Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Нью-Йорк-бай-Гери («Бикман Тауэр»)

Нью-Йорк-бай-Гери («Бикман Тауэр») Небоскребы

Часто случается, что работы архитектора Фрэнка Гери обретают прозвища, наименования, не запланированные ни в заказах, ни в проектной документации. Так было и с музеем Соломона Гуггенхайма в Бильбао, так произошло и с 76-этажной «Башней Бикмана» высотой более 265 метров, которую теперь называют Нью-Йорк-бай-Гери («Нью-Йорк от Гери»). И это знаменательный факт, так как поистине небоскребами вторую столицу Соединенных Штатов Америки не удивишь, а значит, запоминается постройка Гери «лица не общим выраженьем». Нужно отметить, что в Нью-Йорке уже существовала «Башня Бикмана», или по имени ее архитектора, — «Башня Хауэлла», выстроенная в центре Манхэттена в 1921-1928 годах в стиле ар-деко, поэтому был еще один резон «перемаркировать» новое здание.

Манхэттенский архитектурный контекст, включивший башни Сигрем-билдинг Людвига Мис ван дер Роэ, здание CBS Эро Сааринена, «Чиппендейл» («AT&T») постмодерниста Филиппа Джонсона, здесь оказался учтенным. Гери как будто поставил цель создать собственную вариацию — ответ на железобетонный высотный «взрыв» многобашенного сити, чей силуэт сделался всемирно известным брендом, воплощением «гения места».

Изобразительный эффект был достигнут определенным приемом: стены башни с трех сторон оказались словно чуть смяты, как поддернутая рябью от дуновения ветра водная гладь. (В летнюю жару возникает иная ассоциация — с плавлением металла.) То, как Гери выразительно использует возможности игры света на поверхностях своих архитектурных творений, отмечалось неоднократно. И здесь изменение в течение дня естественного освещения на фасадах, покрытых 10 500 пластинами из нержавеющей стали, позволяет избежать монотонности восприятия и придает общей композиции динамичность. «Драпировки» (недаром одна из ассоциаций — архитектурные постройки, усилиями Христо Явашева, завернутые в ткань) были получены с помощью особого лазера. «На самом деле, — говорит Гери, — я думал о Микеланджело и Бернини.

Нью-Йорк-бай-Гери («Бикман Тауэр»)

Эти парни умели так красиво нагрузить форму складками ткани… Микеланджело создавал линии полегче, Бернини — посложнее. Я люблю архитектонику их складок. Они вдохновляли меня, когда я делал кожу здания». Освещение меняет расцветку стен, и они могут становиться розовыми и золотистыми, серебристыми и свинцовосерыми. Первоначально «смятые стены» предполагалось сделать по всему периметру здания, но маркетинговые исследования показали, что 15 % опрошенных потенциальных жильцов не понравилось бы такое обличье дома. (Однако очень скоро количество желающих поселиться за складчатыми фасадами превысило предложение.)Фрагменты экстерьера Нью-Йорк-бай-Гери («Бикман Тауэр»)

Единственная спрямленная стена вызывает предположение, что такое решение было продиктовано экономией средств. На самом деле компьютерная «3D»-программа позволила столь точно рассчитать расположение панелей, что облицовка «задрапированных» стен оказалась вовсе не дороже, так как в процессе строительства в проектную документацию не было внесено ни одного изменения.

Башня расположена на месте бывшей стоянки автомобилей по адресу: Спрюс-стрит, 8, в финансовом районе Нижнего Манхэттена к юго-востоку от площади, где находится муниципалитет Нью-Йорка, и чуть западнее Бруклинского моста. Проект был заказан частной финансовой группой, специализирующейся на экономическом развитии городских структур недвижимости «Форест сити Ратнерс компани». Строительство обошлось в 850 миллионов долларов. К большей части денег застройщика было добавлено 240 миллионов от правительственных учреждений.

Прежде всего застройщик требовал, чтобы высотка была именно жилым домом, поэтому архитектор предусмотрел развитую инфраструктуру для обитателей башни. Кроме того, следуя предписаниям мэрии — общественную начальную школу на 600 учащихся (при патронаже департамента образования Нью-Йорка), госпиталь (для филиала больницы Нижнего Манхэттена), помещения для творчества, библиотеку, подземную парковку.

Первые пять этажей предназначены для школы. Они облицованы знакомым красно-коричневым кирпичом. Общая площадь школы составила 9300 квадратных метров; на четвертом этаже расположен спортивный комплекс в 460 квадратных метров.

Центральный холл башни. Интерьер

Верхние этажи вместили 900 квартир для сдачи в аренду. Квартиры разные — студии и трехкомнатные апартаменты с площадью от 46 до 150 квадратных метров. Так как первые этажи, облицованные кирпичом, заказывал и оплачивал город, отдавая драгоценную землю «большого яблока» основному застройщику и ставя в качестве главного условия создание общественных пространств, то поражающие прохожих смятые фасады начинаются не с уровня тротуаров, а с шестого этажа.

По сути, говорить о плоскости фасадов здесь не приходится, они буквально вздымаются волнами эркеров, нежным эхом продолжая барочную тему, вдохновившую Гери. Эркеры устроены даже по углам высотки. В интерьере же их пространства позволяют жильцам воистину чувствовать себя небожителями. Мастер предусмотрел в некоторых квартирах белые полы (возможно, под цвет облаков), кухонный декор из нержавеющей стали, рифмующейся с фасадной, так же, как и все дверные ручки.

На седьмом этаже для жильцов оборудован, словно на палубах круизного лайнера, 50-футовый бассейн, а кроме того тренажерный зал, спа, детская комната, библиотека и кинозал.

В период поисков формы небоскреба Гери задумывался об особом его завершении, однако все, что приходило в голову, оказывалось вторичным по отношению к Вулворт-билдинг — зданию, к которому мастер сохранил особое уважение.

«Я готов плакать», — признался Гери, отвечая на вопрос журналиста Джонатана Гленей о том, что он чувствует, став автором манхэттенского небоскреба. Он вспомнил своего отца Ирвина Гольдберга, выросшего в многодетной семье в районе так называемой Адской кухни на Вест-Сайде: «Эй, па! Я строю небоскреб справа от Вулворт-билдинг. Это я, пап, там наверху!»

У Нью-Йорка есть своя классика — манхэттенские высотки, поэтому творение Гери вполне классическое. Не правда ли, этот факт творческой биографии Гери представляет собой вариант классической «Вестсайдской истории» о городской бедноте, но только с голливудским счастливым концом.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал