Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Собор Святого Петра, Рим

собор Св. Петра Основы архитектуры

Основные данные:

  • ДАТА: 1506-1667 годы
  • СТИЛИ: Высокое Возрождение и барокко
  • МАТЕРИАЛ: Камень и мрамор
  • ПОСТРОЕН: по приказу Папы Римского Юлия II
  • В июле 1626 года, через 120 лет после начала строительства, собор Святого Петра освятил Папа Урбан VIII

Собор Святого Петра (базилика) в Риме — духовный центр католической церкви, ее главный храм, самый крупный из католических соборов (это показано на бронзовых досках, вделанных в мрамор пола, где в масштабе изображены и другие храмы).

Собор построен на том самом месте, где, как считается с I века н. э., был похоронен апостол Петр. В IV веке н. э., как только христианство в Древнем Риме признали официально, император Константин выстроил там богатую церковь. Она простояла почти 1200 лет, но от времени постепенно стала разрушаться. Потом началось Возрождение, и Папа Римский захотел построить новый, более современный храм.

собор Святого Петра

В XVI веке Папа Юлий II велел самому известному миланскому зодчему Донато Браманте взяться за создание нового собора Святого Петра и, кроме этого, дворца в Ватикане. Браманте представил великолепный проект, который удовлетворил грандиозные замыслы Папы Римского. План собора был сделан в виде греческого креста (равностороннего по форме квадрата), главный купол напоминал о внушительности Пантеона, а по бокам от него было еще четыре маленьких купола. Это был один из самых смелых архитектурных проектов XVI века, и в его воплощении участвовали многие знаменитые зодчие периодов Высокого Возрождения и барокко. Строительство шло с 1506 по 1626 год.

Браманте умер в 1514 году, вскоре после Папы Юлия II. К тому времени он почти успел достроить Ватиканский дворец, и уже начал работу над собором. Браманте заменил Рафаэль, но в 1520 году умер и он. Его сменил Балдассаре Перуцци, а того, в свою очередь, — Антонио да Сангалло. Строительство нового собора на останках прежней церкви времен Константина шло медленно, а вместо плана в виде греческого креста был предложен новый план — в виде латинского креста, с вытянутым нефом, приделами по бокам и множеством статуй.

Перемена плана

В 1546 году главным архитектором стал Микеланджело, которому тогда было 72 года. Он вернул старый план в форме греческого креста, хотя и немного в другом виде. В 1564 году Микеланджело умер, и огромный, немного заостренный купол заканчивали уже Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана между 1586 и 1593 годами.

Но история строительства собора на этом не закончилась. План в виде греческого креста не подходил для проведения церковных служб, не хватало места, и в 1607-1612 годах Карло Мадерно удлинил неф. Таким образом, собор Святого Петра все же обрел форму латинского креста. К несчастью, вытянутый неф и фасад с портиком загородили купол так, что с площади Сан-Пьетро (просторной, созданной Джанлоренцо Бернини) его стало плохо видно. Площадь окружена колоннадой со 140 изваяниями святых, и возникает впечатление, что она обнимает всех входящих.

Внутреннее убранство собора создано Бернини под влиянием стиля эпохи барокко. Заметнее всего — необычный балдахин (навес), который Бернини сделал из бронзы, снятой с Пантеона. Под ним только Папа Римский может служить мессу. Возле входа стоит Пьета, шедевр работы молодого Микеланджело, изображающий Марию, которая держит мертвое тело Христа. Скульптуру убрали за стекло после того, как в 1972 году на нее набросился религиозный фанатик с молотком.

Но больше всего впечатляет в соборе Святого Петра целая коллекция работ позднего Микеланджело и других величайших художников и архитекторов XVI-XVII веков.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал