Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Парк «Ибирапуэра» в Сан-Паулу, арх. Оскар Нимейер

Парк «Ибирапуэра» в Сан-Паулу, арх. Оскар Нимейер

В 1954 году в Сан-Паулу, втором по величине городе Бразилии, на 400-летнюю его годовщину и в самом его сердце, был открыт парк площадью 221 гектар. Его название, парк «Ибирапуэра», на языке местных индейцев племени тупи означает «гнилой лес». Ландшафтным дизайнером этого красивейшего и романтичного места стал Роберто Бурле-Маркс. Архитектором — Оскар Нимейер. Строительство комплекса пришлось на пору политического и экономического роста страны после Второй мировой войны. В культурном отношении она оставалась провинцией, так что можно сказать, что здания в «Ибирапуэре» были призваны осуществить ответственную миссию: Бразилия включалась в систему крупнейших международных форумов, в том числе и современного искусства, демонстрируя свои потенции к модернизации.

Меня вовсе не привлекают прямые углы. Впрочем, как и прямая линия, грубая, негибкая, созданная человеком. Что мне по нраву, так это свободный и чувственный изгиб. Тот изгиб, который я вижу в горах моей страны, в извилистых руслах ее рек, в облаках на небе, в теле любимой женщины. Из изгиба создана вся Вселенная, Всемирная кривая Эйнштейна.
О. Нимейер

Город Сан-Паулу, население которого стремительно росло (растет и поныне: в 1950 году в нем жили два миллиона человек, а в 2010-м — уже 20 миллионов), принимает раз в два года, с октября по декабрь, в парке «Ибирапуэра», в выставочном комплексе, выстроенном под руководством Оскара Нимейера, международную Биеннале современного искусства, его новейших и актуальных течений. Это вторая по значимости выставка в мире после Венецианской биеннале. Кроме того, здесь проводятся биеннале архитектуры.

Сегодня исследователи четко осознают то, что уже в середине XX века хорошо понимал и воплощал в своих творениях Нимейер: архитектура напрямую влияет на модели репрезентации искусства, как и на суть самого современного искусства, с присущими ему новыми формами художественного выражения. Параллелепипеды главных выставочных павильонов, расположенные на достаточно большом друг от друга расстоянии, соединяет плавно изгибающийся волной навес-маркиза, объединяя многообразную архитектуру и зеленое окружение парка. (По словам Нимейера, «необъятная маркиза, которая разливается между строениями, подчеркивает свободу, полученную формой».)

Еще более свободно, наподобие серпантина, «течет» пространство в интерьере Дворца промышленности, который позже получил наименование Павильон Сисилиу Матараззу (именно здесь проходят биеннале, а рядом располагается Музей современного искусства — МАМ); архитектурная режиссура придает ему поистине головокружительную динамику. Визуально же пространственные координаты фиксируют здесь узкие круглые белые столбы; они — словно стержни, вокруг которых вьются «ленты» разнонаправленных пандусов и их белых ограждений, ведущих на протяженные экспозиционные «балконы».

Размеры пяти самых внушительных построек колеблются до 40 000 м2.

Генеральный план парка «Ибирапуэра», кроме трехэтажного павильона, Биеннале предусматривал и другие постройки, такие, как, например, планетарий. Планетарий — первый в Южной Америке — у Нимейера принял форму летающей тарелки; купол, в котором можно рассматривать звездное небо, в диаметре достигает 20 метров. Еще одна «летающая тарелка» — павильон Лукаса Ногуейра Гарсеза, чаще называемый «Ока» (ОСА), по наименованию традиционных жилищ местных индейцев и вторящий их форме. Его площадь составила около 10 000 м2. Сегодня здесь расположились Музей аэронавтики и Музей народного творчества. Кроме того, комплекс включает Дворец наций (павильон Мануэля Нобреги, в котором до 1992 года размещалась префектура, а сегодня — Музей Афро-Бразилии).

На обширной площади Сивика находится мемориал «Латинская Америка», разделенный на две зоны и объединенный подвешенным пандусом («акт доброй воли и континентальной солидарности»). По словам Оскара Нимейера, его творение символизирует «доверие и солидарность на всем континенте», призывает к «политическому единению, которое непременно должно настать». Как сами провозглашенные идеи — простые и смелые, — все конструкции мемориала технически примитивные и новаторские одновременно (бетонные сооружения, состоящие из двух, максимум трех элементов, балки длиной 60-90 метров).

В глубине мемориала находится актовый зал с большим сводом, справа — библиотека, слева — круглый в плане ресторан. В центре композиции возвышается памятник из железобетона семиметровой высоты: огромная рука с растопыренными пальцами. Кровь, стекающая по ладони, образует очертания Южной Америки и символизирует черную страницу в истории континента — жестокую расправу с индейцами.

В 2005 году в парке появилась постройка, задуманная еще в начале 1950-х. На склоне долгой жизни зодчему довелось (удалось!) реализовать (с коррективами, разумеется) некоторые свои ранние проекты. Так, всеобщий интерес вызвало его здание Концертного зала, начавшего функционировать в 2005 году по проекту, сделанному в 1950-х. Строительство вызвало протесты, так как для него пришлось пожертвовать многими квадратными метрами зеленых посадок. Но очень скоро Сан-Паулу стал гордиться своей Аудиторией. По мнению некоторых остроумцев, возведя его, патриарх современной архитектуры показал язык всему миру. Привычная для Нимейера «деталь» — далеко вынесенный за пределы общего объема здания козырек, здесь гипертрофированно длинен и к тому же красного цвета. Внутреннее пространство приспособлено для разного показа и сможет трансформироваться. Более того, предусмотрена техническая возможность опускать заднюю стену, что позволяет устраивать представления, концерты или любые другие акции под открытым небом. (Знатокам может вспомниться капелла в Роншане Нотр-Дам-дю-О кумира Нимейера Ле Корбюзье с ее алтарем на «плейере». Правда, ученик превзошел по радикальности учителя — стена капеллы была недвижима. Но

ведь и строительные технологии за полвека шагнули далеко вперед.) В фойе находится инсталляция японобразильской художницы Томи Отейк. Темно-красные линии этой работы сочетаются и с цветовым решением архитектуры, и с плавной формой лестницы. Внутри зал украшают произведения той же Томи Отейк, а кроме того, графика Луиса Антонио Валландро Китинга. Зал рассчитан на 840 мест. Его клинообразная форма, с рифленым красным, как язык пламени, металлическим навершием, продолженным в экстерьере, создает, по мысли архитектора, основанной на результатах физических исследований, превосходную акустику. А белый цвет общего объема здания, трапециевидного фасада, стен его интерьера контрастирует с навесом, получившим официальное наименование Labareda (порт. — пламя). Но на самом деле здесь присутствует еще одна ассоциация: с красным знаменем. Неподалеку от входа в парк в 1954 году состоялось открытие памятника Бандейраш (от порт. Bandera — флаг), бразильским бандейратам, первопроходцам. (Памятник капитану Педру Арварешу Кабралу, первому достигшему берегов Бразилии, установлен отдельно.) Интересно, что общая идея монумента соотносится с памятником первопроходцам, или, точнее, «Памятником открытий» в столице Португалии. На другой стороне парка — «Обелиск Сан-Паулу». Нимейер, как талантливый градостроитель, мыслил ансамблевое оформление территории. Как всегда, он учел, что белые стены после захода солнца, освещенные прожекторами, превращают «объект» в футуристическую фантазию.

В 1956 году архитектор в предисловии к книге, посвященной его творчеству («Оскар Нимейер: творчество в развитии», автор — Стамо Пападаки), писал об особенностях национального зодчества: «Отсутствие крупной строительной промышленности с заводским производством деталей и частей зданий способствует развитию богатства своеобразных архитектурных форм и решений. Таким образом то, что при взгляде на нашу работу из-за рубежа кажется нелепым, на самом деле необходимо и диктуется нашими современными условиями. <…> Мы решили сохранить в нашей архитектуре ее отечественные и своеобразные черты, которые мы образно воплощаем, применяя принятые у нас способы строительства, и мы стремимся беречь заслуженный престиж, которым бразильская архитектура пользуется в современном мире». Эти слова, сказанные более чем полвека назад, и по завершении ансамбля «Ибирапуэра» остаются столь же актуальными.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал