Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Пять «разбросанных» домов (арх. Ван Шу)

Пять «разбросанных» домов (арх. Ван Шу)

В парке «Иньчжоу» нового района Нинбо на площади 25 гектаров Ван Шу создал комплекс из пяти сооружений. Каждое здание в отдельности стало современным переосмыслением традиций китайской архитектуры, а все они вместе должны восприниматься как полностью завершенный ансамбль.

Чтобы создать ансамбль в духе классической китайской традиции, нужно было, прежде всего, особое внимание уделить расстановке объектов. Комплекс неслучайно получил свое красивое название: расположенные в разных частях парка здания кажутся разбросанными. Такой художественный прием позволил тонко вписать постройки в природное окружение, подчеркнуть живописность холмистой местности. Каждый из пяти павильонов выходит на один из криволинейных берегов озера в центральной части парка, некоторые располагаются непосредственно на воде.

План парка. Вокруг озера — пять «разбросанных» домов
План парка. Вокруг озера — пять «разбросанных» домов

Цель проекта пяти «разбросанных» домов — восстановить утраченную в современном городе гармонию с природой. Ван Шу старался показать, как из простых и легкодоступных материалов, с использованием традиционных секретов мастерства можно создать качественные постройки. При возведении домов учитывался экономический фактор. Ван Шу использовал местное сырье, привлекал местных рабочих, благодаря чему добился самобытности технологического процесса.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

У каждого из «разбросанных» домов свое предназначение: это художественная галерея, два чайных домика, кафе и административное здание. Каждой постройке дано оригинальное название, становящееся ключом к пониманию художественного облика здания, — так снова проявила себя поэтическая натура Ван Шу.

Здание художественной галереи именуется «Одна волна — три изгиба». Ее главной отличительной особенностью стала волнообразная крыша. Образ волны показывает нам природу в движении. Для его воплощения архитектор задумал две крыши, разъединяющиеся только на второй половине постройки — одна уходит вниз, вторая — взлетает вверх. Получился эффект волны в неспокойном море.

Второй чайный домик «Только песок в случайном саду»
Второй чайный домик «Только песок в случайном саду»

Крыша и стены павильона сложены из местных плиток, кирпича и черепицы, что стало уже своеобразным автографом Ван Шу. Полоса под изогнутой крышей и один из фасадов галереи остеклены — архитектор никогда не боялся смелого контраста различных материалов. Большой вынос крыши художественной галереи также характерен для традиционной китайской архитектуры.

Первый чайный домик — «Сломанная тень» — находится на одинаковом расстоянии от городских улиц, граничащих с парком, и от главного входа в парк. Необычный архитектурно-художественный образ постройки, казалось бы, никак не сочетается с национальной традицией. Но традиция в данном случае передана очень деликатно, и ключ к пониманию замысла архитектора кроется в названии. В оформлении китайского сада тень объекта порой имеет ничуть не меньшее значение, чем сам объект. Тень, которую отбрасывает сооружение, делает его более поэтичным. К тому же тень никогда не бывает статична — ее размер и положение зависят от времени года и времени суток. Тень, с присущей ей изменчивостью, всегда становится одной из художественных характеристик сооружения.

Первый чайный домик «Сломанная тень»
Первый чайный домик «Сломанная тень»

Образ, выбранный для павильона, очень сложно передать архитектурными средствами. Ван Шу оформил стены и потолок узором «трескающийся лед». Бетонная постройка П-образная в плане, своей разомкнутой стороной она выходит непосредственно на озеро. Расположение домика относительно сторон света таково, что внутренний двор всегда оказывается затененным. Этот прием использовался при сооружении в традиционных садах Китая павильонов, предназначенных для созерцания и медитации. Чайный домик «Сломанная тень» продолжает этот обычай. Тихий затененный внутренний двор, перед которым простирается безбрежная гладь воды, безусловно, располагает к созерцательности. В него можно попасть из любой части здания через одну из шести дверей. Каждая из них неповторима — имеет свою форму и размер.

Для завершения образа столь яркой художественной выразительности необходим был главный символ — во внутреннем дворе, на высокой кирпичной платформе, высажены два дерева так, чтобы их кроны поднимались над постройкой и тень от них всегда ложилась на ту или иную часть павильона.

Второй чайный домик назван архитектором «Только песок в случайном саду». Он отражает эстетические принципы духа дзэн — при произвольном изменении положения человека в пространстве меняется и его окружение. Иными словами, изменение точки зрения заставляет иначе воспринимать действительность.

Кафе «Листья лотоса на ветру»
Кафе «Листья лотоса на ветру»

Настроиться на философские размышления поможет форма деревянного павильона, полностью стоящего на воде. В чайном домике по традиции посетитель должен обрести внутренний покой и открыть путь к самопознанию. В основе художественного образа павильона лежит песок — символ времени. О песке напоминают светлые деревянные стены, о его символике — название чайного домика и его планировка. Здание уединенно, так как находится в центре озера. Добраться до павильона можно по единственному мостику, соединяющему его с «Большой землей».

Вокруг чайного домика устроена открытая галерея. Дополнительные деревянные экраны внутри нужны для увеличения числа углов и поворотов. Таким образом, сложная траектория движения по небольшому строению значительно удлиняет путь, который необходимо пройти каждому посетителю. Для защиты от дождя павильон покрыт стеклянной крышей, которую по периметру поддерживают металлические опоры.

Административное здание «Извилистое и волнистое»
Административное здание «Извилистое и волнистое»

Кафе «Листья лотоса на ветру» своим названием отсылает к одному из главных символов в культуре Китая, где лотос означает чистоту, совершенство, духовное изящество, мир. Кроме того, лотос олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. В Китае символика лотоса связана с буддизмом. Лотос, который произрастает из ила, но выходит из него чистым и благоухающим, лишенным веток, распускает цветок и смотрит всегда вверх, является образом чистого стремления. Поэтому Ван Шу сделал крышу и пол кафе изогнутыми, как листок лотоса, парящий на ветру.

Бесспорно, красивый художественный прием заставляет хозяев обставлять кафе только мебелью, созданной на заказ. Столы и стулья ручной работы имеют разную форму и обязательные наклоны. Прямо стоящей мебели в кафе вообще не предусмотрено. Но в этом скрыт и глубокий философский смысл: человек должен ощущать, как становится другой действительность вокруг него при изменении его положения и угла зрения.

Завершает пятерку парковых павильонов административное здание, также получившее поэтическое название — «Извилистое и волнистое». Имя постройки говорит о том, что у нее не только криволинейные очертания, то есть она является извилистой в плане, но и о том, что она отличается переменной высотой, то есть выглядит волнистой. Сложный план домика больше напоминает цифру «5». Он стоит в отдалении от озера, однако в нем предусмотрены панорамные зоны, откуда открывается прекрасный вид на озеро и парк «Иньчжоу». Ломаная изогнутая крыша оборудована под смотровую площадку с удобными зонами отдыха.

В созданном в полной гармонии с природой ансамбле из пяти «разбросанных» домов Ван Шу хотел подчеркнуть красоту техники ручной работы, применяемой в народном строительстве, и показать ее жизнеспособность в сравнении с современной профессиональной технологией строительства.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал