Небоскребы России: «Москва-Сити»

Небоскребы России. «Москва-Сити»

Комментарий архитектора Борис Тхор, автора архитектурной концепции строящегося ММДЦ «Москва-Сити»

Все начиналось не в 1992 году, как это часто пишут. На самом деле у комплекса была предыстория. Задолго до решения московского правительства в 1991 году о принятии концепции и создания в 1992 году ОАО «Сити» мы занимались проектированием ряда объектов, постепенно приближаясь к идее необходимости нового делового квартала города. Я всю жизнь проектировал в центре Москвы, и меня всегда волновало, как он будет развиваться дальше. Сложившаяся сегодня ситуация только подтверждает опасения. Садовое кольцо, старые районы меняются до неузнаваемости под влиянием требований нового времени. Многие уголки города безнадежно обезображены. С 1960-х годов назревала необходимость вывести деловую функцию из центра города, чтобы сберечь его от переуплотнения, и создать новую территорию с соответствующей инфраструктурой. В то время я проектировал Калининский проспект и Арбатский мост. Затем, в 1972–1973 годах, была работа над выставочным комплексом Экспоцентр. Так наметилась некая линия градостроительной связи от Кремля по Калининскому проспекту к излучине Москвы реки.

Мы предложили развить выставочный комплекс в новый центр деловой жизни города. Концепция «Москва-Сити», сформулированная в 1988–1989 годах, стала естественным итогом нескольких десятилетий нашей работы и поисков. Мы решили воспользоваться возможностями высотного строительства на территории «Сити». Бессмысленно было сидеть и ждать, что кто-то приедет и научит нас, мы должны были сами идти навстречу, изучать опыт, чтобы не тратить время на изобретение велосипеда. Высотное строительство для нас было как покорение космоса. Мы должны были найти свой путь, свой подход к проектированию подобных зданий; используя мировой опыт, создать проект концентрированной застройки комплекса, не похожего ни на какой другой в мире. Образ делового квартала с устремленными в небо и отражающимися в речной глади башнями стал основой архитектурной концепции. Нарастание высоты зданий по большой спирали от самых низких на набережной к доминанте в центре комплекса позволило создать единую композицию, решенную в современных формах, но по сути перекликающуюся с ансамблем Кремля – за счет перераспределения акцентов, аналогично композиции колокольни Ивана Великого. В своем роде «Москва-Сити» представлялся нам как символ диалектического развития московской архитектуры, для которой характерны изменения во времени, когда здания надстраивались и дополнялись, в итоге застывая на каком-то этапе и превращаясь в памятник.

В 2006 году концепции ММДЦ исполнилось15 лет. Сейчас уже трудно вспомнить, на какой архитектурной или строительной выставке впервые был представлен макет будущего делового квартала на берегу Москвы реки. В памяти сохранилось потрясение от архитектурной композиции, одновременно напоминающей башни кремлей русских городов и футуристические города будущего. Поражала не только архитектура башен, по высоте превосходивших все, до этого считавшееся высотными объектами (сталинские высотки, Останкинскую телебашню и др.), но и сам факт того, что есть люди, расценивающие этот проект как абсолютно реальный.

Все это могло быть где угодно, но только не в нашей стране, с трудом пробирающейся сквозь перестроечный хаос. Чтобы поверить в будущее этого проекта, нужно было обладать даром предвидения. Должна была закончиться одна эпоха, пройти другая, наступить третья, чтобы сейчас,на наших глазах, на месте бывшего промышленного района, потом гигантской мусорной свалки(было вывезено 2,5 млн. куб. м мусора), затем«самой большой ямы» в Европе (глубина котлована составляла 10–20 м) начали расти один за другим новые небоскребы России. В 1991 году при поддержке мэра Москвы Юрия Лужкова, главного архитектора Москвы Леонида Вавакина и заместителя мэра Иосифа Орджоникидзе концепция «Москва-Сити»была утверждена правительством города и очень медленно стала обретать черты реального градостроительного проекта, обрастая административными структурами и архивом постановлений, распоряжений и директив.

В правительстве Москвы и проектных организациях началась работа настолько масштабная, что даже спустя полтора десятка лет трудно представить ее реальные объемы. Тем более, что оценивать ее нам приходится уже с других позиций, в совсем других экономических условиях. В 2004 году в интервью газете «Ведомости» один из главных идеологов проекта Иосиф Орджоникидзе рассказал о подготовке к строительству. В начале 1990х годов, зная о грядущей приватизации, правительство города постепенно стало выводить предприятия с территории будущего «Сити» площадью 90 га. Были найдены возможности для их закрытия и перебазирования, выплаты компенсаций. Вовремя начатая работа не только сэкономила городу огромные средства, но и, в конечном итоге, сделала возможной реализацию проекта. По приблизительным подсчетам, сегодня сумма компенсаций предприятиям за вывод была бы в 7000 раз больше.

Большая часть того, что происходило с проектом впервые 10 лет, оставалась скрытой от общественности. Для многих «Москва-Сити» стал синонимом неосуществимого проекта. Пустовавшая стройплощадка казалась очередным долгостроем, а возведенные «Башня 2000» и мост «Багратион» – первыми и последними реализованными зданиями комплекса. На самом же деле работа продолжалась, ее не могли остановить ни политические катаклизмы, ни финансовые неурядицы. Проекты, подобные «Москва-Сити», чрезвычайно важны для города, они определяют его статус и потенциал, так как обеспечивают новые возможности для развития инфраструктуры, создания современных центров деловой активности и тем самым качественно меняют ситуацию в исторической части города. Многие современные мегаполисы озаботились теми же проблемами значительно раньше нас, но ив Париже, и в Токио реализация аналогичных программ заняла несколько десятилетий.

В Москве параллельно с разработкой генерального плана ММДЦ и созданием системы привлечения инвесторов шло строительство объектов, принципиально важных для будущего «Сити». Строилось Третье транспортное кольцо, началась прокладка новой линии метрополитена и новых коммуникаций. Центр активности проектировщиков и строителей сместился под землю. В планах стояло создание подземного города с огромными пространствами, перекрытыми стеклянными сводами (высотой более 30 м, шириной более 70 м.), там разместятся городская площадь, многоуровневые торговые ряды, развлекательные центры, многофункциональный концертный зал, рестораны и кафе.

Подземные уровни свяжут не только отдельные здания ММДЦ между собой (первый подземный уровень на 124-й отметке проходит под всем «Сити»), но и комплекс с городом и со всем миром. На самом нижнем ярусе «ядра» будет расположена транспортная артерия «Москва-Сити» – два пересадочных узла обычного метро (станции «Деловой центр» и «Международная») и станция легкого метро, скоростные магистрали, соединяющие ММДЦ с международными аэропортами «Внуково» и«Шереметьево». В концепцию транспортной системы делового центра будут включены реконструированная железнодорожная ветка, воздушный (в проект включены несколько вертолетных площадок) и водный транспорт – сейчас разрабатываются маршруты пассажирского и туристического речного сообщения. Городские власти должны были подготовить территорию для строительства зданий, спроектировать и создать всю инфраструктуру будущего «Сити»: энергетику, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, дорожную инфраструктуру и т.д. На сегодняшний день на эти цели уже потрачено более $400 млн. бюджетных средств. Более десяти лет одновременно с подготовительными работами шла разработка архитектурной концепции застройки.

Помимо российских проектировщиков, к работе привлекались многие знаменитые архитекторы мира: Кензо Танге, Оскар Нимейер, Ренцо Пиано, Майнхардфон Геркан, Эрик ван Эгераат и многие другие. Их идеи и рекомендации рассматривались с целью улучшения проектных решений. Но реальное проектирование высотных зданий на основной территории «Сити» началось недавно. Причиной такой задержки стали сложности с определением инвесторов будущих зданий. Минимальный размер инвестиций в небольшой объект в ММДЦ оценивается в $150 млн. Долгое время в качестве наиболее перспективных партнеров правительство Москвы рассматривало крупные иностранные компании, но после нескольких серьезных неудач с Siemensи Itochu, а также изменения общей финансовой ситуации в стране после 1998 года к проекту небоскребов Москва-Сити стало проявлять интерес все больше отечественных компаний.

Сегодня введен в эксплуатацию один из основных многофункциональных комплексов Город Столиц, а значительная часть проектов ведется на российские деньги, хотя и с участием зарубежных проектировщиков и строителей.  В сегодняшних визуализациях и макетах трудно узнать прежний образ «Москва-Сити». Изменились времена, изменилась архитектура. Реальность внесла свои коррективы в образ, казавшийся несбыточно идеальным. Но даже в самых интригующих проектах, вне зависимости от того, какие авторские коллективы их разрабатывали, угадываются отголоски изначальной идеи – уникальной градостроительной композиции, связанной с национальной архитектурной традицией и мировым строительным опытом.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

девять − девять =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>