Парижская филармония в парке “Ля Вилетт”

Парижская филармония в парке "Ля Вилетт"

Открытие Парижской филармонии по проекту Жана Нувеля — одно из главных архитектурных событий 2015 года во французской столице. Первоначально строительство планировалось завершить еще в 2012 году, но из-за технической сложности замысла и удорожания проекта сроки пришлось отодвинуть. Новую дату открытия передвинули еще на три года и уже постарались следовать графику. Суммарно новая филармония обошлась французским налогоплательщикам в 455 миллионов долларов и вызвала широкую волну споров и противоречивых оценок.

Комплекс филармонии задумали возвести на северо-востоке, в 19-м округе Парижа, еще восемь лет назад. Участок под строительство был выделен в парке «Ля Биллет», между «Городом музыки» Кристиана де Портзампарка и городской кольцевой автотрассой. Рядом уже почти 30 лет располагается Городок науки и индустрии (со знаменитым зданием Ля Жеод Фансильбера и Шамаю, а также с концептуальными скульптурами Бернара Чуми), являющийся сегодня третьим по посещаемости музейным центром Парижа. Учитывая такой огромный интерес публики, было очевидно, что строительство еще одного, сопоставимого по значимости культурного музыкального объекта в этом месте было более чем оправданно.

Первоначально планировалось, что его проектированием также займется Портзампарк, но в соответствии с законодательством Евросоюза городские власти были обязаны провести открытый конкурс. В результате среди финалистов оказались такие мегавеличины мировой и французской современной архитектуры, как Заха Хадид, бюро «Кооп Химмельб(л)ау», MVRDV, Портзампарк, Франсис Солер и Жан Нувель. Жюри остановило свой выбор на фигуре Нувеля, поскольку кроме эффектного конкурсного проекта в его активе оказалось больше успешных европейских реализаций именно музыкальных культурных объектов.

Новая филармония с самого начала проектировалась не только как официальное место выступлений оркестра Парижа, но как самый масштабный и доступный для каждого жителя города центр музыкального образования и культуры. В здании разместились собственно концертный зал, репетиционные студии, выставочные площадки и ресторан с панорамным видом на Париж. Главный концертный зал филармонии вмещает от 2400 до 3500 человек. При такой высокой концентрации людей и одновременном использовании всех основных пространств здания акустические нагрузки и вопросы звукоизоляции имели первостепенное значение. Поэтому в качестве приглашенных консультантов при строительстве выступили ведущие специалисты по акустике Гарольд Маршалл из Новой Зеландии и Ясухиса Тойота из Японии.

Главный променад перед филармонией

Архитектура филармонии очень выразительна. Сложный силуэт здания собран из наклонных бетонных панелей, а массивная выносная кровля на высоте 36,5 метра облицована алюминиевыми панелями и наклонена в сторону «Города музыки» Портзампарка, образуя легко читаемую визуальную связь. Между зданиями также организована общая площадь. Со стороны шоссе фасад филармонии предстает в виде 52-метровой стены, на которую проецируются рекламные ролики и афиши предстоящих выступлений артистов. По замечанию самого автора, достаточно свободное расположение плоскостей этажей напоминает лежащие на земле осенние листья, готовые в любой момент сорваться с порывом ветра и унестись вдаль. Но метафора достаточно условна, поскольку здание визуально довольно тяжеловесно. Выбор материала для внешней отделки здания был обусловлен высокими звукоизоляционными качествами и прочностью этого материала, но не придал той требуемой воздушности и легкости, которой хотел добиться архитектор.

Структура зрительного зала аналогична той, что Нувель разработал для Копенгагена. Но здесь условия были еще жестче: согласно требованиям заказчика ни один зритель не должен был сидеть дальше 30 метров от дирижера.

Главный фасад филармонии

Такие решения наиболее логичны при центральном положении сцены, когда зрители располагаются на многоуровневых террасах. Неожиданный пространственный эффект дало предложение Нувеля использовать отдельные мостики для зрителей, ведущие к таким террасам и подвесным балконам. Но затея с подвесными частями и мостиками вызвана желанием не просто создать оригинальную форму интерьера, а улучшить проникновение звуковых волн от сцены к самым дальним уголкам зала. Для усиления качества акустических эффектов на потолке зала подвесили дополнительные регулируемые акустические панели. Эти подвесные конструкции имеют также эстетическую нагрузку, поскольку выполнены в разных цветах и придают внутреннему пространству дополнительное зрительное разнообразие.

Общая складчатая форма здания и волнистые стены главного зала являются собственно архитектурным ответом Нувеля на требования законов распространения звука, а использование звукоизоляционных, долговечных и экологичных материалов «Роквул» в отделке интерьеров — средство повысить акустический комфорт посетителей.

Интерьер главного концертного зала филармонии

Хотя подход к решению интерьера главного зала в Концертном комплексе в Копенгагене близок к пространственному облику парижской филармонии, во французском проекте все ломаные линии интерьера трансформированы в более сложные и плавные кривые. Расположение кресел тоже несколько усложнено. Это уже не просто сегментированный амфитеатр под сложной кровлей, а скорее виноградная гроздь, составленная из многоуровневых террас и подвесных балконов. А подвесные панели потолка имеют систему регулировки, подстраиваемой под конкретный концерт, с учетом специфики инструментов и количества музыкантов. В соперничестве с прочими новыми музыкальными залами Европы, и особенно с Берлинской филармонией, Париж благодаря Нувелю оказался на высоте.

В филармонии можно проводить не только музыкальные мероприятия, но и выставки и различные визуальные арт-проекты. Первой выставкой стала биографическая экспозиция, посвященная рок-музыканту Дэвиду Боуи, которая ранее была показана британской публике в Музее Виктории и Альберта.

14 января 2015 года состоялось долгожданное открытие здания Парижской филармонии в районе парка «Ля Вилетт». Присутствовали высокие чиновники и официальные лица. Церемонию и первый концерт даже почтил присутствием президент страны Франсуа Олланд. А вот сам автор проекта Жан Нувель в очередной раз продемонстрировал свою бескомпромиссность, когда дело касается принципиальных творческих вопросов. Из-за того что в последний год строительства этого нашумевшего объекта были допущены многие неточности и несоответствия с замыслом мастера, Нувель добивался серии дополнительных корректировок и анализа работы возведенной конструкции. Поскольку ожидания общества были слишком подогреты прессой, а бюрократическая машина неостановима, то филармонию все же решили открывать для публики в начале 2015 года без требуемых автором дополнительных испытаний. Нувель опубликовал интервью, где заявил, что на финальной стадии строительства многие решения принимались без его ведома и строители для скорости отказались от многих деталей и нюансов, что в итоге «скомпрометировало проект». В знак протеста Нувель проигнорировал церемонию торжественного открытия своего нового детища.

Тем не менее сегодня уже очевидно, что, несмотря на некоторое несоответствие всем деталям сложнейшего авторского замысла, получившийся комплекс филармонии легко встал в один ряд с главными культурными достопримечательностями современного Парижа.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

5 − 5 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>