Современная архитектура Японии

Landmark Tower. Йокогама. Taiseo Construction Co. Ltd Архитектура

За Страной восходящего солнца тянется целый шлейф стереотипов, которые невозможно опровергнуть, не побывав в ней. Наша поездка в край сакуры и сакэ не случайно состоялась в конце апреля: мы хотели увидеть все стадии цветения самого знаменитого растения Японии. Впрочем, нашей целью было не просто приятное времяпрепровождение, а современная архитектура Японии и ее изучение. Еще в Москве, обсуждая план предстоящей поездки, мы наметили несколько объектов, которые обязательно хотели увидеть, однако, как это часто бывает, самыми интересными оказались неожиданные находки – здания, которые еще не попали в мировые архитектурные справочники и не публиковались в специализированных журналах. Гуляя по улицам японских мегаполисов, мы чувствовали себя ловцами жемчуга, добывающими из недр каменных джунглей по-настоящему бесценные сокровища.

Первым объектом, который мы целенаправленно посетили, стал Музей естественных наук в городе Мацунояма. Увидев фотографии этого сооружения два года назад на Венецианской биеннале, Вадим Греков дал себе слово взглянуть на него в реальности. Поиски музея напоминали детектив, ведь в нашем распоряжении был только фотоснимок, сделанный в Венеции с планшета. И все же местоположение музея удалось установить, и уже на следующий день после нашего прилета в Токио мы отправились за 200 км от японской столицы.

Сразу скажем, эта поездка развеяла наши представления о Японии как о теплой, густонаселенной и сплошь урбанизированной стране. Выехав из Токио в одних футболках, мы уже через 40 минут были вынуждены надеть куртки и еще целый час созерцали трехметровые сугробы, укутавшие пустынные земли, где редкие домики стояли на расстоянии нескольких километров друг от друга. И только тогда мы поняли: снег, в котором музей утопал на фотографиях, не был бутафорией…

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Здание Музея естественных наук было построено в 2003 году по проекту бюро Tezukа Architects и стоит буквально посреди гор и полей. Первое, что бросается в глаза, – необычный ржаво-коричневый цвет, в который окрашены стены здания. На самом деле они обшиты листами стали, использующейся при строительстве мостов, – по мнению архитекторов, этот материал эффектно старится, что постепенно приведет к мимикрии архитектурного сооружения под почву, на которой оно построено. Это очень по-японски – так стремиться к слиянию с окружающей средой. Кстати, этот мотив прослеживается и в композиционной структуре: извилистый объем основного корпуса – это «тело змеи», а высокая прямоугольная башня – ее «голова». В башню можно подняться по длинной и едва освещенной лестнице – к единственному окну на самом верху, из которого открывается вид на девственную природу.

Современная архитектура Японии. Собранное из множества плоскостей здание напоминает оригами

Долгий подъем практически в темноте символизирует непростой путь от бренной земли к вечности. Признаться, это стало для нас очень сильным эмоциональным переживанием, как и знакомство со зданием в целом. Собранное из произвольных плоскостей, оно по своей эстетике очень напоминает оригами (позже это сравнение не раз приходило нам на ум – что ж, это еще один обязательный атрибут представлений европейца о Японии), дает колоссальные возможности для формообразования и при этом не переходит черту, за которой начинается бионика. Сооружение отличается новаторством и по использованным в нем технологиям: например, его большие окна отдают изнутри тепло с таким расчетом, чтобы снег немного отступил от здания и вид на «срез» огромных сугробов стал частью экспозиции, посвященной природе этого региона Японии. Следующим пунктом нашего назначения стал город Мацумото. Мы приехали в него посмотреть на театр, построенный по проекту Тойо Ито, – огромное здание, похожее на кита, чьи бока украшены множеством вставок из матового стекла, или, попросту говоря, дырками. Этот прием рождает веселые гастрономические ассоциации, но в целом не кажется оригинальным.

Наиболее любопытной нам показалась крыша театра – внушительная озелененная площадка, на которой размещены скульптуры и скамейки. Зато нашим маленьким открытием в Мацумото стал дом, замыкающий одну из центральных улиц города. Вадим, не задумываясь, окрестил его аrt-house. И действительно, это здание, в котором располагаются рядовые магазины и офисы, с рациональной точки зрения совершенно бессмысленно: его коммуникации – лестница и лифтовые шахты – вынесены наружу и прикрыты главным фасадом, как ширмой. В результате город получил эффектную доминанту, но потерял много полезных площадей. В Москве подобного рода сооружение совершенно невозможно представить, а вот японцы охотно идут на смелые архитектурные эксперименты.

Современная архитектура Японии. FOA придумали совершенно новую композиционную структуру, обеспечивающую взаимопроникновение суши и океана

Таким же приятным сюрпризом для нас стало случайно увиденное на одной из улиц Токио здание мебельного бутика. Пепельносерый фасад, составленный из ломаных бетонных и стеклянных плоскостей, производит впечатление почти невесомого. Мы единодушно решили, что это творение какого-нибудь молодого модного архитектора, который пока еще не известен в Европе. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что здание спроектировано самим Тадао Андо! Наш низкий поклон мастеру, сумевшему в свои почтенные годы кардинально изменить стилистику и придумать совершенно новую для себя форму и пластику. Расположенный в 30 км к югу от Токио город Йокогама принято посещать ради знакомства с небоскребами и мостами, которых там построено в избытке.

Признаться, нас эта эстетика не очень привлекает: в такой архитектуре одинаково мало и типично японского, и просто человеческого. Нашей целью было увидеть Международный портовый терминал в Йокогаме. Думаем, история этого объекта всем хорошо известна: проект Foreign Office Architects (FOA) выиграл конкурс еще в 1994 году, но строительство началось лишь спустя несколько лет. Проектное задание предлагало архитекторам организовать промежуточное пространство, которое объединит городской сад с гаванью, а жителей Йокогамы – с иностранными гостями. FOA придумали совершенно новую композиционную систему, начисто отвергающую традиционное представление о морском терминале как о символических воротах города и обеспечивающую взаимопроникновение суши и океана.

Фактически общественный променад «обернут» вокруг терминала, и функциональная постройка стала частью пейзажа. Принадлежность природе подчеркивает облицовка из тика, и нам очень повезло впервые увидеть терминал в дождливую погоду, когда дерево смотрится наиболее впечатляюще и фактурно. Самое удивительное, что в нем нет ни колонн, ни стен, ни полов: одни части здания не просто перетекают в другие, но полностью в них перевоплощаются – достаточно только сменить угол зрения. Архитекторы руководствовались не только эстетическими соображениями: гибкий многослойный стальной каркас сможет противостоять разрушительной силе землетрясений. И конечно, наблюдая за тем, как деревянный пол разворачивается и накрывает сам себя, ниспадает складками, не можешь отделаться от сравнения с оригами.

Да, сравнение довольно банальное, но и сами оригами, на первый взгляд, незатейливы, однако более совершенного произведения из бумаги человечество так и не придумало… Такое сооружение, как Международный портовый терминал в Йокогаме, могло появиться только в Японии. При всей своей функциональности и архитектурной выразительности оно не фундаментально и построено максимум лет на двадцать. Современная архитектура Японии вообще отличается тем, что здесь очень легко расстаются с архитектурными шедеврами, считая, что они должны уступать место новым. Как архитекторов нас это, конечно, озадачивает и даже пугает, но как туристов, помешанных на современной архитектуре, – наоборот, устраивает: ведь через пару лет мы вновь можем смело отправляться на исследование архитектурных кладовых Страны восходящего солнца.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Деловой квартал
Добавить комментарий