Новая национальная галерея в Берлине

Новая национальная галерея в берлине

Новая национальная галерея находится к югу от парка «Тиргартен» рядом с Потсдаммерплатц в Берлине. Эта часть города была разрушена еще до Второй мировой войны в ходе осуществления плана Гитлера по превращению Берлина в столицу мира. После войны здесь сохранилась только церковь Святого Матфея середины

XIX века, восстановленная в 1959-1960 годах. Когда в 1961 году возвели Берлинскую стену, в этом районе города было решено создать Форум культуры — как альтернативу и поддержку Музейному острову, оставшемуся в Восточном Берлине. К тому времени здесь уже строилось новое здание филармонии по проекту архитектора Ганса Шаруна. Среди других построек Форума культуры помимо Новой национальной галереи — Зал камерной музыки, Новая государственная библиотека, Музей музыкальных инструментов, Музей прикладного искусства и другие.

Формирование коллекции произведений искусства

XX века началось в Германии в 1919 году с создания отдела Нового искусства во Дворце кронпринцев под руководством немецкого историка искусства Людвига Юсти. В 1937 году борьба национал-социалистов с «дегенеративным искусством» приостановила разрастание собрания. Снова к этому вопросу вернулись уже в 1945 году, в 1957-м был учрежден фонд Прусского культурного наследия, который координировал создание коллекции в восточной и западной частях города. Однако строительство Берлинской стены окончательно похоронило надежды собрать единую коллекцию искусства XX века в Берлине.

Весной 1961 года архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ получил предложение построить музейное здание, в котором разместится часть коллекции искусства XX века, оставшаяся в Западном Берлине. Для здания Новой национальной галереи Мис адаптировал проект, созданный им несколькими годами раньше для офиса компании по производству рома «Баккарди» в Сантьяго-де-Куба. Проект на Кубе не был осуществлен, потому что в 1960 году там произошла революция и все активы семьи Баккарди новая власть национализировала. Проект галереи был готов к 1963 году, тогда же Мис приехал в Берлин, чтобы лично руководить строительством. Новая национальная галерея торжественно открылась 15 сентября 1968 года выставкой Пита Мондриана.

Архитектурная композиция галереи образуется из двух частей: массивного монолитного цоколя, скрывающего в себе основное внутреннее пространство галереи с постоянной экспозицией и административными помещениями, и стеклянного параллелепипеда, стоящего на приподнятой площадке — цоколе-постаменте.

Кессонированное перекрытие

Стеклянная часть занимает примерно половину площади цоколя, остальное открытое пространство представляет собой сад скульптур. Квадратный в плане параллелепипед, преподносимый в качестве основного объема, представляет собой развитие стилистики «Краун-холла» и виллы Фарнсворт — большой и стеклянный, он словно парит, придерживаемый жесткой конструкцией каркаса. Новым элементом стало массивное структурное перекрытие, нависающее над стеклянным объемом и опирающееся на восемь металлических крестообразных в плане стоек. Стойки расставлены таким образом, чтобы оставить свободными углы. Таким образом, стеклянный объем несколько скрыт в тени мощной конструкции перекрытия и опор. Кроме того, конструкция перекрытия состоит из стальных рам, которые образуют кессоны.

Здание Новой национальной галереи в Берлине иногда называют «Парфеноном XX века». Ордер — значит порядок. Применительно к архитектуре — порядок расположения частей сооружения. Использование ордерных правил, а не форм, подчеркнутая композиционная строгость галереи, подчинение всех ее пропорций конкретные параметры и свойства. И в этом отношении архитектурное пространство первично, а масса является лишь средством его фиксации. Например, комната — это не просто промежуток, случайно получившийся при расстановке стен. Это пространство заранее заданного размера, которое требует четырех стен для своего обособления. Как это ни парадоксально, но именно невесомое, нематериальное пространство является главным «рабочим телом» архитектуры, а массивные, непроницаемые стены всего лишь оболочкой, «одеждой» этого тела. Мис ван дер Роэ говорил: «Архитектура — воля времени, воплощенная в пространство. Живая. Развивающаяся. Новая. Не вчера. Не завтра. Только сегодня она обретает форму».

Интерьер стеклянного зала

Таким образом, «воля времени» выразилась в стеклянном параллелепипеде выставочного зала Новой национальной галереи. По словам куратора галереи, это пространство лучше всего подходит для масштабных инсталляций и скульптур. Выставки, которые проходят здесь, невозможно повторить, потому что художники вынуждены вступать в диалог с выставочным залом, подстраиваться под него. «Пространство этого огромного зала, конечно, представляет определенные трудности для экспонирования. Я полностью это осознаю. Но оно имеет такой потенциал, что я просто не могу принять во внимание эти трудности», — заметил на критику Мис ван дер Роэ.

С 2015 года здание музея будет закрыто на глобальную реставрацию до 2018 года. Конкурс на проведение реставрационных работ выиграл английский архитектор Дэвид Чипперфильд.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

девять − 2 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>