Окна как элемент архитектуры

Окна как элемент архитектуры

Древнейшие окна были не застекленными отверстиями в стенах, сквозь которые в помещение попадал свет и свежий воздух. Первые оконные стекла, исполнявшие как функциональную, так и декоративную роль, появились в Риме около 65 г., но широкое распространение остекление получило в церковной архитектуре в XIII, а в жилых домах -в XVI в. О важности окон в архитектурной эстетике свидетельствует возникшее многообразие их стилей.

Во все времена дизайн остекленных окон зависел от развития процесса изготовления стекла. Ранние окна, небольшие стекла которых удерживались свинцовой протяжкой, в XVII—XVIII вв. сменились окнами с деревянными рамами. Дальнейшее развитие технологии в 1840-х гг. дало листовое стекло (более тонкое, дешевое и широкое, чем раньше), позволившее любоваться видами, не разбитыми на части оконным переплетом.

Окно со стрельчатым обрамлением

Заостренная стрельчатая арка – комбинация вогнутой и выпуклой кривых – впервые появилась в исламской архитектуре. Эта форма встречается и в готической архитектуре, а в XVIII в. получает распространение как реминисценция на тему Востока и античности.

На большинстве архитектурных эскизов и гравюр XVIII в. оконные проемы показаны как темные провалы, без украшений или схемы остекления. Выступающее обрамление вокруг окна называется архитравом с отбортовкой.

Круглые окна

Окно-роза – это искусные. имитирующие лепестки цветка или спицы колеса, архитектурные элементы.

Окно-роза

Ланцетовидное окно

Высокие и узкие арочные окна, характерные для готической и византийской архитектуры. Ланцетовидные окна, как правило, расположены группами по 2-3 и имеют заостренную форму, хотя встречаются и окна с круглым верхом.

Размер стекол в обрамленных свинцом окнах определяется прочностью полос свинца, удерживающих остекление. Ранние окна имели диагональную протяжку, образующую решетчатый узор, впоследствии определившую моду XVII века на прямоугольные стекла.

Готическое окно

Готические окна были распространены с XII по начало XVI в.; для них характерны заостренные арочные проемы, цветное стекло и ажурная резьба по камню. Этот стиль был возрожден в сознательно «антикварном» виде в конце XVIII в. и широко использовался викторианскими архитекторами.

Готическое окно

Створное окно

Окно со створками, подвешенными сбоку и открывающимися внутрь либо наружу. Створки были очень популярны до появления подъемных окон, и часто состояли из обрамленных свинцом просветов.

Эркеры

Эркеры и альковные окна выступают за стену здания. Часто богато украшенные, они пропускают больше света, чем просто окна. Альковные окна всегда расположены на верхних этажах, но эркеры квадратного и углового типа могут располагаться на любом этаже.

Эркеры

Подъемное окно

Застекленное окно в деревянном переплете, опускаемое и поднимаемое с помощью шкивов. Было популярно в XVIII-XIX вв. и ассоциируется с георгианской архитектурой. Существуют местные варианты -например, йоркширское окно, сдвигающиеся в сторону.

Подъемное окно

Французские окна

Французское окно -вариация створчатого окна, увеличен мот но высоте до размера двери и начинающегося прямо от пола. Как и створчатое, французское окно может открываться либо внутрь, либо наружу.

Венецианское окно

Это окно состоит из трех частей – центрального арочного проема и двух узких боковых проемов с плоским верхом. Известно так же, как серлианское или «палладианское» окно, по именам двух итальянских архитекторов, популяризовавших его использование – Андреа Палладио и Себастьяно Серлио.

Венецианское окно

Диоклетианское, или термальное, окно

Полукруглое окно, разделенное на три просвета стойками, так называемыми средниками. Особенно популярное в палладианской архитектуре, это окно основано на образцах, найденных в термах Диоклетиана в Риме.

Диоклетианское окно

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

двадцать − 18 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>