Небоскреб «Шард» в Лондоне (The Shard, «Осколок стекла»)

Небоскреб «Шард» в Лондоне (The Shard, «Осколок стекла»)

Архитектор Ренцо Пиано не считает себя большим поклонником высотного строительства, однако его авторству принадлежат нескольких весьма заметных небоскребов, разбросанных по разным странам и континентам. В арсенале мастера — реализованные высотки в Америке и Европе, Корее, Японии и даже Австралии, но наиболее обсуждаемым и спорным оказался «Шард» — «Осколок», пронзивший городскую ткань британской столицы.

Сегодня из всех небоскребов Пиано он и самый высокий, и самый знаменитый. Кроме построенных зданий у архитектора есть еще несколько подобных серьезных проектов, по разным причинам так и не воплощенных в жизнь.

Лондонский мост и небоскреб «Шард» в городской застройке

Лондонский мост и небоскреб «Шард» в городской застройке

У «Осколка» исключительно длинная и довольно сложная история. «Шард» — на текущий момент самый высокий в Лондоне небоскреб, он построен в историческом центре британской столицы. Как уже сообщалось, это результат своеобразной полемики и профессионального соперничества генуэзского архитектора со своими британскими коллегами — Ричардом Роджерсом, в соавторстве с которым Пиано создал свое первое всемирно известное здание — Центр Жоржа Помпиду в Париже, и сэром Норманом Фостером, тоже считающимся одним из главных авторов и апологетов хай-тека в архитектуре.

Соблазн предъявить миру свое понимание образа лондонской высотки был исключительно силен. Поэтому, когда местный застройщик Ирвин Селлар предложил Пиано спроектировать небоскреб на месте «Southwark Towers» — офисного центра 1970-х годов, итальянский мастер согласился.

«Шард» на фоне исторической застройки Лондона

«Шард» на фоне исторической застройки Лондона

Название «Шард» появилось в результате резкой критики проекта со стороны защитников исторического облика города, указывавших, что это будет «осколок стекла в сердце исторического Лондона». Прозвище прижилось, совершенно вытеснив первоначальное название башни. Со временем небоскреб сменил имя даже на логотипе и в официальных документах.

«Шард» расположился на южном берегу Темзы, достаточно близко к главным достопримечательностям центра. Исторически это был район Лондонского моста, соединявшего город с предместьем Саутверк. Отсюда и произошло первое официальное название высотки, переводящееся с английского как «Башня Лондонского моста». Небоскреб внедрен в большой транспортный узел «London Bridge»: нижние уровни здания связаны с железнодорожным вокзалом, автовокзалом и станцией метро. Фактически поезда дальнего следования привозят пассажиров в пристройку, выходящую прямо к подножию башни. А часть вокзальной инфраструктуры с магазинчиками просто встроена в нижние уровни высотки.

Автором соседнего офисного здания «The Place», поднимающегося над автовокзалом, тоже является Пиано. Его возвели одновременно с «Шардом» для того же заказчика («Sellar Property Group»).

Остекление фасада небоскреба

Остекление фасада небоскреба

Развитие Лондона идет стремительными темпами, невзирая на всякие кризисы. За последние три десятилетия в городе появились десятки высотных зданий. Если в момент строительства фостеровский «Огурец» — небоскреб «Swiss Re» казался самым высоким, то с 2004 года вокруг него — новые башни, среди которых он — самый скромный по габаритам (180 метров). Но это Сити — правый берег Темзы, а небоскреб Пиано изначально планировался на левом берегу, в непосредственной близости от главных исторических доминант Лондона — собора Святого Павла и Тауэра. Поэтому у идеи нашлось много влиятельных противников. Ведь высота «Шарда» — внушительные 310 метров, тогда как собора — только 111. Конечно, собор Святого Павла стоит на вершине Ладгейт Хилл — самой высокой точки города, но даже суммарно это ниже «Осколка». Так что опасения защитников наследия представляются справедливыми.

Общественные дебаты длились несколько лет и по накалу страстей были сопоставимы с обсуждением санкт-петербургской газпромовской башни. Даже после принятия принципиального решения о строительстве процесс согласования проекта длился еще полтора года. При активной поддержке тогдашнего мэра Лондона Кена Ливигстона и личном одобрении вице-премьера правительства Джона Прескотта в 2003 году замысел оказался принят к реализации. Пиано начал готовить рабочую документацию для возведения объекта, а владельцы участка приступили к разборке старой 25-этажной башни.

Небоскреб «Шард»

Небоскреб «Шард»

В 2007 году экономический кризис коснулся Лондона, и многие высотные проекты, в том числе и «Шард», были законсервированы или вовсе отменены. Но к началу 2008 года для «Осколка» нашелся новый инвестор, и процесс реализации, наконец, стартовал. К этому времени как раз полностью снесли прежнюю высотку, и в феврале 2009 года приступили к строительству. Поскольку основной бюджет на него выделил консорциум катарских банков, торжественное открытие здания 5 июня 2012 года проводил премьер-министр Катара.

В «Шарде» 72 этажа и 110 тысяч квадратных метров общей площади, половина которых приходится на офисы, а остальные отданы отелю «Шангри Ла» с ресторанами. Еще в башне есть несколько больших и очень дорогих частных квартир, а на пяти верхних этажах размещаются обзорные галереи, открытые для широкой публики.

По изначальному плану владелец участка «Sellar Property Group» предполагал создать в районе целый квартал новой застройки, ядром которой и должны были стать два высотных здания от Ренцо Пиано, поставленные на новой небольшой городской площади. Первый вариант проекта небоскреба архитектор придумал еще в 2000 году. Рядом с 310-метровым «Шардом» он размещал второй небоскреб высотой «всего» 180 метров. Предполагалось, что меньшее здание («New London Bridge House») будет вмещать 55 800 квадратных метров офисов и магазинов и обойдется примерно в 400 миллионов фунтов. Наступивший кризис внес свои коррективы и в итоге «Бэби Шард» так и не был реализован.

Крытая смотровая площадка

Крытая смотровая площадка

В процессе согласований Пиано всячески подчеркивал, что облицовка сооружения панелями из исключительно светлого стекла позволит визуально скрадывать его реальные размеры. Тем самым «Шард» не будет сильно нарушать привычную панораму британской столицы со стороны Темзы. В пасмурную погоду небоскреб действительно отражает небо, а его вершина растворяется в облаках, но в ясные дни «Осколок» прекрасно виден за многие километры. Очевидно, что он все же стал памятником своему времени и необратимо изменил общий облик Лондона, привнеся в него современную ноту. На Венецианской архитектурной биеннале 2012 года даже был показан документальный фильм, посвященный этому зданию и его взаимоотношениям с городским контекстом.

Многие критики небоскреба порицали его создателя за излишнюю схематичность и простоту фасадов, отсутствие деталей человеческого масштаба и очевидных пространственных игр. Но игры — удел постмодернизма, а не хай-тека. У Пиано архитектуру формирует продуманная функциональность, а эстетические кунштюки для развлечения публики ему неинтересны. Поскольку непременным условием реализации гигантского здания стояла его максимально возможная незаметность, то было бы глупо ожидать в нем каких-то провокационных затей, как в Центре Жоржа Помпиду или некоторых других работах мастера.

Посещение «Шарда» королевой Елизаветой II

Посещение «Шарда» королевой Елизаветой II

Стремление Ливингстона как мэра Лондона получить самый высокий небоскреб Европы, обладать столь статусным объектом, разбилось о бюрократические проволочки. Мировая высотная гонка ведется исключительно динамичными темпами, и даже старушка Европа, с большой осторожностью добавляющая себе новые высотные доминанты, не стоит в стороне от этого процесса.

За время согласования и строительства «Шарда» были заявлены и реализованы другие небоскребы, отобравшие у последнего титул «самого высокого здания на континенте». В частности, российские «Восток» башни «Федерация», «ОКО» и «Меркурий Сити» Московского международного делового центра «Москва-Сити» сегодня отодвинули «Шард» на четвертое место в Европе, а строящиеся «Лахта центр» в Петербурге, «Ахмат-Тауэр» в Грозном, «Эрмитаж Плаза» в Париже и некоторые другие заявленные проекты только продолжат этот процесс.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Неподалеку от «Шарда» находится не менее знаменитое здание, Администрация Большого Лондона, построенное несколько ранее еще одним из основоположников хай-тека — Норманом Фостером.
  • В процессе строительства «Шарда» застройка прилегающего района пополнилась новыми зданиями.
  • Первоначально рядом с «Шардом» планировалось возвести целый квартал новой застройки с еще одной доминантой меньшего масштаба. New London Bridge House, прозванный «Бэби Шард», должен был подняться на 180 м и вместить 55 800 м2 офисов и магазинов. Но общая стоимость комплекса 400 миллионов фунтов оказалась слишком высока, и с началом кризиса второй высотный проект отменили.
  • Небоскреб состоит из офисной части (с первого по 28-й этажи), ресторанов и баров (31–33-й этажи), гостиничного комплекса (34–52-й этажи) и 10 апартаментов класса люкс (на последних 20 этажах). Крытая смотровая площадка расположена на последнем этаже и открывает великолепные виды на исторический центр Лондона.
  • На смотровых площадках установлены специальные интерактивные телескопы, в которые можно наблюдать архитектурные шедевры британской столицы.
  • Небоскреб обслуживается сверхскоростными лифтами, развивающими скорость до 6 м/с.
  • Здание имеет 72 наземных эксплуатируемых этажа. Общая высота — 309 м. Сегодня небоскреб «Шард» — один из главных символов современного Лондона и всей Великобритании, это самое высокое здание в стране.
  • Название «The Shard» небоскреб получил благодаря своему эффектному завершению в виде нескольких острых стеклянных «осколков», вырастающих из ломаных граней его остекленного фасада.
  • Здание выполнено из специальных панелей светлого стекла, максимально «растворяющих» массивное строение в пространстве города.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

пятнадцать − тринадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>