Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Обувная фабрика «Фагус» Вальтера Гропиуса

Обувная фабрика «Фагус» Вальтера Гропиуса

Обувная фабрика «Фагус» в Альфельде-на-Лайне под Ганновером (Нижняя Саксония) — это фабричной комплекс, состоящий из десяти частей. Он возводился в три этапа: проект был начат в 1910 году, само строительство заняло около трех лет (1911-1913 годы), в 1925 году были сделаны достройки и окончательно отделаны интерьеры, а последние работы завершились к 1938 году.

Остается только удивляться дальновидности и чутью заказчика нового здания для фабрики, которым был, собственно, ее владелец — Карл Бэншайдт. Он основал фабрику «Фагус» в 1910 году. Карл был родом из многодетной семьи, проблемы с деньгами и здоровьем не позволили ему закончить даже школу. Однако, увлекшись гомеопатической медициной, он не только снова сам себя поставил на ноги, но и получил прекрасную идею, как устроить свою будущую карьеру. Он начал работать у Арнольда Риккли, который занимался альтернативной медициной и выпускал ортопедическую обувь (редкость в то время), то есть обувь, идеально подходящую под форму ноги, для чего делались специальные замеры. Несколько лет спустя он уже самостоятельно начал сотрудничать с американской компанией и купил место для новой фабрики. Для строительства сначала был нанят архитектор Эдуард Вернер. Но в январе 1911 года Карл обратился к Вальтеру Гропиусу и предложил ему изменить план здания, уже спроектированного Вернером, в более инновационном духе. Он хотел внести радикальное новаторство в архитектуру фабрики, заявив, таким образом, и об обновленном сознании предпринимателей тоже.

Гропиус принялся за первый в своей самостоятельной карьере крупный архитектурный заказ и взял в помощники Мейера, с которым к тому времени вместе покинули мастерскую Петера Беренса. Возведение фабрики «Фагус» считается ключевым событием в истории современной архитектуры, ее называют «эталоном новой монументальности». Тогда еще молодой и не очень опытный архитектор, Гропиус придал сооружению облик, который полностью отличался от облика традиционных промышленных зданий. Он заявил о себе как о смелом реформаторе в области зодчества. Многие открытия, сделанные при строительстве фабрики «Фагус», вошли в репертуар «Баухауза» и стали его визитной карточкой в мире дизайна и архитектуры.

Функциональный комплекс был задуман таким образом, чтобы соединить все этапы производства, хранения и отгрузки колодок, используемых в обувном производстве.

Обувная фабрика «Фагус»

Искусствовед Николай Певзнер писал о постройке: «Впервые целый фасад был сделан из стек-та. Поддерживающие опоры были сокращены до размеров простенков из кирпича. Углы оставлены без опор, что создает беспрецедентное чувство открытости и взаимопроникновения интерьера и экстерьера. Выразительность плоской крыши также изменилась. Только в Доме Штайнера в Вене (арх. Альфред Лоос), который был построен лишь годом раньше завода “Фагус”, можно увидеть подобную же чистую кубическую форму». Кроме этого, большое влияние на постройку фабрики «Фагус» оказал проект Петера Беренса для Турбинного завода. Мейер и Гропиус работали над этим зданием и почерпнули из этого опыта многое, однако ряд решений был критически переосмыслен, внесены исправления и собственные авторские интерпретации. В обеих постройках стеклянная поверхность между простенками образует сплошную плоскость во всю высоту здания. В Турбинном заводе углы оформлены монументальными опорами, массивность которых слегка нивелируется тем, что они чуть отступают внутрь по отношению к стеклению. Сама стеклянная поверхность наклонена внутрь, что придает зданию пирамидальные очертания и оптически увеличивает его высоту; вертикальные и

горизонтальные линии симметричны, строго уравновешены, все углы сглажены. Все это создает ощущение устойчивости: здание крепко стоит на земле, «врастает» в нее или «вырастает». Крыша оформлена ломаными скатами (по два излома с каждой стороны), образуя аллюзию на полукруглую форму. В фабрике «Фагус» углы совершенно освобождены от каменной массы: там, где глаз ожидает увидеть камень, он видит заостренный прозрачный угол. Стеклянная мембрана стен ровная, без наклона и свободно парит вместе со всем архитектурным каркасом, в котором сочетались металлические элементы и кирпичные части. Поддерживающие рамы сделаны очень деликатно: общий ритм горизонтальный, в то время как на Турбинном заводе окна имели вертикальные деления. Хотя общая планировка не обладает какими-то вычурными особенностями, но соотношение вертикального здания и горизонтального крыла, а также заостренные углы, плоское перекрытие крыши — все это создает новое и чрезвычайно динамичное впечатление: невесомое здание как будто в вечном движении. Постройка перестала быть массивной коробкой, а превратилось в легкий стеклянный футляр.

В фабрике «Фагус» Гропиус воплотил идею отделения внешней стены от несущей опоры: он спрятал опору внутрь. Стеклянная поверхность поддерживалась лишь консольными выступами снизу и сверху (решение, которое еще не раз использует Гропиус в других постройках). Также за счет такого количества прозрачных материалов интерьеры оставались открыты естественному освещению, что улучшало условия работы и повышало эффективность труда. Оформление фасада фабрики «Фагус» перекликается с оформлением фасада Турбинного завода как негатив с позитивом: каменный прямоугольный портал (или пилон) со скромной дверью посередине, утопленный в стеклянной мембране, напоминает стеклянный массив почти такой же конфигурации, заключенный между кирпичными опорами. Сам Гропиус так писал о роли стен и стекла: «Роль стен заключается лишь в простом экране, натянутом между вертикальными опорами каркаса, и в защите от дождя, холода и шума». Во время работы над фабрикой «Фагус» Гропиус изучал также образцы промышленной архитектуры в США (для публикации в Веркбун-де), что, несомненно, послужило для него источником вдохновения и подготовило дальнейшую интеграцию в американскую среду.

Архитекторы были сильно стеснены сроками выполнения работы: строительство было начато в мае года на основе планов Вернера. Карл Бэншайдт хотел, чтобы оно было завершено к зиме текущего года.

фабрика «Фагус». Вид внутреннего дворика

Эта цель была достигнута, и в 1912 году Гропиус и Мейер уже отделывали интерьеры основного здания и некоторых второстепенных. Фабрика уже в процессе возведения своих зданий получила выгодные заказы, и было принято решение расширить ее почти вдвое по сравнению с изначальным проектом. Одной из причин расширения было желание владельца показать превосходство над конкурирующей фабрикой Беренсов.

Расширение началось в 1913 году, успели построить входной портал с часами, но работы прервались из-за Первой мировой войны, на которую был призван Гропиус. В военные годы дело медленно, но продолжалось: построили машинное отделение и общий выход для нескольких печных производственных труб. После войны добавили домик привратника и наружную ограждающую стенку. Заканчивали фабрику уже во время существования «Баухауза», после 1918 года. Его преподаватели и студенты под руководством Гропиуса принимали участие в разработке дизайна интерьеров и мебели для главного здания, а также внесли ряд предложений в рекламную кампанию фирмы «Фагус». С 1923 по 1925 год архитекторы спроектировали еще одно расширение заводского здания, но его уже не стали воплощать из-за возникших финансовых трудностей.

Карл Бэншайдт говорил: «Наше богатство — это не наши машины и не счет в банке, но знание, умение и ответственность нашего персонала». И поныне, отметив 100-летний юбилей в 2011 году, фабрика занимается производством обувных колодок. Но, кроме того, она стала еще и достопримечательностью города, куда водят туристические экскурсии. Особенно привлекает посетителей та часть экспозиции, которая посвящена Вальтеру Гропиусу и Адольфу Мейеру. Также владельцы устраивают здесь разнообразные концерты, выставки и прочие мероприятия. Таким образом, промышленный комплекс стал культурным центром региона, и все это благодаря удачно сделанному когда-то выбору архитекторов, совершенно безвестных в то время.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал