Конкурс лучших дипломных проектов

конкурс лучших дипломных проектов

В середине сентября в Казанском государственном архитектурно-строительном университете состоялся XV международный смотр-конкурс лучших дипломных проектов по архитектурно-художественным специальностям. В рамках смотра прошло несколько семинаров и «круглых столов», конференция «Вектор архитектурного образования – рациональный прагматизм или концептуальные фантазии», но главный интерес представляла сама выставка, на которой были продемонстрированы избранные работы выпускников архитектурных вузов по специальности «Архитектура и дизайн».

Количество участников заметно выросло – в прошлый раз, когда смотр-конкурс проходил в Томске, было представлено 336 работ. Впрочем, члены жюри отметили практически полное отсутствие коммерческих вузов как недостаток, не позволяющий сформировать абсолютно объективное представление об удачах и промахах сегодняшней архитектурной школы. С другой стороны, даже представленное количество работ освоить тяжело, и увеличение количества вузов-участников, скорее всего, заставит сократить численность их представителей. Тем не менее, увиденное на смотре-конкурсе вселяет оптимизм. Студенты выдают настолько интересные результаты, что возникает даже обманчивое ощущение, будто проблема изменения системы образования архитекторов неактуальна. В то время как в реальной жизни мы до сих пор не можем расстаться с обидным понятием «провинциальная архитектура» в смысле отсталости от основных мировых тенденций. При взгляде на студенческие работы мысли о провинциальности той или иной школы не возникает.

Обитаемый мост в г.Магнитогорске». С.Вишняков, Магнитогроский ГТУ (диплом СА РТ по теме «Общественные здания и сооружения»)

Естественно, какие-то дипломы выглядели сильнее, какието – слабее. Разумеется, работы бакалавров, проучившихся 4 года, отличались от работ студентов, окончивших шестой или седьмой курс. Снижает качество многих проектов и недостаточное знакомство с современными технологиями, материалами и конструкциями. Молодые проектировщики бросаются в крайности: либо их предложения настолько футуристичны, что все детали конструктива изображены условно, либо, если проект реален, все здания почему-то отделываются поднадоевшим уже алюкобондом – нет проработанной концепции остекления, фантазия не идет дальше окошек. Многие проекты «вытягивает» лишь хорошая осведомленность в области тенденций формообразования и, конечно, компьютерной подачи. Как это всегда бывает со студенческими проектами, во многих очевидно влияние звезд мировой архитектуры.

Были здесь работы почитателей Сантьяго Калатравы, Нормана Фостера, Захи Хадид, Даниэля Либескинда и других знаковых авторов. Кроме того, многими студентами были востребованы угадывающиеся стили и известных московских архитекторов, среди которых Член Правления Союза Московских Архитекторов Сергей Скуратов, и советник Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Асадов. Но лучше уж переболеть подражательством в студенчестве, чем потом, во взрослой жизни. Темы дипломных работ студенты выбирают очень разные: от «Формообразующих свойств соломы» (Барнаул, АГТУ) до «Гостиничного комплекса для Парижа» (Тюмень, ГАСА). Разброс интересов очень велик. Многие дипломанты выбирают темы, пользующиеся сегодня повышенным спросом: торгово-развлекательные комплексы, зоны активного отдыха, спортивные сооружения. Целый пласт современной молодежной культуры скрывается за многочисленными проектами центров экстремальных видов спорта. Немало было представлено и градостроительных проектов. В основном, студенты разрабатывают предложения для собственных городов, что понятно: на месте проблемы видны лучше.

Проект жилого комплекса в г.Миассе. Пульсация живого». Е.Кропанева, УралГАХА

Не секрет, что многим городам сложно дается экономически необходимый переход из индустриального века в информационный. В связи с этим хочется посетовать на отсутствие проектов, посвященных конверсии промышленных территорий. То ли такие темы вовсе не предлагаются преподавателями, то ли проекты не дотягивают до уровня, требуемого для представления на смотр-конкурс (точно известно, что в МАрхИ подобные работы выполняются не один год). Почти не было и проектов социальной направленности с ограниченными бюджетами. А вот количество исследовательских работ показывает, что студенты проявляют интерес не только к чистому проектированию, но и к научной работе, хотя востребованность практиков – архитекторов и дизайнеров – по-прежнему сохраняется. Весьма любопытны были немногочисленные, стоящие как бы особняком, но оттого вызывающие повышенный интерес дизайнерские работы: различные средства передвижения, коллекции одежды и ювелирных украшений, предложения по разработке фирменного стиля…

Уральская государственная архитектурно-художественная академия выставила даже один анимационный фильм. К сожалению, система судейства не соответствовала уровню смотра-конкурса, что отметили и сами члены жюри во главе с вице-президентом РААСН, председателем МООСАО, преподавателем МАрхИ академиком Александром Степановым. В соответствии с их собственной формулировкой, главная проблема – «размытость границ между номинациями». Получилось, что награды считают школы, но соревнуются-то проекты, а они весьма различаются по тематике и, что самое главное, выполнены на различных стадиях обучения. Первую проблему попытались решить, организовав альтернативное жюри из практикующих архитекторов, которое вручало тематические дипломы. В результате смотра-конкурса был вручен 41 диплом, некоторые сопровождались денежной премией. Несколько проектов удостоилось сразу двух, а то и трех дипломов.

«Интеллектуальное рефлексирующее архитектурное пространство». Владимир Гаранин, Казанский ГАСУ

При этом удивительно, что в списке лауреатов нет ни одного проекта не только промышленного или графического дизайна, но даже дизайна интерьера. Обидно, но большинство архитекторов, а жюри в основном состояло из них, до сих пор почитают свое занятие выше дизайнерского. Посмотрим, что будет на следующем Международном смотре-конкурсе лучших дипломов по архитектурно-художественным специальностям, который пройдет в Вологде.

Для нас посещение смотра стало счастливой возможностью ближе познакомиться со столицей Татарстана и ее будущими архитекторами. В один из вечеров мы представили наш журнал студентам КГАСУ. На нашу презентацию пришло около 70 человек. Еще в процессе изучения экспозиции смотра стало ясно, что казанская архитектурная школа достаточно сильна. О ее уровне можно судить по 3 работам, вызвавшим наибольший интерес актуальностью выбранных выпускниками тем и смелостью их проектных предложений.

Потенциал школы особенно важен, поскольку через несколько лет местным студентам придется столкнуться в реальности с непростой даже на первый взгляд ситуацией, сложившейся на данный момент в активно строящейся Казани. В ректорской речи, произнесенной на открытии смотра-конкурса, были такие слова: «Посмотрите вокруг – повсюду краны. Казань строится!» Так оно и есть, краны можно увидеть даже в самом центре города. Федеральные инвестиции к тысячелетию города сделали свое дело. В последние 10 лет городские власти реализовали масштабную программу по ликвидации ветхого жилья, переселив около 50 000 семей из старых деревянных домов, стоявших в центре, в новые, построенные в современных районах города. При этом почти все старые здания были снесены, несмотря на то, что многие из них представляли собой культурную и историческую ценность. На их месте стали возводиться новые здания, которые не всегда радуют архитектурную общественность своими эстетическими качествами, а также качеством строительства. Популярна здесь и практика «переодевания» и достраивания зданий эпохи советского модернизма. Ну да не это главное. Важно, что в результате столь масштабного вмешательства в сложившуюся городскую среду изменяется не только внешний облик города, но и его ткань, причем на данный момент стороннему наблюдателю сложно сказать, к лучшему ли эти изменения, поскольку масштаб потрясает.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

7 − 1 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>