Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Штаб-квартира Центрального телевидения Китая (арх. Рем Колхас)

Штаб-квартира Центрального телевидения Китая

Штаб-квартира Центрального телевидения Китая (ССTV) стала настоящей визитной карточкой Рема Колхаса. Здание представляет собой воплощение переосмысления феномена небоскреба. Вместо того чтобы конкурировать в гонке за рекордную высоту башни, взлетающей к облакам, Колхас создал архитектурную петлю, развивающуюся не только по вертикальной оси координат, но и в горизонтальной плоскости, причем сразу на двух уровнях — на земле и в воздухе.

Роттердамский архитектор Рем Колхас (1944—) всегда стремился раздвинуть интеллектуальные и фактические границы в архитектуре, что в конечном итоге принесло ему Притцкеровскую премию в 2000 году. После окончания учебы в Архитектурной ассоциации Лондона на полученную стипендию он отправился в Соединенные Штаты. Именно в этот период он написал свою знаменитую книгу Нью-Йорк вне себя (1978). За ней последовало философское сочинение S, М, L, XL (1995), и оба произведения вошли в анналы классической архитектурной литературы.

Колхас был одним из основателей компании Office for Metropolitan Architecture (ОМА) в 1975 году. Компания является автором таких сооружений, как Нидерландский балетный театр (1987) в Гааге, который считается одним из наиболее значимых зданий той эпохи. Вскоре последовали заказы из-за рубежа: Маккормик Трибьюн Кампус Центр при Иллинойском технологическом институте (2003) и Публичная библиотека Сиэтла (2004).

Колхас всегда связывает свои творения с историческим контекстом, используя необычную планировку и новые интерпретации модернистских идей, как, например, в штаб-квартире CCTV Headquarters в Пекине. Его дизайн послужил основной для еще более крупных коммерческих сооружений.

И пусть высота сооружения составляет всего 234 метра, оно выделяется среди бесконечного числа разнообразных пекинских построек своим необычным композиционным решением, масштабностью и монументальностью. Причем в силу конструктивных особенностей, с каждого нового ракурса пропорции здания и его внешний облик могут меняться до неузнаваемости.

Зонированный проект ССTV
Зонированный проект ССTV

Данный проект был разработан Колхасом в соавторстве с немецким архитектором Оле Шереном, который до 2010 года входил в коллектив ОМА, а теперь открыл в Пекине собственное бюро. Свою лекцию о том, как архитектура формирует ощущение от города, Шерен начал именно с этого проекта, объяснив, какую идею зодчие пытались воплотить в замысловатой конструкции.

ОМА является автором многочисленных новых небоскребов в странах Азии и Европы. Первым стало здание банка Rothschild Bank Headquarters (2011) в Лондоне, а недавно был построен Де Роттердам (2014). Все высотные здания этого периода имеют застекленный фасад, массивный внешний вид, прямоугольные формы, зачастую со смещением.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Здание телецентра состоит из двух неравномерно наклоненных башен, которые соединены в верхней части горизонтальным переходом, состоящим из двух частей, сопряженных под углом, не имеющим непосредственного основания. В нижней части опор, на уровне земли, башни также соединены переходом, под углом, обратным верхнему. Таким образом, большая часть сооружения попросту нависает над городским пространством. Конструкция оказывается замкнутой петлей, центр которой остается открытым.

Штаб-квартира на фоне городской застройки
Штаб-квартира на фоне городской застройки

В этом сооружении проходит полный цикл производства телепрограмм от съемок и монтажа до вещания. В одной башне размещены офисы редакции, в другой — студии вещания, а офисы руководства — в центральной части верхнего перехода. Сотрудники имеют возможность круглосуточно передвигаться по зданию, переходя из башни в башню на различных уровнях, а главное — весь комплекс является беспрецедентным примером доступности и открытости для посетителей.

По специально проложенному маршруту любой желающий ежедневно может пройти через весь телецентр — съемочные студии, экспозицию, рассказывающую об истории телевещания, и даже через административные этажи перехода на самом верху, откуда открывается уникальный вид на Запретный город, старую малоэтажную и новую высотную части Пекина, и воочию сравнить их различия.

Наклонные башни ССTV, поддерживающие друг друга
Наклонные башни ССTV, поддерживающие друг друга

Центральный вестибюль площадью десять тысяч квадратных метров в Башне №1, через который ежедневно проходит десять тысяч сотрудников телевидения и несколько сотен посетителей здания, превращен в атриум, занимающий три подземных и три надземных этажа. Здесь есть прямой выход в метро и полная инфраструктура, необходимая в любой современной постройке, — от кафе и магазинов до мест, где можно зарядить телефон. Вокруг вестибюля расположены 12 студий разного размера, в которых снимают новости, рекламу, ток-шоу и прочее.

Инновационная конструкция здания является результатом сотрудничества европейских и китайских инженеров, благодаря изобретательности которых удалось реализовать замысел архитектора. То, что кажется декоративной сеткой из то и дело обрывающихся линий, наложенных на фасады здания, оказывается главным конструктивным приемом. Сетка эта собрана из стальных труб — диагрид, их узор усложняется там, где нужно перераспределить вес и увеличить тягу, то есть в верхней части, не имеющей собственной опоры. Через диагриды ее вес перераспределяется на башни, которые в свою очередь хоть и наклонены, но не падают, так как их сдерживает верхняя часть.

Диагриды представляют собой конструкцию здания, вывернутую наизнанку. Мис ван дер Роэ воспевал этот прием, когда создавал образец интернационального стиля — «Сигрэм-билдинг». Он считал, что сама конструкция должна быть показана прямо на фасадах, а не спрятана в толщу стен, и что ей надлежит стать главным декоративным элементом современной архитектуры.

Конечно, Колхас был знаком с этим постулатом и переосмыслил его по отношению к своей деконструктивисткой постройке.

Здание в момент строительства
Здание в момент строительства

Крыша здания, как и сами башни, находится под наклоном — это добавляет живописности архитектурному решению. Кажется, что в сооружении нет ни одной вертикальной или горизонтальной поверхности, кроме крыши нижнего перехода. Стекло, которое использовалось в облицовке строения, пропускает лишь 30 процентов солнечного света, придавая ему мягкий серебристо-серый оттенок.

54-этажное сооружение Колхаса представляет собой прямолинейную петлю из шести диагридных секций из стали и стекла. Небоскреб достигает в высоту 234 м, выступ имеет высоту 75 м. Внутри здания имеется 75 лифтов, в двух башнях располагаются офисы: в одной редакция, в другой -система телевещания. Внутри навесного моста находятся административные помещения. В противовес прямоугольным формам здания на самом
его верху располагается круглая стальная вертолетная площадка.

Колхас хотел сломать стереотипы дизайна небоскребов, создав для Центрального телевидения Китая сооружение уникальной формы. Вместо плоской вертикальной массы, характерной для небоскребов, он «расчленил» дизайн, а затем собрал заново прямоугольные элементы в цельную монументальную форму — гигантское трехмерное сооружение, заметное из любой точки города.

Из-за своей необычной формы небоскреб получил прозвище «штанишки». В ходе строительных работ его называли «ответом Китая на Триумфальную арку».

В каждом проекте Колхас уделяет огромное внимание работе с материалами. Архитектор использует стекло в облицовке фасадов, как это делали модернисты, но никогда не использует его в чистом виде: либо это сочетание разноцветных, матовых, полупрозрачных стекол, металлических панелей, железобетонных и пластиковых конструкций, либо стекло дополнено каким-то орнаментальным мотивом или нестандартным композиционным и конструктивным решением.

При этом Колхас не отступается от идеалов, заявленных еще на Венецианской биеннале: фасад — не главное, главное — функциональность внутренней структуры.

Штаб-квартира Центрального телевидения Китая формально, конечно, небоскребом не является. И высота здания совсем ни при чем: в книге «Нью-Йорк вне себя» Колхас характеризовал эстетику американских небоскребов как участок земли, выдавленный вертикально вверх и помноженный многократно сам на себя с целью получить максимальную выгоду, используя минимальное пространство. Здесь же этот принцип отсутствует: занимаемая зданием площадь достаточно велика, но воздух над ней используется неэффективно, так как между башнями остается незаполненное пространство, а под консолью устроен городской медиапарк.

Таким образом, Колхас возводит сооружение, которое выполнено в духе небоскребов, — высокое здание из стекла, но в то же время им не является. Здание штаб-квартиры — изогнутый небоскреб, по словам архитектора, «поймавший себя за хвост, не имеющий конца и начала».

Интерьер одной из башен CCTV
Интерьер одной из башен CCTV

Колхас — не только архитектор, но и урбанист. Он мыслит глобально, рассчитывая инфраструктуру этих сооружений, связь с окружающим миром, их будущее существование. Колхас также спроектировал северо-восточный корпус штаб-квартиры и Телевизионный культурный центр. Расположенный прямо у подножия главного корпуса, он представляет собой двухэтажное кольцо, «замкнутое» по своей структуре. Здесь размещены технические и жилые помещения для служащих.

Согласно проекту, кольцо расположено непосредственно над трассой, то есть образует тоннель, чтобы не перекрывать движение. И в этом решении архитектор демонстрирует тонкое чувство урбанистики: активно вторгаясь в городскую среду, он не разрушает ее коммуникаций ни на микро- ни на макроуровне. В данном случае речь идет о целой трассе, которую переносить или изменять в траектории крайне дорого и нецелесообразно.

Но тут можно вспомнить и вышеназванный кампус Иллинойского технического института. Архитектор бережно относится к маршрутам, которыми ежедневно пользуются студенты, перемещаясь между залами и аудиториями на протяжении дня: казалось бы, если вклинить в один из этих маршрутов постройку, учащиеся просто начнут обходить ее, но Колхас проводит специальный опрос, выясняя, какие траектории перемещения нужно сохранить, и предлагает проект, учитывающий все эти потребности.

Становится понятно, почему он в своей книге 2003 года «Content» («Содержание») одну из глав назвал «Убейте небоскреб». В ней Колхас говорил о банальности и безыскусности современных архитектурных решений и пытался противостоять засилью «штампованных» высоток. Но когда в 2013 году чикагский совет CTBUH, регистрирующий все самые высокие архитектурные сооружения в мире, признал здание штаб-квартиры лучшим азиатским небоскребом, Колхас сказал: «Сам факт, что я сейчас стою на этой сцене, в этом качестве (архитектора, лауреата премии), означает, что мое объявление войны прошло абсолютно незамеченным, и моя кампания была полностью неудачной».

Конструктивные особенности:

  • В консольной части расположены офисы руководства и смотровая площадка, открытая для всех желающих.
  • Решетка, формирующая весь объем здания, стала главной частью конструкции.
  • Каждая башня отклонена от вертикали на 6 градусов и повернута так, чтобы служить опорой для второй башни.
  • Здание CCTV в 2013 году было признано лучшим азиатским небоскребом. Однако сам Колхас счел эту победу поражением, потому как изогнутой замкнутой конструкцией он пытался объявить небоскребам войну.
  • Так как в регионе очень высокая сейсмическая активность, проект должен был соответствовать жестким строительным нормам.
  • Первоначально стальная решетка была регулярной правильной формы, но при расчете конструкции размеры и форму ячеек пришлось варьировать, чтобы равномерно распределить нагрузки.
  • При остеклении фасада для каждой отдельной ячейки вырезался стеклопакет уникального размера и формы.
  • На отдельных участках фасада вместо стекол были использованы светодиодные панели, на которых транслируются важные события, превращая здание в экран телевизора.
  • Изначально проект предполагал, что все лифты и подъемники будут наклонными, но впоследствии Колхас от этой идеи отказался.
  • Прямо под консольной частью здания расположен городской медиапарк.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал