Рон Арад: Скука – мать творчества

Рон Арад

Какой дизайнер не хочет стать архитектором? За последние годы многим из них удалось попробовать себя в «крупной форме». Архитекторов эта тенденция настораживает – они считают дизайнеров поверхностными формалистами, предпочитающими дешевые эффекты истинному качеству пространства. Их оппоненты же уверены, что нестандартные решения позволяют иначе взглянуть на устоявшееся определение дома, сделать его более удобным для современного человека. Причина этого негласного спора в том, что на рубеже веков граница между архитектурой и дизайном уже фактически стерлась. Рон Арад, англичанин израильского происхождения, с популярностью которого в мире дизайна интерьера и мебели могут поспорить всего два-три имени, также решил повысить свою квалификацию.

Среди его проектов – «Валларта-тауэр» в Гвадалахаре, которую, правда, можно было бы установить в любой точке мира, а также запредельно дорогой отель Upperworld, представляющий собой реконструированную лондонскую электростанцию. И хотя на московской выставке Арада Lo-rezdolores-tabula-rasa были показаны только предметы интерьера, сделанные из материала Corian, ARX больше заинтересовала его эксцентричная архитектура. После открытия выставки, проходящей в рамках фестиваля «АрхМосква», дизайнер ответил на несколько вопросов.

«Валларта- тауэр». Гвадалахара, Мексика. 2003 г.

Вашим учителем был легендарный Питер Кук. Что вас объединяет?

Рон Арад: Долгое время Питер был «бумажником». И во времена моей молодости эскиз мог считаться окончательным результатом архитектурного процесса. Хотя наши вкусы различны, мы всегда любили рисовать. Правда, на мою эстетику больше повлияло изобразительное искусство, а не архитектура. Питер невероятно толерантен. Об этом говорит хотя бы то, что он выбрал меня для участия в экспозиции Британского павильона на последней Венецианской биеннале, а ведь мои работы находятся на другой стороне спектра от его проектов. Он – один из лучших преподавателей архитектуры, потому что оригинальность идеи для него важнее стилевых аспектов.

Вам передалась его страсть к экспериментам?

Рон Арад: Честно говоря, я вообще не слишком хорош в вещах, подразумевающих строгие правила. Просто потому, что страшно ленив. Поэтому мне самому приходится придумывать новые условия игры, заменяющие общепринятые.

Отель Upperworld. Лондон, 2003 г.

Хотя вы и ленивы, но точно не скучны – это слово совсем не подходит к вашей архитектуре.

Р.А.: Скука – мать творчества. Ты вообще что-то делаешь, чтобы с ней бороться. Так же, как работаешь, чтобы заработать деньги на еду. Многие современные модернистские здания мне кажутся очень скучными, хотя они и удобны для человека. Правда, например, работы Мис ван дер Роэ, с которого они все скопированы, мне скучными не кажутся – парадокс.

В какой-то момент от дизайна мебели и интерьеров вы перешли к архитектурному проектированию. Не подумываете о градостроительстве? Ведь мечта любого архитектора – спроектировать город.

Р.А.: Конечно, это интересно. И проектируя то или иное здание, я всегда обращаю внимание на контекст. Правда, проект города – не моя навязчивая идея. Но после вашего вопроса я обещаю над этим подумать.

Магазин Y's. Токио, 2003 г.

В интерьере номера отеля Grand hotel salon вы окружили кровать мониторами, создав некую виртуальную реальность для постояльца. Мне кажется, ваше восприятие пространства абсолютно отличается от традиционно архитектурного, раз вы используете подобные дополнительные эффекты.

Р.А.: Пространство создается из плоскостей и включает в себя различные объекты – не понятно, где заканчивается одно и начинается другое. У меня нет шаблонов интересных пространств – каждый раз я разрабатываю их с нуля. И только так можно придумать что-то новое: всегда подразумевать, что ты – первый человек, проектирующий дом. И игнорировать опыт коллег. Мне кажется, именно так поступил Пьер Шаро, создав в 1931 году свой знаменитый «Стеклянный дом» в Париже. Когда я смотрю на него, мне кажется, я смог бы так же.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

шестнадцать − восемь =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>