Палладианство

Казначейство. Лондон. Палладианство

Наследство Иниго Джонса

Палладианство в Англии появилось в начале XVIII в. как реакция на экстравагантность архитектуры барокко. Архитекторы нового стиля пытались найти основу «национального вкуса» в архитектуре Палладио и Иниго Джонса (1573-1652 гг.). Действительно, за сто лет до этого, Иниго Джонс произвел революцию в архитектурном мышлении Европы своей глубокой интерпретацией теорий Палладио, изложенной в его знаменитом трактате «Четыре книги по архитектуре» (1570). Джонс сверял уроки Палладио со своим собственным изучением античных руин, а также сопоставляя его идеи с трудами других авторов, в частности Себастьяно Серлио. Джонс вернулся в Англию не с готовым архитектурным стилем, а, скорее, с новой манерой мышления, использовавшей всю глубину идеи Палладио.

Палладио

Куинс-Хауз (Королевский дом, Queen‘s House.). Гринвич (1616-1635 гг.)

 

Проект Куинс-Хауза в Гринвиче свидетельствует о глубоком понимании Иниго Джонсом идей Палладио. Украшения фасада немногочисленны, и их эффект обусловлен продуманными пропорциональными соотношениями.

Куинс-Хауз (Королевский дом). Гринвич

Джонс считал, что внешние украшения должны соответствовать правилам пропорциональности и быть простыми и мужественными.

«Четыре книги об архитектуре» (1570 г.)

Популярность и привлекательность трактата Палладио отчасти объяснялась тем, что он четко описал пропорции ордеров, основанные на тщательном изучении античных руин. Ясные ксилографические иллюстрации и лаконичное описание получили всеобщее признание.

Банкетный зал. Уайт-Холл (1619-622 г.)

Построенный Джонсом Банкетный зал представляет собой сочетание базилики Витрувия и дворца в Виченце, построенного Палладио. Рустовка представляет собой ряды тесаных каменных блоков с грубой текстурой, подчеркивающих массивность и крепость здания.

Банкетный зал. Уайт-Холл

Сохранилось несколько выполненных Джонсом чертежей огромного палладианского дворца Уайт-Холл, который должен был включить существующий Банкетный зал. На плане виден круглый внутренний дворик – с одной стороны и соразмерный ему квадратный – с другой. Венецианское, или «палладиево», окно состоит из центрального арочного проема и расположенных по сторонам двух меньших, прямоугольных проемов, высоту которых определяют прямые архитравы, расположенные на уровне пяты арки.
Угловыми камнями называли рустованные блоки чередующегося размера, идущие полосами по углам здания. Угловые камни являлись мотивом Возрождения и привлекали палладианских архитекторов, строивших здания без колонн и пилястров.

Эймсбери-Хауз. Уилтшир (1681).

Эймсбери-Хауз дошел до нас только в виде гравюры. Архитектура жилых домов очень важна для палладианства. До недавнего времени авторство приписывалось Джонсу, который строил загородные дома чрезвычайно редко.

Английское палладианство XVIII в.

В первые десятилетия XVIII в. архитекторы старались найти новые архитектурные идеалы, что явилось реакцией на причудливые требования барокко. Абсолютными и истинными ценностями считалось наследии античности.

Граф Шафтсбери в своем знаменитом письме 1712 г., предложил создать академию, которая обеспечила бы воспитание национального вкуса. Но вместо этого основы нового стиля заложила публикация «Четырех книг об архитектуре» Палладио под редакцией Джакомо Аеони, которые предписывали английскому архитектору XVIII столетия искать примеры в работах и идеях Палладио и Джонса.

Берлингтон-Хауз. Лондон (1715 г.)

Вернувшись в 1715 г. из Италии, лорд Берлингтон нанял Кемпбелла, чтобы тот перестроил его лондонский дом в том палладианском стиле, который архитектор пропагандировал. Проект, основанный на построенном Палладио палаццо в Виченце, включал два «палладианских» окна в боковых флигелях.

Берлингтон-Хауз. Лондон
В своих проектах с тщательно выверенными пропорциями Иниго Джоне создал образец «паллалианских» ворот. Главные ворота, построенные Кемпбеллом в Берлингтон Хауз, с их дорическим антаблементом, покоящимся на четырех опоясанных колоннах, явились примером этого стиля.

Классическая балюстрада была мотивом, унаследованным от Возрождения, когда она использовалась, в основном, на балконах и лестницах. Последователи Палладио, однако, применяли ее для ограничения плоской крыши. Иногда такую балюстраду украшали статуи и урны.

«Британский Витрувий»

«Британский Витрувий» Колена Кемпбелла был, возможно, наиболее важным архитектурным трактатом Англии XVIII в. Большинство владельцев загородных поместий приобрели это издание. На первых страницах каждого тома Кемпбелл старался дать как можно больше информации об Иниго Джонсе, которому был присвоен титул «британского Витрувия», как человеку, через посредство Палладио принесшему в Англию традиции античного Рима.

Британский ВитрувийСобственные работы Кемпбелла также были представлены в книге, где он выступал как лидер паллладианского движения. На самом деле, в своих работах Кемпбелл слепо копировал произведения предшественников, за что и подвергся позднее критике современников. Тем не менее такие значительные здания Кемпбелла, как Уонстед и Хьютон, сыграли значительную роль в становлении палладианизма.

Замок Мируорт. Кент (1723 г.)

Наиболее подражательным произведением Кемпбелла стал Мируорт Касл, повторяю-щий построенную Палладио виллу Ротонда. Здание имеет компактную планировку, с четырьмя фасадами с портиками.

Проект в «стиле Иниго Джонса».

Среди проектов, приведенных в «Британском Витрувие», которые Кемпбелл причислил к своим изобретениям, был загородный дом в «стиле Иниго Джонса». Проект был основан на Джонсовой галерее в Соммерсет-Хаузе. также имевшей коринфский ордер, расположенный мал аркадой с рустовкой. Замковые камни располагались над входом и над окнами многих палладианских загородных домов.

Чисвик-Хауз. Лондон

Чисвик-Хауз (строительство начато в 1725 году) был гордостью лорда Берлингтона. Здесь он на практике применил знания, полученные при изучении принадлежавшей ему коллекции оригинальных рисунков Палладио и Джонса. Результатом стало необычное, очень выразительное здание, в котором изобиловали архитектурные цитаты. Как во внешнем виде, так и в интерьере, пропорции, в общем, следовали проектам Палладио, в то время как детали представляли собой академичное сочетание мотивов Палладио, Скамоцци, Джонса, Витрувия и других архитекторов. Количество деталей не шло во вред качеству каждой из них. Чисвик-Хауз не был имитацией виллы Ротонды Палладио, он творческой интерпретацией.

Чисвик-Хауз. Лондон

«Червоточина» была одним из типов рустовки, где поверхность каждого камня покрыта криволинейной резьбой, напоминающей узоры, оставляемые червями. Фасад разделен на покрытый рустовкой под червоточину цоколь и коринфский портик (каждая деталь которого взята из работ Палладио) с двумя лестницами с двойной балюстрадой. Балюстрада продолжается между колоннами портика и под боковыми окнами, как в Квинс-Хаузе Иниго Джонса.

В плане вилла представляла собой миниатюрную копию виллы Ротонды. Дом состоял из парадных комнат. Служебные помещения, перенесенные в старое здание, не мешали интерьерам основного здания, построенного на определенной последовательности комнат; круглых, восьмиугольных, прямоугольных.

На садовом фасаде расположены три «палладианских» окна. Под центральным окном – дверные проходы с закругленным верхом
Центральный восьмиугольный зал освещен сверху четырьмя окнами. Богато украшенные, фронтонные дверные проемы взяты из работ Джонса. Два палладианских воротных столба, обрамляющих вход в Чисвик-Хауз, повторяют орнамент камней портика. Декоративные столбы с праздничными гирляндами над чередующимися гладкими и покрытыми «червоточиной» камнями поддерживают больших классических сфинксов. Диоклетианские окна изображены на нескольких рисунках Палладио и происходят от древнеримских терм. Эти окна часто встречаются в проектах Берлингтона.

Берлингтон спроектировал в Чисвике несколько садовых строений. Как и в проекте дома, он дотошно следовал своим источникам. Этот садовый храм представляет собой круглую целлу, с фасадом, представляющим собой копию древнеримского храма Фортуны Вирилис.

Лорд Берлингтон и Уильям Кент

Уильям Кент работал в Чисвике вместе с Берлингтоном и внес большой вклад в палладианское устройство виллы планировкой парка. У. Кент создавал проекты, которые не были реализованы. Берлингтон опубликовал проекты Уайт-Холла выполненные Иниго Джонсом, что оказало большое влияние на архитектуру общественных зданий XVIII столетия. Помимо частной архитектуры, в палладианском стиле были построены несколько важных общественных зданий, в частности, спроектированные Берлингтоном Залы Собраний в Йорке. Это здание стремится к монументальности Древнего Рима, выходящей за пределы работ Палладио и Джонса.

Залы Собраний, Йорк (1730).

На плане видно расположение ряда комнат имеющих, как и в Чисвик-Хаузе, различную форму, включая апсидную. Это также характерная черта выполненных Палладио изображений римских бань, которые Берлингтон приобрел и опубликовал в 1730 году.
В то время как во внутреннем устройстве зала Берлингтон полностью полагался на проект Палладио, при планировании внешнего фасада он руководствовался собственным воображением, вдохновленным темой имперских бань Рима.

Залы Собраний, Йорк

В качестве проекта для большого бального зала, Берлингтон использовал дизайн, указанный Палладио в его «Четырех книгах об архитектуре» как «подходящий для праздников и развлечений» и, по словам автора, в свою очередь основанный на приведенном Витрувием описании египетских залов. Берлингтон считал, что, копируя проект Палладио, он добросовестно следует древнеримским рекомендациям. Согласно рекомендациям Палладио, длина зала должна была соответствовать древним базиликам, и Берлингтон сделал его длиной в восемнадцать колонн. Позже зал подвергся критике за непрактичность: ширина боковых проходов и пролетов между колоннами была слишком мала для танцующих.

Казначейство. Лондон (1734 г.)

Казначейство стало единственным зданием, построенным в соответствии с планами Кента, созданными в рамках проекта дворца Уайт-Холл.

Казначейство. Лондон
Здание основано на проектах Джонса, опубликованных Кентом, с портиком, отмечающим середину длинного рустованного фасада с венецианским окном в центре. Квадратные угловые флигели с одиночными венецианскими окнами типичны для палладианских загородных домов.

Кент руководил разбивкой основной части парка вокруг палладианской виллы Берлингтона. Ворота, каскад, пруд, обелиск и другие архитектурные «неожиданности», основанные на античных, Палладиевых или Джонсовых образцах, можно было найти в конце каждой части парка. Парк был разбит на основе геометрических принципов, но с сознательным стремлением к «природному» виду.

Американское палладианство

В архитектуре Соединенных Штатах, палдадианские мотивы впервые появились в середине XVIII столетия, или в георгианский период. Проектирование зданий, в основном было делом любителей – джентльменов, подражавших архитектуре Англии XVIII века, преимущественно палладианской. Трактаты использовались как таблицы деталей внешней отделки строений, и только к концу столетия палладианство приобрел новое значение и проекты стали более строгими и продуманными.

Томас Джефферсон, больше известный как третий президент США, был также архитектором-любителем и владельцем библиотеки архитектурных трудов. Он использовал палладианский стиль при постройке правительственных зданий, подтверждавших его республиканские и демократические идеалы.

Выступающие шатровые подъезды использовались во многих проектах; Тяжелый карниз с модильонами, часто продолжавшийся во фронтоне, пользовался в США популярностью. Такой подъезд был практичным и учитывавшим погодные условия вариантом входа с колоннами и напоминал храмовый портик. Палладианские слуховые окна Вальмовые крыши новых домов были не такими крутыми, как у ранних колониальных зданий, и их щипцовые края часто интерпретировали как классические фронтоны. Слуховым окном иногда придавали «палладианскую» форму.

Георгианский дом

К середине XVIII века в США преобладал тип домов, состоявших из прямоугольной коробки стен с четырехскатной вальмовой крышей и слуховыми окнами с фронтонами. Двери, окна и печные трубы были расположены симметрично и спроектированы с использованием классических мотивов и пропорций, взятых из книг Батти Лэнгли «Сокровищница эскизов» или Джеймса Гиббса «Книга по архитектуре».

Георгианский дом

Маунт-Вернон. Округ Фейрфакс. Вирджиния (1757-1787г.)

Это здание было в несколько этапов перестроено и расширено его владельцем, Джорджем Вашингтоном, Вашингтон руководствовался палладианским планом виллы. Несимметричное расположение окон – результат первой перестройки, был в последующем замаскирован. Аркады, образующие внутренний дворик, и восьми-угольный купол, расположенный на коньке крыши над широким центральным фронтоном.

Маунт-Вернон. Округ Фейрфакс

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

пять × 4 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>