Хвост ласточки – пешеходный мост Zouthaven, Амстердам

Хвост ласточки - пешеходный мост Zouthaven

В современном Амстердаме насчитывается более тысячи мостов. И если раньше жители этого города шутили: «Бог создал море, а голландцы – берега», то теперь к крылатому выражению добавилась присказка: «…и то, как их соединить». Понятно, что при таком многообразии форм и инженерных решений достаточно сложно придумать что-то новое. Но голландскому бюро Hans van Heeswijk Architecten это удалось создав пешеходный мост “Хвост ласточки”.

Общие данные
объект: пешеходный мост Zouthaven
расположение: Oostelijke Handelskade, Амстердам, Нидерланды
заказчики: Gemeente Amsterdam
девелопер: Development company Municipality of Amsterdams
архитектура: Hans van Heeswijk Architecten
конструкции: Ingenieurs Bureau Amsterdam
проектирование: 2000–2003 гг.
строительство: 2004–2005 гг.
общая длина, м: 66
ширина, м: 4,5
вес конструкции без вантов, тонн: 91
общий вес конструкции, тонн: 113

Пешеходный мост Zouthaven, Амстердам. Hans van Heeswijk Architecten

Участок, на котором возведен мост, находится рядом с центром Амстердама, неподалеку от его крупнейшей реки Эй, на которой чуть выше по течению расположен Центральный вокзал города. Мост, перекинутый через гавань Зоутхавен, соединяет один из главных концертных залов Амстердама Muziekgebouw aan’t IJ (во всех путеводителях содержится предостережение: «Не пытайтесь произнести это название, если вы не голландец») с остановкой трамвая. Это одно из самых популярных мест проведения досуга амстердамцев.

1997 году команда датских архитекторов 3XNielsen из города Орхуса выиграла конкурс на проектирование нового мюзик-холла Muziekgebouw aan’t IJ в гавани Зоутхавен. Она предложила наиболее современное решение, отвечающее духу и амбициям быстроразвивающегося района доков. Однако реальное проектирование Muziekgebouw aan’t IJ началось лишь три года спустя. Это время понадобилось для сбора средств на строительство центра, бюджет которого в итоге составил 52 млн евро, и на строительство моста, соединяющего новое здание с материком, – менее 1 млн евро. Все деньги были собраны девелоперской компанией муниципалитета Амстердама.

Работа над обликом нового здания музыкального центра и моста велась синхронно, и архитекторам удалось добиться стилистического единства

В 2000 году, когда все финансовые вопросы были урегулированы, состоялся закрытый конкурс на проектирование моста через Зоутхавен. В условиях конкурса содержалось требование проектирования моста в современной эстетике, отвечающей конкурсному предложению здания Muziekgebouw aan’t IJ. Из семи компаний, участвовавших в конкурсе, победило амстердамское бюро Hans van Heeswijk Architecten, известное своими новаторскими мостами как в Амстердаме, так и за его пределами. Тогда же, в 2000 году, началась синхронная работа над зданием нового музыкального центра и ведущим к нему мостом. Продолжалась она четыре года. Датская и голландская команды работали в тандеме.

Геометричное, в металлической облицовке здание Muziekgebouw aan’t IJ получилось похожим на огромный лайнер, пришвартовавшийся к берегу. Кстати это уже второе в этом районе здание-корабль. Первое – интерактивный музей науки Nemo – спроектировал Ренцо Пиано. Корабельная тематика в архитектуре района возникает не случайно. Здесь некогда находился центр морской торговли, а сейчас расположен Центральный вокзал Амстердама, с которого начинают свое путешествие по городу туристы, прибывающие водным транспортом.

«Корабельная» тема развивается в ограждениях, выполненных из натянутых металлических тросов

Большинство названий магазинов, кафе и ресторанов содержит в себе морские аллюзии. Так что не удивительно что при проектировании моста Hans van Heeswijk Architecten, так же как и их коллеги 3XNielsen, решили поддержать корабельную тему. Они сделали мост Зоутхавен похожим на трап. Он выходит на площадку перед музыкальным центром, которая почти на 3 м выше подножия моста. Образуется энергичная косая линия, перечеркивающая гавань от берега до здания Muziekgebouw aan’t IJ.

Посетители восходят на мост, как на палубу корабля. Так архитекторы добились образного единства моста и здания. Мост Зоутхавен стоит на 21 опоре, соединенной подобно позвоночнику в специальную конструкцию, поддерживаемую 12 вантами диаметром 55 мм. Форма каждой опоры уникальна. Когда Ханс ван Хейсвейк делал первые наброски опор, он стремился найти универсальный аэродинамический образ, существующий в природе. Им стал хвост ласточки. Сначала мост состоял сплошь из «ласточкиных хвостов». Он был более подтянут. Опоры сходились под мостом и образовывали рогатину. Сквозь нее проходили все ванты. Однако трехмерный анализ структуры конструкторами из Ingenieurs Bureau Amsterdam показал ее неустойчивость. Рогатину пришлось сделать двойной. Мост как бы распластался и стал похож на Millenium Bridge в Лондоне.

Когда Ханс ван Хейсвейк делал первые наброски опор, он стремился найти универсальный аэродинамический образ, существующий в природе. Им стал хвост ласточки

Норман Фостер в этом объекте, как признаются архитекторы, нашел оптимальную конструкцию моста, обойти которую сложно. Однако сходство конструкции настораживало. По расчетам специалистов из Ingenieurs Bureau Amsterdam, мост Зоутхавен, так же как и его прообраз в Лондоне, вследствие малой внутренней амортизации мог начать вибрировать при динамических колебаниях совпадающих шагов. Но полностью просчитать силу и размах колебаний конструкторам на стадии проектирования не удалось.

Оставалось ждать установки и апробации моста. Во всех вариантах проекта архитекторы остались верны своей идее опустить ванты ниже точки обзора. В утвержденном варианте они проходят под мостом и по его бокам. Ванты распределяются в две системы. Одна предусматривает крепеж шести вантов по береговой линии в максимальном радиусе распределения – 4 м. Рассредоточенные по берегам, они сходятся в одну точку под мостом. При этом от опоры к опоре ванты как бы провисают в середине моста и подтягиваются кверху по краям.

Другая система, напротив, предполагает крепеж шести вантов в радиусе 1 м по береговой линии. Собранные в пучки по краям моста, они расходятся полукружиями по его бокам, как бы замыкая мост в кольцо. Такая конструкция позволила максимально распределить массы моста и нагрузки вантов. Архитекторы стремились сделать мост более легким и изящным. Поэтому опоры изготовили из низколегированной стали, а полотно моста – из алюминия. Все основные узлы выполнены из более прочной и тяжелой углеродистой стали. При строительстве этого моста было впервые применено покрытие из резиновых гранул Lightdeck. Оно не скользит в дождливую погоду и не промерзает в холода.

Мост Зоутхавен был полностью собран на заводе и переправлен к месту своего расположения на понтонах. 22 октября 2004 года мост был установлен в пролет. Начались испытания. Инженеры компании Sonus выполнили режимный анализ моста. Для этого мост привели в движение специальным тяжелым молотом с измерителем силы. Замерили силу импульса, который передавался по мосту при ударе молота. На каждой опоре моста определили реакцию конструкции на импульс. После обобщения всех данных рассчитали коэффициент вибрации моста. В результате было установлено, что группа из 16 человек, ритмично шагающих по мосту, может вызвать значительные его колебания. При этом были выявлены отклонения опор в верхней точке моста, превышающие 20 см.

Как и мост Тысячелетия в Лондоне, Зоутхавен нуждался в антивибрационных амортизаторах с минимальной частотой колебания. После дополнительных расчетов и испытаний было решено установить амортизирующие грузы в первой и третьей четвертях длины моста. Для усиления амортизирующего эффекта грузы прикрепили к пружинам, которые сжимаются и разжимаются синхронно колебательным движениям моста. Под действием силы груза колебательные движения затихают.

Всего было установлено четыре амортизирующих груза общей массой 1 050 кг. За счет этого удалось значительно сократить вибрацию наиболее подвижных крайних частей моста. 16 января 2005 года мост Зоутхавен был открыт для публики – причем одновременно с новым музыкальным центром Muziekgebouw aan’t IJ, что в сознании горожан сделало инженерное сооружение неотделимой частью учреждения культуры.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

шестнадцать + одиннадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>