Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Северный филиал Имперского военного музея (Даниэль Либескинд)

Северный филиал Имперского военного музея (Даниэль Либескинд)

Прежде чем я предложил проект этого музея, я думал об «Илиаде» Гомера. В этом тексте заключается вся история Западного конфликта. Все произведение — о крови и разделении мира на части.

Даниэль Либескинд

Северный филиал Имперского военного музея в Манчестере — еще один выдающийся пример творчества Даниэля Либескинда. Основная цель этого проекта — показать разрушающее влияние войн на человеческую личность. Но можно понимать его суть и более узко — показать, как изменила война жизнь британцев. И тогда становится понятно, почему филиал лондонского военного музея был построен именно в Манчестере — этот промышленный регион, производивший значительную часть вооружения для британской армии, являлся стратегически важной целью немецких авианалетов во время Второй мировой войны.

С тех пор как в 2001 году строительство сооружения было завершено, оно получило множество наград и было признано одним из самых узнаваемых зданий современной британской архитектуры (серебряная награда «Large Visitor Attractions in England» в «Visit Britain’s Excellence in England Awards», 2007).

Интересно, что выбор места и последующая высокая оценка, которую британцы дали этому сооружению, — два факта, связанных между собой, и для современной архитектуры это очень показательно. Музей построен в пригороде Манчестера, который называется Сальфорд Куэйс, на берегу Манчестерского судоходного канала.

В прошлом на берегах канала располагались корабельные доки, и весь район был некомфортным для жизни и нереспектабельным.

С середины 1990-х годов, Куэйс стал местом, которое решено было переосмыслить, местом, в которое нужно было вдохнуть новую жизнь. В связи с этим здесь были построены театр и галерея Лоури (1999, архитектор Майкл Уилфорд), малоэтажные и высотные жилые дома, пешеходный мост «Миллениум» со сложной подвижной конструкцией, обеспечивающей проходимость судов (1999, по проекту архитектурного бюро «Кристиани и Нильсен»), известный комплекс Медиа-Сити» (2006-2011), построенный по проекту одного из самых значимых современных английских архитекторов Уилкинсона Эйра и ставший офисом телекомпании ВВС.

Одним из проектов, призванных создать новый имидж Куэйса, стал Северный филиал Имперского военного музея, расположенный напротив «Медиа-Сити» через канал и соединенный с ним мостом «Миллениум».

Вид на музей со стороны Манчестерского судоходного канала

Таким образом, тот факт, что все эти постройки являются частями одного проекта по преобразованию городской среды, становится очевидным хотя нигде и не декларируется. В стилевом отношении этот глобальный комплекс действительно достаточно разнообразен. Но наибольший интерес он представляет с точки зрения организации городского общественного пространства. Два крупных культурно-медийных объекта с пешеходной зоной, смотровыми площадками, ресторанами и магазинами, объединенных в один пространственный кластер пешеходным мостом, — типичный пример организации городской среды в XXI веке. Более того, на момент строительства музея здесь еще не были построены высотные комплексы, поэтому гигантский силуэт музея четко читался на фоне неба, формировал архитектурный ландшафт. Он стал доминантой в окружающей застройке, на которую впоследствии стали ориентироваться другие архитекторы, создававшие проекты для Манчестера. Но и сегодня, за счет выгодного расположения на берегу канала, музей сохраняет визуальные характеристики и значимость в пространстве маленького города.

Вид на музей и "Медиа-Сити"

Все это напоминает проект не менее значимого и, наверное, одного из самых влиятельных архитекторов современности Фрэнка Гери. Речь идет, конечно же, о Музее Соломона Гуггенхайма в Бильбао. Он тоже расположен в прибрежной части, окружен пешеходной зоной, включающей мост, соединяющий ее с другим берегом канала (или реки) и создающий единую городскую пешеходную среду. А кроме того, оба музея еще и визуально похожи друг на друга. И то, и другое здание облицованы металлическими листами (в случае с музеем в Бильбао это титан, в Манчестере — алюминий). Конструкции обоих музеев представляют собой яркие примеры деконструктивизма в архитектуре. Это крупные архитектурные блоки неправильных геометрических форм со сложными криволинейными очертаниями, сталкивающиеся в пространстве и пронзающие друг друга под разными углами. Мысль о схожести проектов подтверждается тем, что строительство Военного музея в Манчестере началось одновременно с завершением строительства Музея Гуггенхайма. Этот факт не означает, что проект Либескинда был плохим (то есть попросту повторяющим проект его коллеги). То, что называется «эффектом Бильбао» (когда благодаря возведению музея городские, в частности промышленные, пространства облагораживаются и становятся привлекательными для туристов, а значит, и экономически привлекательными), играет очень важную роль в современных городах, давая пространствам новую жизнь, и здесь реализация подобного проекта оказалась очень успешной.

Проект Либескинда для Северного филиала Имперского военного музея в Манчестере и сегодня остается одним из наиболее характерных для архитектора, особенно если говорить о музейной теме в его творчестве. Как и в музеях, которые рассматривались ранее, внутреннее пространство и вся архитектурная композиция сооружения наделены символическими смыслами и обладают определенной функциональностью.

Архитектурная композиция музея представляет собой три пересекающихся блока, или «осколка», каждый из которых имеет свой наклон и изгиб. Это символы трех элементов нашего мира — земли (самая большая горизонтальная часть), воздуха (отклоненный на 4,5 градуса от вертикали блок 55-метровой высоты) и воды (горизонтальный блок с другой курватурой, нежели у земли). Все они взаимосвязаны — как в реальном мире, так и в символическом пространстве музея. Их столкновение символизирует мировой конфликт на земле, в воздухе и в воде.

Посетители музея заходят внутрь через «воздушный осколок». Конструкция этой башни состоит из расположенных крест-накрест стальных балок. Они несут на себе как внешние стены, так и внутренние элементы. Хотя стен тут как таковых нет, потому что внешняя оболочка здания проницаема (это же «воздушный осколок»!) и состоит из некоего подобия металлических жалюзи. Это устроено по тому же принципу, что в пристройке Военно-исторического музея в Дрездене. На высоте 29 метров расположена словно парящая в воздухе смотровая площадка, откуда открывается удивительный вид на город и на Манчестерский судоходный канал, благодаря тому что высотное строительство здесь все еще недостаточно развито.

Изогнутый «осколок земли» является основной выставочной зоной, где располагаются экспозиции, составленные по хронологическому и тематическому принципу. Пол в выставочных залах сделан с небольшим наклоном, имитирующим изгиб земного шара. Подобный эффект также был использован архитектором в другом его проекте — Еврейском музее в Берлине, но там основной смысл его был смещен в область национального самоопределения.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал