Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Пешеходный мост Симоны де Бовуар, Париж

Пешеходный мост Симоны де Бовуар, Париж Архитектура

Пешеходный мост Симоны де Бовуар стал тридцать седьмым мостом через Сену, торжественное открытие которого состоялось в июле 2006 года, стал не только архитектурным событием в жизни Парижа, но и культурным: это первый мост, названный в честь женщины – философа и писательницы Симоны де Бовуар. Изящный и смелый бросок однопролетного моста архитектора Дитмара Файхтингера действительно близок духу французской феминистки и подруги Жана-Поля Сартра.

объект: пешеходный мост Симоны де Бовуар
расположение: Париж, Франция
заказчик: мэрия Парижа
архитектура: Feichtinger Architectes
инженерия: RFR Ingénierie
консультант по инженерии: Bernard Vaudeville
архитектурный конкурс: сентябрь 1998 г.
проектирование: 1999 г.
строительство: 2004–2006 гг.
общая длина, м: 304
длина центрального пролета, м: 194
ширина моста, м: от 6 до 12
площадь пешеходного покрытия, кв. м: 4 000

Пешеходный мост Симоны де Бовуар, Париж

Градостроительная справка

■ Мост Симоны де Бовуар построен в юго-восточной части Парижа. Новый мост, предназначенный только для пешеходов и велосипедистов, расположен между мостом Берси и мостом Тольбиак. Его создание планировалось еще в конце 1980-х годов Atelier Parisien d’Uranism одновременно с разбивкой парка Берси – для того, чтобы жители все более урбанизирующегося 13-го округа получили доступ к парку на другом берегу. Строительство Национальной библиотеки сделало строительство пешеходного моста насущной необходимостью. 14-я линия метро, проведенная к Библиотеке Миттерана, позволяет быстро добраться до 13-го округа, однако, чтобы попасть в парк, приходилось обходить весь район по мосту справа или слева. Новый мост связал площадь перед Национальной библиотекой Миттерана и парк Берси на другом берегу Сены, благодаря чему теперь с одного берега на другой можно попасть напрямую. Кроме того, новый мост привлек внимание жителей Парижа и туристов к этому достаточно удаленному району, зажатому между железнодорожными путями Лионского вокзала и Сеной. В истории Парижа это четвертый пешеходный мост и самый протяженный из всех.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

В марте 1999 года первая премия архитектурного конкурса на проект пешеходного моста в районе Берси, организованного мэрией Парижа, была присуждена проекту, разработанному командой под руководством Дитмара Файхтингера, австрийского архитектора, основавшего в Париже бюро Feichtinger Architectes. Принять участие в конкурсе были также приглашены Тадао Андо, Крис Уилкинсон и Марк Мимрам (Marc Mimram). Предложение Файхтингера покорило членов жюри своей элегантностью и в то же время исключительной рациональностью.

Как в блестяще доказанной геометрической теореме, здесь найдено простое и изящное решение: мост образован двумя синергическими, то есть взаимодополняющими, элементами – пологой аркой и подвешенной «цепью». Конструкция моста Симоны де Бовуар производит сильное впечатление – две пересекающиеся дуги перекинуты с одного берега на другой – никаких опор, никаких пауз, одно непрерывное плавное движение. При общей длине моста 304 м и ширине 12 м 190-метровый пролет парит над Сеной безо всякой опоры на пилоны. Издали конструкция моста напоминает линзу, которую образуют две дважды пересекающиеся дуги. За этот игривый композиционный прием мост сразу же получил прозвище La Lentille – «лупа». Благодаря разноуровневым входам и лифтам мост связал четыре пространства: две набережные, террасу парка Берси и площадь перед Национальной библиотекой. «Мост – это организм, гибко взаимодействующий с окружающей средой», – считает архитектор. Для Дитмара Файхтингера среда и ландшафт становятся ключевыми факторами при выборе направления работы над любым проектом, и зданию или, в нашем случае, мосту, «не нужно быть слишком сложным».

Здесь темой стала река – ее роль в жизни города и как транспортной артерии, и как градостроительной оси, и как элемента природы. Контекст образован рекой и двумя противоположными по типу организации районами: парка и библиотеки. То же обстоятельство, что мост предназначен для пешеходов, заставило архитектора задуматься не только о связующей функции моста, но о видах, что будут открываться во время прогулки. Переплетение силовых линий вылилось в интересную игру подъемов и спусков променада, предоставляющих свободу выбора и многообразие видовых точек и смотровых площадок. С верхнего яруса двухэтажного моста открывается вид на исторический центр Парижа, а с нижнего, протяженностью 65 м, – «скадрированная» панорама реки. Как в веревочных мостах, здесь конструкция и пешеходная зона слились в одно целое, поэтому волнообразное движение конструктивных кривых отражено в линии палуб пешеходной зоны: центрального променада (шириной от 6 до 12 м) и двух боковых (шириной 3 м).

Узкий променад, поднимающийся с правого берега из парка Берси, в точке пересечения с провисающей дугой расширяется до 6 м и продолжает движение вверх уже по дуге арки, так что перед вами постепенно вырастают прямоугольники стеклянных башен библиотеки. А широкий променад, начинающийся с правого берега, опускаясь к реке, разделяется на два узких (3 м) карниза по обеим сторонам моста, и во второй точке встречи с арочной дугой вновь превращается в широкую палубу. Дитмар Файхтингер убежден: «Скелет здания – вот что должно интересовать всякого архитектора прежде всего». И мост, пожалуй, является лучшим полем для реализации этого принципа. В конструкции моста все очень четко: есть целое, которое подразделяется на части, а те, в свою очередь, – на пункты. Мост длиной 304 метра состоит из трех элементов: центральной «линзы», которая также, в свою очередь, подразделяется на три части, и двух боковых пролетов, которые проходят над набережными Сены. Центральная часть моста образована расположенными друг над другом на расстоянии 5,2 м «аркой» и «цепью».

Издали конструкция моста напоминает линзу, которую образуют две дважды пересекающиеся дуги

Две плоскости соединены вертикальными стойками, которые сами архитекторы прозвали бумерангами. Бумеранги расположены на расстоянии 7 м друг от друга и состоят из четырех стальных труб, собранных в пирамидальный пучок, острым концом упирающийся в нижнюю плоскость, а широким основанием – в свод арки. Все элементы и секции моста по возможности изготавливались заранее, чтобы минимизировать сварочные и сборочные работы. Например, кон струкции «линзы» длиной 106 м были изготовлены из стали на заводе в Эльзасе, откуда были перевезены по Рейну в Нидерланды. Из Нидерландов их путь лежал в Северное море – в Гавр и, наконец, вверх по Сене – в Париж. 28 января 2006 года конструкции были приварены к опорам Сены за одну ночь. В подобного рода конструкциях все детали несут большую поперечную нагрузку, и поэтому даже самые толстые пластины были укреплены литыми дополнениями в поперечнике, благодаря чему конструкция получилась изящной и прочной. Большинство частей моста – это сваренные из листового металла балки и плоские детали. Число болтов постарались свести к минимуму, чтобы избежать потенциальной опасности появления ржавчины. Ограждение вдоль променада представляет собой эдакие плоские «зубья» из стали, между которыми натянута мелкая сетка. Блестящие перила выполнены из алюминия.

При строительстве моста помимо стали архитекторы использовали древесину – для обшивки пешеходной «палубы». Это дубовые доски, изготовленные из деревьев, поваленных в лесах Иль-ле-Франс декабрьской бурей 1999 года. Доски перемежаются с резиновым противоскользящим покрытием. Естественный цвет дуба немного меняется в зависимости от погоды – беловато-серый в ненастье и коричневатый при солнце. Хотя цветовое решение моста фактически нейтрально – стальной цвет конструкции и сероватый цвет «палуб» при дневном освещении вписывают его в современный пейзаж: того же тона асфальт мостовой, чуть светлее камень набережных, чуть темнее вода под мостом. Однако вечером все меняется. Подсветка моста заслуживает особого внимания. Светильники вмонтированы в ограждение снизу и в перила таким образом, что свет, направленный под низким углом, мягко очерчивает волнообразные линии конструкции. В мягком рассеянном свете проявляются золотистые теплые тона дубового дерева. Других источников света, кроме ламп ограждения, нет – чтобы не разрушать очарования парижской ночи.

Работы были завершены в июне–июле 2006 года проведением целого ряда тестов, в частности проверок на вибрацию и динамику: нескольким сотням добровольцев, главным образом студентам инженерных институтов Парижа, пришлось ходить строем по мосту и дружно прыгать по команде архитектора в определенных точках, проверяя конструкцию на прочность. Вибрации, что влияют на вертикальную и горизонтальную кривизну поверхностей, гасятся за счет динамических амортизаторов, расположенных как под пешеходными палубами, так и по краям моста. Мост Симоны де Бовуар связал не только два берега Сены, но и две противоположные визуальные среды: волнообразным движением мост уходит в зелень парка на правом берегу, тогда как на левом он устремляется в заполненный зданиями урбанистический пейзаж. Конструкция моста легко прочитывается, тут нет тайн – все открыто и прозрачно, никаких лишних деталей или декора.

Ночью пешеходный мост Симоны де Бовуар эффектно подсвечивается, и его сходство с линзой еще более очевидно

Можно сказать, что Дитмар Файхтингер вернул на берега Сены французский пуризм, каким его пропагандировали Ле Корбюзье и Озанфан с его «рационалистически четкой передачей устойчивых предметных форм, изображением первичных элементов, на восприятие которых затрачивался бы минимум энергии». Однако есть «но», которое не позволит спутать мост 2006 года с объектами 1926 или 1936 годов. В основе проекта лежат не сами первичные элементы и их пропорциональные соотношения, а силы, которые в них заложены, и эти силы, по словам архитектора, «должны быть ясно читаемы и очевидны». Инженерные приоритеты архитектора привели к тому, что благодаря своей конструкции мост приобрел и дополнительную функцию – социально-организующую: пространство в центре «линзы» используется для устройства небольших выставок, артистических перформансов и просто пикников с видом на реку. И естественно, как всякий мост нового тысячелетия, построенный в столице, он неизменно привлекает внимание туристов.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал