Школа Баухауз – создание и распространение

Здание школы Баухауз

В период между двумя мировыми войнами не только произошло полное обновление архитектурного проектирования, но и утвердилось новое представление о роли самого архитектора. Предвосхищением завоеваний современного движения были инженерные конструкции из стали и экспериментирование с новыми материалами, но особенно важными были процессы, начатые Движением искусств и ремесел и стилем модерн на рубеже 19-20 вв.

Фундаментальное значение для архитектуры 20 в. имела деятельность Баухауза, архитекторов рационализма и в противопоставление их концепциям – зодчих, работавших на основе принципов органической архитектуры.

Создание Баухауз

В Германии в период после Первой мировой войны на основе завоеваний, сделанных художественным авангардом начала XX в. (разрушение академических препон, полемический разрыв с исторической традицией, новаторский экспериментализм), современное движение в архитектуре началось с образованием Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз (Баухауз, 1919), возглавленной В. Гропиусом.

Распространение

Практическая деятельность и теоретические разработки таких архитекторов, как Гропиус, Мис ван дер Роэ (1886—1972), Ле Корбюзье, стали наивысшим и потенциально наиболее плодотворным моментом современного движения, которое с энтузиазмом и утопическими лозунгами «проектирования жизни» было подхвачено во всей Европе, включая Советский Союз и Соединенные Штаты. Послевоенные процессы привели к утверждению одного из главных принципов рационализма — намерение преодолеть и даже отвергнуть любые академические понятия стиля, выведя завоевания современного направления на уровень так называемого интернационального стиля.

Здание школы Баухауз

Программа: художник должен быть ремесленником

Государственный Баухауз (Das Staatliche Bauhaus) появился в Веймаре в результате слияния двух школ — Художественно-промышленного училища и Высшей школы изобразительных искусств.

Баухауз существовал до 1933 г., то есть до прихода к власти нацистов, закрывших школу из-за ее «чрезмерной» открытости международным тенденциям.

Движение, начатое Баухаузом, проникло во все формы дизайна и прикладного искусства и определило развитие архитектуры рационализма. Целью программы обучения в Баухаузе было стирание грани между художником и ремесленником ради достижения «полной конструктивности как конечной цели визуальных искусств».

Баухауз шрифт

Гропиус, ставший директором Баухауза, пригласил в Веймар швейцарского художника Йоханнеса Иттена (1888—1967), американского художника Лионеля Фейнингера (1871-1956; класс обрезной гравюры по дереву), скульптора Герхарда Маркса (класс керамики), архитектора Адольфа Мейера (1881-1929), художников П. Клее (искусство витража) и В. Кандинского (настенная живопись), венгра Ласло Мохой-Надя (художественная обработка металлов) и Л. Шрейера (класс сценографии).

Переезд в Дессау

В 1925 г. школа переехала в Дессау, где по проекту Гропиуса для нее было выстроено новое здание, в которой Баухауз, ставший к тому времени координационным центром интернациональных архитектурно-дизайнерских процессов, находился до 1931 г. В школу влились новые преподавательские силы: венгерский архитектор Марсель Брейер (1902—1981; класс мебельного дизайна), художник и график Йозеф Альберс (1888—1976), австрийский рисовальщик Герберт Байер (типографика и реклама).

Теоретические трактаты

Из Дессау расходились важные тексты: «Дневник педагогических набросков» Клее, «Новые формы» Мондриана, «Живопись, фотография, кино» Мохой-Надя; а также огромное количество архитектурных проектов и дизайнерских разработок, предназначенных для индустриального производства.

В 1928 г. Гропиусу в связи с расширением собственной архитектурной практики пришлось переехать в Берлин, передав руководство Баухаузом швейцарскому архитектору Ханнесу Мейеру; спустя два года пост директора занял Мис ван дер Роэ, оставивший его в 1933 г., после того как школа была переведена в Берлин и объем ее деятельности был сильно сокращен.

Вальтер Гропиус

Сосредоточив внимание на взаимоотношении искусства и промышленного производства, продвигался в направлении рационализма и функционализма. Спроектированная им фабрика обувных колодок «Фагус» в Альфельде-на-Лейне (1911-1914, совместно с А. Мейером) считается исходным пунктом движения рационализма в европейской архитектуре.

В том же ключе решены здания образцовой фабрики и офиса на выставке Веркбунда в Кёльне (1914, совместно с А. Мейером; машинный зал и административный корпус). После Первой мировой войны Гропиус, став директором школ прикладного искусства и изящных искусств в Веймаре и объединив их в государственный Баухауз, разработал масштабную программу объединения всех видов искусства под эгидой архитектуры, поставив цель возрождения целостности среды обитания человека.

Здание Баухауза в Дессау построенное по проекту Гропиуса в 1925-1926 гг., стало одним из его шедевров, в те же годы он работал над такими важными проектами, как «Тотальный театр» (1927, совместно с режиссером Э. Пискатором) и типология так называемой строчной застройки, со стандартными корпусами массового рабочего жилья (поселки Даммершток в Карлсруэ, 1928-1929, и Сименсштадт в Берлине, 1929-1930).

Перемещение в США

Архитекторы-модернисты Мис ван дер Роэ, Мохой-Надь, Альберс и Фейнингер переехали в США, в Чикаго, где основали «Новый Баухауз», ныне Институт дизайна; в 1937 г. в Америку перебрался и Гропиус.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

два × 5 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>