Неоклассицизм в архитектуре

Неоклассицизм в архитектуре

Происхождение неоклассицизма

Неоклассицизм отчасти был реакцией на барокко и рококо, попыткой вернуть архитектуре классическую чистоту, утраченную барокко. Хотя термин «неоклассицизм» появился только в конце XIX в., сам стиль был широко распространен уже начиная с середины XVIII в. В основе неоклассицизма лежало сознательное исследование, и он развился под влиянием четырех факторов: археологии, книг, романтизма и конструктивной чистоты. Изучение античных зданий превратилось в настоящую археологическую лихорадку. Тома гравюр изображали романтичные развалины. Простота греческих строений способствовала появлению проектов, в которых украшения отсутствовали или были сокращены до минимума.

Фрагменты римских колонн

Эти фрагменты – примеры эклектичной римской архитектуры, которую воспроизводили неоклассические здания. Хотя в их основе лежит коринфский ордер, классический язык используется здесь весьма вольно: в капитель левой колонны введены скульптурные изображения женщин и оружия, на правой лошадь галопирует среди листьев аканта.

Фрагменты римских колонн

Арка Константина. Рим

Джованни Баттиста Пиранези, художник и архитектор XVIII в., опубликовав альбомы гравюр, сделал многие римские здания доступными вниманию широкой публики. На этой гравюре изображена полуразрушенная Арка Константина.

Арка Константина. Рим

Трофей Октавиана Августа

Трофей Октавиана Августа (изображение доспехов и оружия) был распространенным римским декоративным мотивом. Он был подхвачен архитекторами 18 в. использовавшими его для вестибюлей. В этом контексте он напоминал о средневековом обычае размещения в залах оружия на случай нападения.

Фриз, колонны и антаблемент ионического ордера, использовались в храме на Илисе. Такой детальный разбор говорил о том, что каждый из элементов мог быть взят и использован отдельно. Ионический храм на Илисе – одно из греческих зданий, вдохновлявших архитекторов XVIII-XIX вв. Простой фасад храма с четырьмя колоннами повторен во множестве церквей по всей Европе.

Храм в Баальбеке. Ливан

Здесь видно обычное для археологических исследований того времени сочетание романтизма и аккуратности. Все детали в точности воспроизведены, но здание изображено заросшим растительностью.

Храм Вакха. Баальбек (II в.)

Новый взгляд на ордер

Пять ордеров – основа классической архитектуры, и в течение веков многие архитекторы оставили собственные интерпретации ордеров. Раскопки в новых местах и тщательное повторное изучение известных строений дали новое понимание ордеров. Теперь можно было выбирать между греческой дорической колонной, не имевшей основания, и ее римской версией с основанием. Оба типа были подробно описаны и могли быть использованы как прототипы.

Пять ордеров

Некоторые архитекторы пытались расширить классический канон пяти ордеров и создать свой собственный, временами используя части различных образцов предшественников. Иногда даже создавался совершенно новый тип, призванный воплотить какую- либо идею.

Ворота Сайон-Хауз. Миддлсекс. Англия

Дорический ордер считался мужским и поэтому особенно подходящим для ворот и подъездов. В базе с четырьмя львиными когтями проявился полет фантазии архитектора. Такого нет у предшественников, и когти надо расценивать как шутку, возможно –
намек-предостережение незваным гостям.

Ворота Сайон-Хауз

Капитель, напоминающая Коринфскую с листьями и жимолостью, несет дорический фриз с традиционной буколикой (бычьими черепами), чередующимися с головами баранов и метопами.

Неоклассицизм Франции

Франция была одной из первых стран, где появился классицизм как реакция на вычурность барокко и рококо. Начиная с середины XVIII в., архитекторы проектировали здания, в которых использовался классический язык в деталях и украшениях. Французские теоретики подошли к классицизму в духе рационального исследования, и создали теории происхождения различных ордеров. Когда эти принципы были применены на практике, были созданы здания, отличающиеся от своих классических предшественников. Французы были, кроме того, пионерами нового подхода к археологическим раскопкам. Жан-Дени Леруа был первым археологом, опубликовавшим описание зданий античной Греции под романтичным названием «Руины красивейших памятников Греции».

Фасад малого Трианона. Версаль (1761-1764 гг.)

Этот фасад воплощал стремление архитектуры к простоте. Здесь оно подчеркнуто использованием сдержанного коринфского ордера, и украшенными простейшей лепниной окнами. Здание увенчано балюстрадой без скульптурных украшений.

Фасад малого Трианона. Версаль

Французские теоретики первыми объяснили происхождение ордера от хижины. В трудах, опубликованных в середине XVIII в., они приравняли бревна столбов к колоннам и предполагали, что декорации фризов произошли от соединений деревянных деталей.

Пантеон. Париж (начат в 1757 г.)

План имеет форму греческого креста, с четырьмя крыльями равной длины. Многие архитекторы XVIII в. считали, что греческий крест – наиболее совершенная форма храма.

Пантеон. Париж
На этом поперечном сечении ряды колонн обозначают нефы. Контрфорсы, поддерживающие пересечение проходов, уменьшены до минимальных размеров. Все это напоминает готическую церковь.
На разрезе купола видна его уникальная конструкция. Он представляет собой три купола. Средняя часть остается невидимой, но выполняет важную функцию, поддерживая малый купол.

Комеди-Франсез. Париж

Крыша портика служит также балконом. Это решение не имеет прецедентов в римской или греческой архитектуре и является примером французского рационализма, — нашедшего новое применение неиспользовавшемуся ранее пространству.
Эти окна нашли применение и во французских неоклассических проектах. В данном случае, окна расположены на фасаде и торцах здания.

Комеди-Франсез. Париж
Снаружи здание покрыто рустованным камнем. Фасад подчеркнут восьмиколонным дорическим портиком. Массивная простота здания типична для стиля французского неоклассицизма.

Английский неоклассицизм: вокабулярий неоклассического дома

Неоклассицизм был стилем интерпретаций старого. На смену изобретению новых форм пришло изобретение новых композиций, распределения массы и различных элементов. Вокабулярий классической архитектуры, использовавшийся в строениях Древнего Рима и Греции, был использован в новой интерпретации. Со времен античности уцелело очень мало жилых домов, поэтому в качестве образцов использовали элементы храмов, бань, других общественных зданий. Комбинируя их, создавали проекты, подходящие для жизни в английских городах и сельской местности. Ключевыми моментами считались пропорциональность и симметрия, но обилие опубликованных к тому времени источников позволяло сделать детали каждого дома индивидуальными и разнообразными.

Арабески были основаны на плавных природных формах, образующих узор. Они были лепными или в виде росписи на стене. Этот мотив часто использовался в английском неоклассицизме.

Виллы были симметричны в той степени, в которой это не противоречило практическим соображениям. Соблюдалась строгая симметрия здания и использование многочисленных мотивов – таких, как ионический портик, скульптуры и барельефы, взятых из храмовой архитектуры. Помещения здесь расположены вокруг центрального холла и лестницы. Приподнятый потолок салона, однако, делал необходимым устройство мезонина. Эскизы потолков часто основывались на сохранившихся античных примерах, и геометрия играла здесь ключевую роль.

Роберт Адам. Интерьеры

Архитектор Роберт Адам (1728-1792 гг.) неразрывно связан с английским неоклассицизмом, его имя дало название одному из стилей декора интерьеров.
Его отличают совершенные пропорции и внимание к мельчайшим деталям, таким, как дверные ручки и вазы. Адама чаще переделывал уже существующие здания. Его гений заключался в создании помещений с правильными пропорциями, которые радовали глаз. Он называл свою концепцию «движением», описывая ее как «подъем и падение, движение вперед и отступление, с разнообразием форм в каждой части здания, с тем, чтобы максимально увеличить живописность композиции». Показанные здесь детали Сайон-Хауза в Миддлсексе показывают, как Адам добивался успеха в применении своего стиля.

Роберт Адам. Интерьеры

Каждый элемент был тщательно продуман Адамом. Пьедестал украшен разнообразными мотивами: двумя фризами и гирляндами. Все эти элементы использовались и до него, но никогда в такой комбинации.

Сайон-Хауз

Роберт Адам переделал план старого дома в стиле короля Якова с тем, чтобы последовательно выстроить помещения, контрастные по форме. Место внутреннего дворика на новом плане должно было занять огромное круглое помещение. Оно предназначалось для бального зала, но не было построено.
Фигура умирающего гладиатора, расположенная между колоннами, отвлекает внимание от разных уровней пола и усиливает храмовую обстановку вестибюля.

Греческий стиль в Англии

Греческий стиль не копировал античные здания целиком, а брал отдельные элементы, которые использовал для создания новых типов зданий. Строения Греции стали широко известны после публикации результатов археологических раскопок. В Англии ключевой работой стали «Афинские древности» Джеймса Стюарта и Николаса Реветта (1762 г.). В начале XIX в. усиливающаяся вера в превосходство греческого ордера побуждала архитекторов копировать его в точности, особенно при проектировании общественных зданий. Ордер придавал этим зданиям монументальность. Первым дорическим зданием, появившимся в Лондоне, стал театр в Ковент-Гарден, построенный Робертом Смерком. Но наиболее известным из английских зданий в греческом стиле стал, наверное, спроектированный тем же автором Британский музей.

Церковь Сент-Пэнкрас. Лондон (1819-1822 гг.)

Западный фасад церкви Сент-Пэнкрас представляет собой типичный пример греческого стиля. Ордер и отдельные части здания являются точной копией оригиналов.

Церковь Сент-Пэнкрас. Лондон

Северный и южный выступы церкви внешне в точности повторяют портик с кариатидами афинского Эрехтейона. Внутри выступов расположены одинаковые ризницы.

Церковь Сент-Пэнкрас сочетает форму афинской Башни ветров с формой памятника Лисикрата. Деталь, повторяющая форму памятника, приподнята над зданием церкви и является основанием высокого шпиля.

Памятник Лисикрата. Афины

Новые типы общественных зданий

Усиление экономической мощи Великобритании в конце XVIII-XIX вв. вызвало необходимость в новых общественных зданиях, которые бы отражали национальную гордость и достижения. Для этого отлично подошел классический стиль, сочетавший необходимую величественность и горделивость с монументальностью. Отдельные элементы греческих и римских зданий можно было легко адаптировать к британским условиям. Английские ратуши, музеи и университеты стали напоминать римские термы и храмы. Использование таких образцов, кроме всего прочего, подчеркивало связь между достижениями античных империй и современной Британии. Типы общественных неоклассических зданий, построенных с 1770 по 1850 г., отличаются максимальным разнообразием и разносторонностью.

Национальные музеи. Британский музей. Лондон (1823-1847 гг.)

В середине XVIII в. получила распространение концепция национального музея как хранилища достижений нации, и, в более широком смысле, ее культуры. На фасаде Британского музея расположена ионическая колоннада, основанная на колоннаде храма Афины Паллады в Приене. Двери имеют детальное сходство с входной дверью Эрехтейона в Афинах. Ее монументальные размеры подавляют посетителя и намеренно создают ощущение благоговейного ужаса.

Британский музей. Лондон

Академические организации: фасад института Тейлора. Оксфорд (1841-1845 гг.)

Выдающийся аттик, разделенный термальными окнами заканчивался глубоким карнизом. Капители подражают храму Аполлона в Бассах. Колонны несут расположенные над антаблементом скульптуры.

Неоклассицизм в Соединенных Штатах Америки

Расцвет неоклассицизма в США, пришедшийся на 1780-1860-е гг. был тесно связан с политическим статусом молодой республики. Один из наиболее влиятельных президентов Соединенных Штатов, Томас Джефферсон (1743- 1826 гг.), сыграл важную роль в том, что неоклассицизм стал официальным стилем Федерации. Сам Джефферсон – архитектор-любитель. Его ранние проекты были результатом академических исследований и находились под сильным влиянием палладианства. После путешествий по Европе и знакомства с поразившими его трудами французских рационалистов. Джефферсон понял, что римские и греческие здания являются образцами для государственных и общественных зданий. Его проект Капитолия в Ричмонде стал первым в Америке общественным зданием, подражавшим храмовой архитектуре.

Капитолий. Вашингтон (1792-1817 гг.)

Строительство здания Капитолия в Вашингтоне, где размещается законодательная ветвь американской власти, было крупнейшим архитектурным заказом своего времени. Форма основного здания состоит из центральной ротонды, увенчанной более поздним впечатляющим куполом, и двух крыльев с фронтонами с гигантским ордером.

Капитолий США – одно из самых узнаваемых архитектурных сооружений в мире

На плане несколько измененном при строительстве виден центральный корпус и крылья, в которых размещены разнообразные, хорошо спланированные помещения. включая полукруглые здания Сената и Палаты представителей.

После пожара 1814 г. Капитолий нуждался к перестройке. Этой возможностью воспользовались для создания двух новых «ордеров». Колонны у входа в Сенат имеют форму табачных листьев, в остальной части здания использована форма початка и листьев кукурузы.

Немецкий неоклассицизм

До 1871 г. германское государство не существовало как единое целое, а представляло собой группу независимых государств и княжеств, объединенных общим языком. Развитие неоклассицизма (1785-1850 гг.) было тесно связано с национальным объединением – процессом, начавшимся в Пруссии, как наиболее мощном из государств. Новое поколение архитекторов, находившееся под влиянием французских теоретиков, воспользовалось, прежде всего, греческим стилем, который, как казалось, сочетал эстетическую красоту с серьезным общественным предназначением. Как и в других странах, этот стиль особенно подошел общественным зданиям. Первым проектом в греческом стиле был памятник Фридриху Великому – человеку, посеявшему семена объединения немецкой нации. Первым зданием, построенным в этом стиле, были Бранденбургские ворота, ворота Берлина, столицы Пруссии, бывшие также зданием суда.

Пропилеи, послужившие образцом Бранденбургских ворот, представляли собой украшенный портиками вход в Акрополь. Здесь же находилось несколько помещений. Отсутствие базы придает греческому дорическому ордеру массивную торжественность и постоянство, особенно уместные в священных местах.

Бранденбургские ворота. Берлин (1789-1794 гг.)

Ворота, построенные у западного входа в город, копировали Пропилеи афинского Акрополя, ведущие в святилище. Бранденбургские ворота имеют шестиколонный портик с двойным рядом дорических колонн и флигелями по сторонам.

Бранденбургские ворота. Берлин

Одно из значительных различий деталей афинских и берлинских ворот – использование базы в дорическом ордере, Это придает воротам некоторую легкость, отсутствовавшую в греческом образце.

Один из самых знаменитых архитекторов Германии, Карл Фридрих Шинкель (1781-1841 гг.), стал ключевой фигурой в процессе поиска национального самосознания. Под влиянием движения романтиков, Шинкель отправился в путешествие по Италии и был покорен готической архитектурой и классическими образцами. Он считал, что эти два стиля объединяет конструктивная чистота, утерянная во времена Возрождения и барокко. Шинкель был уверен, что архитектура может играть большую роль – она может воплощать политические убеждения и выражать дух нации. Новый музей и Новый театр Шинкеля были построены в Берлине, городе, начинавшем доминировать на политической сцене Германии. Новые здания должны были привлечь внимание нации к культуре.

Новый театр. Берлин (1818-1828 гг.)

На эскизе показан массивный корпус Нового театра, с решетчатой структурой оконных проемов, характерной для стиля Шинкеля. Расположение трех основных помещений театра – центрального зала и концертного холла с одной стороны и зала репетиций с гримерными – с другой – отражено во внешнем виде здания.

Новый театр. Берлин
Нижний фронтон фасада украшен сценами греческих трагедий. Сравните использование этого фронтона с использованием верхнего фронтона, ненужного с точки зрения конструкции здания.
Акротерий над входным фронтоном выполнен в виде музы, держащей в руке маску, – аллегорию греческого театра. Это пример того, как архитектор использовал древнегреческие мотивы для создания нового эффекта.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

два × 3 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>