Рисунки архитекторов

Раймунд Абрахам. Continuous Building

Коллекция Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) насчитывает тысячи архитектурных рисунков известных зодчих с начала XX века по сей день. Рисунки архитекторов в настоящее время выставлены в зале архитектурного отдела на 3-м этаже  ( около 200 из них).

Рисунки архитекторов, оказывается, не всегда представляли интерес для искусствоведов и тем более для неискушенной публики. К примеру, МоМА, основанный в 1929 году, лишь спустя 20 лет приобрел первые архитектурные рисунки для своей коллекции. Дело в том, что рисунки архитекторов часто не отличаются графическим мастерством. Главная их ценность – в способности изобразить идею, оригинальную форму, фактуру, необычную деталь, настроение; в попытке передать ощущение пространства. Рисунки всегда интересно разглядывать и интерпретировать, особенно если они относятся к начальной стадии проектирования, когда каждая линия пребывает в поиске постепенно вырисовывающегося образа. Рисунки архитекторов интересно сравнивать с построенными зданиями. Особенный интерес вызывают работы, оставшиеся невоплощенными. Но в любом случае те из них, которые не стремятся к точности и конкретности, более других хочется отнести к самостоятельным произведениям искусства. Тина ди Карло говорит кратко и точно.

Она изучала архитектуру в Гарвардском университете, а в Лондоне – историю искусства. То, что выставку задумал именно архитектор, сразу бросается в глаза. Все рисунки заключены в рамы, между ними выдержано расстояние в 12 см. Рамы расположены таким образом, что верхняя планка отстоит не меньше чем на 75 см от потолка, а нижняя – на 75 см от пола. Такой необычный подход выявляет множество неожиданных смысловых слоев. Рядом оказываются рисунки, разорванные временем, темой, масштабом, стилем исполнения.

Здесь можно встретить самые разные работы – от вытянувшегося на 5,5 м рисунка проекта Венецианского госпиталя Корбюзье (1967) до коллажа Ханса Холляйна «Город-авианосец в поле» (1964) величиной с открытку. Выставка, разместившаяся в квадратной галерее, не имеет ни начала, ни конца, ни середины. Рисунки, плотно развешанные на четырех стенах, напоминают окна в разные миры – микро и макро. Прямо напротив входа – известный рисунок голландца Рема Колхаса «Город плененного глобуса» (The City of the Captive Globe, 1972). Он прославляет манхэттенскую культуру плотности и насыщенности и смотрится здесь особенно выигрышно. Это интуитивная аппроксимация манхэттенской архитектуры, где каждый квартал представлен в виде обособленного мира, а жесткая клетка является наиболее важной организационной характеристикой Манхэттена.

Становится очевидно, что абстрактная клетка может быть успешной моделью при планировании не только огромного города, но и небольшой выставки в музее. На выставке соседствуют такие близкие по размеру, но трудно вообразимые рядом работы, как проект монумента Бисмарку в Германии Миса ван дер Роэ (1910) и проект нереализованного мемориала шести миллионам погибших евреев Луиса Кана (1968) для НьюЙорка. А коллаж мегапроекта «Продолжающееся здание» (Continuous Building) Раймунда Абрахама значительно уступает своими размерами расположившимся вокруг наброскам деталей частного дома по проекту Миса. Работы Миса доминируют на выставке, как и в коллекции:

всего в музее 18 000 его рисунков! В этом заслуга Филипа Джонсона, первого куратора архитектурного отдела музея и большого друга и почитателя Миса. Но во всем важно чувство меры: нельзя не признать, что данная выставка перенасыщена эскизами этого выдающегося архитектора, их больше половины – 135 из 200. Для сравнения: Кан представлен семью рисунками, Райт – шестью, Росси, Холляйн, Чуми и Леон Криер – тремя, Корбюзье, Мендельсон, Бофилл и Соттсасс – двумя. Такие известные архитекторы, как Фуллер, Гери, Майер, Грейвз, Виньоли и Холл, – лишь одним. А работ Аалто, «Архигрэма», Скарпы и даже Хадид на выставке и вовсе не оказалось. Стоит обратить внимание и на рамы. Дело в том, что в МоМА принято обрамлять рисунки лишь для участия в выставках, и свои первоначальные рамы они уже никогда не покидают. Именно по рамам можно определить, когда и в какой выставке рисунок впервые был показан. Так, многие рисунки Миса представлены в одинаковых блестящих стальных рамах. Это свидетельствует об их участии в выставке «Мис в Берлине» в МоМА (2001), проходившей одновременно с другой выставкой – «Мис в Америке» в музее Уитни.

Своей самой любимой среди представленных работ Тина называет начертанный на скорую руку рисунок-график Грега Линна на синей странице его блокнота. Это один из набросков конкурсного проекта Всемирного торгового центра (2003). Мне же пришелся по душе лирический фрагмент театрального фасада испанца Рикардо Бофилла. Надо сказать, что я вовсе не являюсь поклонником помпезной архитектуры Бофилла. Но как не влюбиться в его мастерски выполненные, поэтичные наброски? А замечательная перспектива проекта жилого комплекса во Франции даже напоминает архитектурные рисунки эпохи Возрождения.

Несмотря на то, что выставка включает рисунки архитекторов, сделанные совсем недавно, здесь трудно заподозрить, что роль архитектурного рисунка претерпевает в наше время серьезные изменения. А между тем архитекторы все реже обращаются к наброскам от руки. С репрезентацией сложных современных пространств в последние годы успешнее справляются компьютерные графические программы, которые стремительно вытесняют традиционное архитектурное рисование.

Эта мысль могла бы прозвучать на выставке. Кстати, Тина поведала мне, что музей постоянно приобретает такие компьютерные рисунки в виде электронных файлов. Так, недавно коллекция пополнилась работами известных нью-йоркских архитекторов нового поколения – Винки Дубблдам, Линди Рой и бюро Reiser + Umemoto. Жаль, что их нет на выставке. Изменения в репрезентации архитектурных проектов будут наглядно продемонстрированы на выставке, которая сменит нынешнюю в ноябре.

На ней большим количеством макетов и чертежей будет представлен проект строящегося в Пекине по проекту Рема Колхаса здания Центрального Китайского телевидения. Музей приобрел у Колхаса весь архив материалов, связанных с этим проектом. На обозрение будут выставлены рабочие чертежи и другая техническая информация. Такая практика становится все более популярной. Ведь если проект рассматривается как произведение искусства, то почему бы и весь процесс тоже не отнести к искусству?

Покидал я выставку с мыслью, что вместе с этими рисунками уходит целая эпоха и теперь подобные произведения можно будет встретить разве что в музеях. Архитекторы старшего поколения тратят все меньше своего драгоценного времени на рисунки от руки – вдумчивые, экспериментальные и, главное, персонифицированные. Молодые же не обращаются к рисункам вовсе. Остается надеяться, что и в будущем архитекторы не утратят способности рисовать. Ведь это самая откровенная, интимная и мистическая часть работы архитектора, что и демонстрирует выставка в МоМА.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

3 × три =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>