Регионы ждут инвестиций

Старается не отставать от Самары и Екатеринбург: в офисном и торговом сегментах рынка города аналитики прогнозируют усиление конкуренции

Россия – страна уникальная. Этот избитый тезис любят повторять применительно к ситуациям, с трудом поддающимся логическому объяснению. Инвесторы, от которых регионы ждут финансирования у нас тоже люди уникальные.

Иван СитниковЯ подметил такую удивительную закономерность: как только на горизонте появляется интересная «тема» и журналисты начинают писать об очередном перспективном рынке или городе, в течение полугода число «профессиональных» инвесторов, обещающих инвестировать именно в него, вырастает в геометрической прогрессии.

Мне даже хочется провести эксперимент – взять, например, тему строительства овоще-хранилищ и запустить обширную PR-кампанию. Уверяю, ровно через год у нас будет по крайней мере пять «профессиональных» общенациональных девелоперов овощехранилищ, которые будут строить сеть по всей стране. Так к чему я это? Да к тому, что нет никакой достоверной оценки реальной активности игроков в регионах и решения многими принимаются часто по наитию и по предположению, что рынок бездонный и безразмерный.

Уважаемый читатель справедливо возразит, что есть известные консалтинговые компании, которые за разумные (а часто и не очень разумные) деньги сделают исследование и все расскажут. Вы верите? Я не очень. И не потому, что я склонен не доверять их профессионализму, а только потому, что они часто не обладают достаточным количеством достоверной информации. Страна уникальная, инвестор самый умный и хитрый, поэтому он никогда свои планы не раскроет ровно до того момента, пока не купит площадку. Только потом он расскажет, что здесь будет построен самый-самый большой и правильный объект в городе. До этого же он будет тихо и спокойно оформлять земельный участок в собственность. Однако умный инвестор вряд ли будет знать о том, что есть ровно такой же умный, который тоже будет заниматься тем же самым на противоположной стороне дороги, на расстоянии 100 метров. В результате друг напротив друга появляются два конкурирующих проекта – и клиентов им явно не хватит. Город счастлив: «впарил» два участка по высокой цене, консультанты тоже – деньги за консалтинг получили, теперь рассказываем, какая высокая конкуренция, поэтому нас надо привлекать к сдаче в аренду, иначе провал.

Рынки региональных городов готовы «переварить» не более 300–450 тыс. кв. м торговых площадей.

Все хорошо, прекрасная маркиза… Какой же вывод? Любая потенциальная площадка – это угроза, и собирать информацию надо во всех возможных и доступных, а порой и нет источниках: у администрации города (генплан, заявки на участки, предпроектные наработки), в открытой прессе (заявления девелоперов, информационные сайты), у консультантов (исследования). Инвесторы, ведь это ваши деньги, и хочется, чтобы в обозримой перспективе их было по крайней мере не меньше!

Автор текста: Иван СИТНИКОВ,  совладелец, гендиректор компании «РосЕвроДевелопмент»

Читайте также:
В поисках инвестиций – стратегия успеха девелопера

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

11 − 7 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>