющий гостям переходить из одного здания в другое минуя улицу.

Верхний третий этаж организован в виде единой зоны отдыха с системой различных бассейнов. Кровля спа-комплекса ступенчато изгибается вслед за рельефом, еще больше поддерживая иллюзию встроенности объема в гору, на которой он поставлен.

Ночная подсветка фасада спа-центра Фасад спа-центра со световым фонарем. Фрагмент
Ночная подсветка фасада спа-центра Фасад спа-центра со световым фонарем. Фрагмент

В этой работе Ботта как всегда уделяет большое значение свету. Однако здесь световые фонари не просто служат своему техническому предназначению и распределяют естественное освещение в интерьере, а являются главным архитектурно-художественным элементом, формирующим неповторимый образ постройки.

Объемные прозрачные паруса или дольки «хрустального апельсина» словно вырастают прямо из плоскости скалы, создавая яркий оригинальный облик здания оздоровительного центра.

На первый взгляд они кажутся одинаковыми, но на самом деле имеют разную степень кривизны и разные параметры сопряжения с кровлей. Фонари повернуты друг к другу под разными углами, что издалека создает эффект будто бы природной хаотичности и естественного «прорастания» из плоскости скальной породы. Днем паруса собирают солнечный свет, причудливо преломляя и перераспределяя его по внутренним пространствам, а ночью придают всему комплексу сказочный вид, словно волшебные маяки, приглашающие путников отдохнуть после изнурительного путешествия в горах. Мастерская вписанность в природное окружение — отличительная черта этого комплекса.

Световые фонари кровли на фоне гор

Поставленный на рельефе с заметным перепадом высот спа-центр ненавязчиво «перетекает» с одной высоты на другую, отчего создается впечатление его органичной плавности. Но не только стеклянный мост-переход и световые фонари над каменистой породой гармонируют с ландшафтом.

 

Единение с природой чувствуется буквально во всех общественно значимых пространствах здания. Внутренние помещения крытых бассейнов имитируют фрагменты природных скал, вокруг которых течет мягко подсвеченная вода. Все это несет ощущение умиротворения и благости и убеждает в подлинной гармонии с природой вокруг. Ботта традиционно старается использовать в интерьерах натуральные цвета и материалы.

В корпусе спацентра в Аросе Ботта применяет функциональное разделение колористической гаммы. На этаже с водными и косметическими процедурами превалируют облицовка натуральным светлым камнем с рельефной фактурой, светлое некрашеное дерево и мягкий рассеянный свет холодных тонов, а вот общественная часть со столовыми и барами оборудована мебелью белого цвета с отдельными предметами насыщенного красного оттенка, акцентирующими ритм членений пространственных зон.

Над отдельными небольшими бассейнами Ботта ставит контрастное цветное освещение для того, чтобы усилить эффект от природной мягкости общей подсветки в больших общих пространствах спа-центра. Технологическое оснащение комплекса отвечает самым последним требованиям, однако это не выпячивается на передний план, как и показная роскошь, бархат и позолота, — хвастовство ультрасовременными приспособлениями не в чести у швейцарских отельеров. Своим гостям они предлагают спокойную сдержанность практичного подхода к организации и обустройству весьма недешевого отдыха. Для Ботты как истинного швейцарца такой подход особенно близок.

Техническое совершенство и сложность инженерных решений в его работах скрыты от глаз посетителей, а результат кажется изысканно простым и иногда немного ироничным. Возможно, именно в этом выражается его следование учителям-модернистам и одновременная близость постмодернистской философии. В последние годы Ботта осуществил еще один значимый проект с похожей функцией — спа-центр и минеральный курортный комплекс в Риги-Кальтбаде (2015) кантона Люцерн.

Интерьер зоны отдыха с бассейном. Фрагмент

Сам архитектор настаивает, что создал своего рода «минеральный сад». Если в Аросе, согласно замыслу мастера, большая часть комплекса будто «прирастает» к телу горы, «выстреливая» вверх только световыми фонарями необычной конфигурации, то в комплексе Риги-Кальтбаде Ботта расположил спа-центр и термальные бани под протяженной смотровой террасой с фрагментами декоративного озеленения, таким образом визуально спрятав все функции здания внутри горы. Конечно, в определенной степени это иллюзия, но со стороны автора — сознательная, ловко подводящая нас к желаемому им уровню восприятия единения с природой.

И в Аросе, и в Риги-Кальтбаде гостям восхитительный вид на прилегающую долину предлагается как одна из обязательных частей программы отдыха. Но если в Аросе посетители наслаждаются видом прежде всего из общественной зоны комплекса, то в Риги-Кальтбаде существенную часть замысла составляет внешний променад вдоль пространства кровли, поскольку на этом уровне организовано главное общественное пространство с чудесными видами на прилегающие озеро и Альпы. Швейцарцев трудно удивить спа-отелями и водными курортами.

Знаменитые швейцарские воды любимы европейцами вот уже больше 200 лет: представители правящих династий и аристократы всех стран Старого Света, буржуа и состоятельные торговцы, богема и художественная интеллигенция — все так или иначе отдыхали на водах, поправляли здоровье или просто жили в тихом живописном окружении. Писатели разных стран, в том числе и русские классики ХIХ века, многократно и разнообразно описывали прелести водных курортов Баден-Бадена, иных небольших городов и прочих уютных местечек красивейших Швейцарских Альп. Конечно, приоритеты и мода на «правильный отдых» со временем меняются.

В наши дни, когда повальное увлечение активным отдыхом, горными лыжами и другими экстремальными видами спорта особенно популярны, расслабляющие спа-процедуры остаются желанным отдыхом пожилых людей и всех тех, кто ищет покоя и умиротворения от сумасшедшего ритма современного мира с его заботами и треволнениями. Спа-комплекс в исполнении Марио Ботты удивительно тонко и чутко подводит посетителей к искомым ощущениям.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал