Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Петрозаводская дистанция электроснабжения октябрьской железной дороги

Петрозаводская дистанция электроснабжения октябрьской железной дороги

Нет более унылого пейзажа, чем тот, что открывается из окон поезда, проезжающего через крупный российский город: черная отравленная земля, неряшливые сараи, брошенные вагоны, груды металлолома. И вдруг в этой техногенной пустыне встречается удивительный дом, как будто спроектированный для кампуса в пригороде Бонна или Осло и по ошибке построенный не в том месте: ярко-красный, с открытыми стальными галереями и приставным павильоном из поликарбоната. То, что такая свежая и смелая архитектура возникла не где-нибудь, а здесь, в провинциальном городе, в зоне отчуждения при железной дороге, воспринимается как настоящее чудо. Дистанция электроснабжения октябрьской железной дороги – филиал ОАО «РЖД».

Объект: Административное здание дистанции электроснабжения Октябрьской железной дороги в Петрозаводске
расположение: улица Шотмана, Петрозаводск, Россия
архитектура: архитектор Евгений Фролов, 3-я мастерская ЗАО «Проектный институт Карелпроект» под руководством Лео Киуру
генподрядчик: СМТ № 1, ООО «БалтТрансСтрой»
конструкции, инженерия: 3-я мастерская ЗАО «Проектный институт Карелпроект» (Александр Зорин – ГИП, Елена Иванова, Татьяна Дружинина, Лидия Ракитская)
монтаж витражного остекления: РСУ № 5 (Санкт-Петербург)
отделка интерьеров: ОАО Строительная компания «Век»
проектирование: 2005 г.
строительство: 2005–2006 гг.
площадь территории, га: 0,51
площадь застройки, кв. м: 1 189
общая площадь здания, кв. м: 3 490
полезная площадь, кв. м: 3 031
дополнительная инфраструктура: оздоровительный комплекс с сауной и бассейном
этажность: 4
отметка максимальной высоты, м: 15

Дистанция электроснабжения Октябрьской железной дороги. Северо-западный угол здания, по замыслу архитектора, особенно важен. Если бы не хаотическая застройка, заслоняющая его, люди, въезжая по улице Шотмана в центр города, видели бы здание именно с этой точки

Все начиналось буднично: Петрозаводская дистанция электроснабжения октябрьской железной дороги нуждалась в новом здании, чтобы разместить в нем администрацию и диспетчеров. Проект здания заказали государственному строительному монополисту «Карелпроекту». По мере того как проект готовился и согласовывался, Евгений Фролов, проектировавший здание, вышел из «Карелпроекта» и закончил работу уже как частный архитектор.

 

Строительство велось на территории железной дороги, поэтому город не выдвигал к нему особых требований. В основном проект согласовывали с ведомствами РЖД; то есть заказчик, по сути дела, договаривался сам с собой. Споры при этом вызвали вовсе не высотные характеристики и не транспортные и шумовые нагрузки, а сумма, которую предполагалось потратить на строительство. Здание задумывалось роскошное: с атриумом, панорамным лифтом и декоративным бассейном, с оздоровительным комплексом для сотрудников, включавшим сауну, плавательный бассейн и бильярдную. Ко всему этому заказчики отнеслись на удивление благожелательно: как местная администрация железной дороги, так и руководство в Санкт-Петербурге, и центральное ведомство в Москве.

Проект утвердили на всех уровнях, здание начали строить. И лишь тогда заказчик, словно спохватившись, захотел удешевить строительство. Отказались от лифта, от бассейна в атриуме, затем стали пересматривать сметы, подыскивая на замену дешевые строительные материалы. Однако тут универмага «Лента», который вскоре откроется в городе, по предложению местных архитекторов модифицировали: на угольно-серых фасадах закрепят яркие синие, желтые и красные детали. Архитекторы одинаково объясняют свое пристрастие: погожих дней в Карелии мало, природа тусклая, да и вообще, наше северное лето – карикатура южных зим; так пусть хоть дома будут яркими. Восточный и западный фасады здания выходят на зону отчуждения, хаотически застроенную гаражами и сараями, заставленную списанными вагонами. Смотреть на них практически некому. Поэтому фасады на востоке и западе лишены композиционной самостоятельности. Если главные фасады отделаны разными материалами (один – узкими пластинами металлопласта и тонированным стеклом, другой – композитными панелями), то торцовые – наполовину тем, наполовину другим. На них виден стык облицовок.

Можно сказать, что они образованы краями продольных фасадов, завернутыми на торцы. Весь северо-западный угол постройки занимает атриум. Стены, огораживающие его со стороны улицы, представляют собой витраж из тонированного стекла на стальном каркасе. Три верхних этажа выходят в атриум балконами. Если бы здание не заслоняли глухой забор и трансформаторная подстанция, прохожие могли бы наблюдать за людьми, выходящими на внутренние балконы. Панорамный лифт, который архитектор рассчитывал поместить рядом с ними, тоже был бы виден с улицы. Лестница, поднимающаяся из вестибюля шестью широкими маршами, рассекает здание на две половины. Справа от нее находится офисная часть. С лестничных площадок двери ведут в коридоры, а из них – в кабинеты и конференц-зал, выходящие окнами на железную дорогу. С другой стороны от лестницы устроен гараж для вагона-лаборатории, а над гаражом, на уровне третьего этажа, – зал для отдыха сотрудников и обширная прогулочная терраса.

дистанция электроснабжения Октябрьской железной дороги

Таким образом, внутреннее пространство постройки разделено параллельными стенами на четыре вертикальных пласта: кабинеты, коридоры, лестница, гараж с зоной отдыха. При таком устройстве было разумно сделать продольные стены несущими. Технологичность и яркость южного фасада мешают заметить сразу, что архитектурный язык здания архаичен. Пустоты атриумов и лестниц, рассекающие дом от фундамента до кровли и выступающие на фасад витражами; отражение архитектурных объемов в графике пола; декоративное сочетание открытой кирпичной кладки и стальных двутавров с высверленными отверстиями – все эти приемы были популярны в нашей стране около десяти лет назад, а теперь уже вышли из моды. Мы отмечаем это как особенность здания, но не недостаток. На наш взгляд, соответствие последним трендам – достоинство для завсегдатая дискотек, а не архитектора. У этой постройки есть и настоящие недостатки.

Сотрудники железнодорожной службы не очень им довольны. Все рабочие помещения выходят окнами на железную дорогу, и это причиняет большие неудобства: составы гремят так сильно, что, по свидетельству сотрудников, во время совещаний в конференц-зале приходится прерывать беседу и ждать, пока пройдет поезд. Кроме того, окна кабинетов смотрят на юг, а значит, в ясную погоду весь день, с утра до вечера, освещены солнцем. В ясную погоду воздух в помещениях раскаляется так, что кондиционеры не справляются с жарой. Как сказал один из сотрудников, если развернуть здание на 180 градусов, в нем было бы гораздо удобнее работать (хотя заказчик требовал, чтобы диспетчеры видели с галерей железную дорогу, сомнительно, что это на самом деле нужно: оттуда видна ничтожно малая часть дистанции, которую они обслуживают). Разумеется, можно было обойтись и менее радикальными мерами: например, сделать галереи шире или вставить в окна кабинетов то же тонированное стекло, которое обильно присутствует на северном фасаде.

Так или иначе, архитектору следовало заранее подумать о допустимом количестве света и шума в рабочих помещениях. Но достоинств у этого здания все равно больше. Во-первых, его транзитные помещения – вестибюль, лестница, коридоры – благодаря витражам и стеклянным вставкам в кровлю прекрасно освещены солнцем. В ясные дни здание почти не нуждается в электрическом освещении. Во-вторых, проходные помещения очень просторны: вестибюль и лестница занимают около четверти общей площади здания. Некоторым это кажется расточительством. Однако в распоряжении хозяев – огромная территория, и они не собираются сдавать здание в аренду. Им просто незачем экономить квадратные метры. В то же время избыточность пространства полностью меняет атмосферу в здании. Оно больше напоминает общественную по стройку, чем офисную. Там намного свободнее дышится, чем в обычном офисе, где ширина каждого прохода сведена к необходимому минимуму. Появление этого здания – важное архитектурное событие для Петрозаводска. В последние три-четыре года в городе не строились объекты такого уровня.

Вообще, там не много качественной современной архитектуры, хотя хватает людей, способных ее проектировать, и есть люди, психологически готовые ее строить и в ней жить. Проблема в том, что местные застройщики небогаты, и им крайне важно экономить средства. Бережливость инвесторов погубила не один хороший проект: например, две первые очереди уже упомянутого комплекса, который строит Александр Савельев, выглядят намного грубее и беднее, чем в замысле архитектора. Администрация железной дороги – крайне редкий для Петрозаводска случай, когда здание построено в том самом виде, в каком было спроектировано, и из тех материалов, которые закладывал проектировщик.

[конструкции]
фундамент: ленточный, монолитный пояс
конструктивная система: продольные стены и железобетонные перекрытия
несущие конструкции:продольные стены – кирпич, южная стена – железобетонный каркас, галереи на южном фасаде, витраж и опоры навеса на северном фасаде – стальной каркас
перекрытия:железобетон, над атриумом – железобетон по несъемной опалубке из профнастила
лестницы: внутренняя лестница – железобетонные ступени по металлическим косоурам, облицовка – керамогранит. Пожарная лестница – стальной каркас, железобетонные марши
ограждающие конструкции: кирпич, утеплитель Paroc (Финляндия), панели «Краспан» (Россия), металлопласт, витраж – стеклопакеты из тонированного стекла в алюминиевых рамах
кровля: плоская
оконные системы: металлопласт

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал