Небоскреб «Лиденхолл» в Лондоне

Небоскреб «Лиденхолл» в Лондоне

Конкурс на проектирование высотного здания в Сити на участке рядом со знаменитым историческим рынком «Лиденхолл» объявили еще в 2001 году. В тот момент в непосредственной близости велось сразу несколько крупных строек, включая фостеровский «Корнишон» — штаб-квартиру для «Свисс Ре». Этот небоскреб был благополучно завершен в 2004 году. А вот возведение его собрата, право на проектирование которого и выиграло бюро Ричарда Роджерса, отложили. В результате, строительные работы на Лиденхолл-стрит, 122, начались только спустя десятилетие — в 2011 году. Вокруг облика небоскреба «Лиденхолл» велось много споров, и еще на стадии проекта он получил от горожан прозвище Cheesegrater — «терка для сыра».

Высота нового здания — 224,5 м, что очень внушительно для панорамы всего лондонского Сити. Полемизируя с достроенным ранее фостеровским небоскребом «Свисс Ре» на Сент-Мэри Экс, имеющим обтекаемую форму (и помимо «огурца» ехидно обзываемым «суппозиторием»), Роджерс представил свой вариант позднего хай-тека в более жесткой, угловатой версии. Форма 50-этажного офисного здания с одним вертикальным и другим наклонным фасадами соперничает за внимание и значимость в очень разнородном окружении.

Общий вид Сити с небоскребами с набережной Темзы. Башня слева — офисный небоскреб «Walkie Talkie» («Шалтай-Болтай») по проекту Притцкеровского лауреата Рафаэля Виньоли

Общий вид Сити с небоскребами с набережной Темзы. Башня слева — офисный небоскреб «Walkie Talkie» («Шалтай-Болтай») по проекту Притцкеровского лауреата Рафаэля Виньоли

Насыщенная застройка Сити предполагает близкое сосуществование зданий разных эпох и стилей, достойно выделиться среди которых — сложная профессиональная задача для любого архитектора. А в случае постоянного творческого соревнования между отцами-основателями британского хай-тека Фостером и Роджерсом район Сити — просто главный полигон программных заявлений и манифестов, выраженных в стекле, металле и бетоне.

Первый этап работы над проектом «Лиденхолл-билдинг» — с 2001 по 2006 год, затем в возможности реализации масштабных замыслов появились сомнения. Виной тому были как чисто экономические причины, так и неоднозначность восприятия нового строительства данного района в обществе. Но постепенно финансовые трудности оказались преодолены, а эстетика хай-тека вообще стала ассоциироваться с новым обликом деловых кругов современного Лондона, более того, высокотехнологичную архитектуру провозглашали его достоянием. Все это привело к возобновлению работ и началу реального строительства в январе 2011 года. Небоскреб возвели за три года и в 2014 году открыли в качестве нового административно-делового центра в Сити.

Небоскреб «Лиденхолл» в Лондоне

Неоднозначное архитектурное решение придало зданию индивидуальный и легкозапоминающийся силуэт, ставший узнаваемым символом современной британской столицы, как и несколько других знаковых построек последнего времени (в том числе небоскреб «Шард» Ренцо Пиано, уже упомянутые «Свисс Ре» и «Уиллис тауэр» Нормана Фостера, роджерсовский купол Тысячелетия). Наклонная сторона небоскреба «Лиденхолл» смотрит на по-прежнему эффектное здание Роджерса середины 1980-х — «Ллойдс-билдинг». Спиральные металлические лестницы здания страхового общества отражаются в гладкой наклонной поверхности нового небоскреба. Участок под застройку занимает всего 0,35 га, что автоматически предполагает тесное соседство с окружающими сооружениями. Несмотря на относительно небольшой размер участка, общая площадь высотного здания составляет 98 000 м2.

Небоскреб «Лиденхолл» в Лондоне

Вертикальная стена «Лиденхолл-билдинг» имеет сложную структуру: общая поверхность составлена из трех плоскостей, последовательно наложенных друг на друга со сдвигом на одну треть. Узкий торец открывает взору конструктивную основу здания — многоэтажную ферму, за которой располагается ядро здания с лифтовыми шахтами. Вдоль заданной вертикали двигаются

грузовые, пассажирские, а также скоростные панорамные лифты для посетителей. Этот прием повторяет структуру «Ллойдс-билдинг», где коммуникации вынесены в вертикальные башни по периметру здания, а пространство этажей освобождено от вспомогательных опор и перегородок.

Как и принято в эстетике хай-тека, основной художественный эффект достигается за счет возведенных в ранг произведений искусства конструктивных особенностей сооружения, выполненных в стекле, металле и бетоне. Но если в более раннем «Ллойдс-билдинг» Роджерсу удалось передать свое восхищение инженерной начинкой здания в металле, то в «Лиденхолл-билдинг» ключевую роль сыграл контраст прозрачного стекла и конструктивного «материального» каркаса, ставшего главным украшением фасада. Последнее определенно следует считать реверансом в сторону соседних работ Фостера, где подобный принцип организации фасадов встречается регулярно. Роджерсу удалось сделать основной офисный объем нового небоскреба полностью прозрачным, визуально как бы «прислоненным» к вертикальной стене с коммуникациями. Прием с наклонной стеной изначально был обусловлен требованием сохранить перспективные точки с видами собора Св. Павла.

Главный вход в «Лиденхолл-билдинг»

Главный вход в «Лиденхолл-билдинг»

Силуэт высотного здания — суженная к вершине треугольная призма. Главный фасад образован конструктивным каркасом из крупной диагональной сетки, визуально разделяющим гигантский стеклянный объем на более мелкие элементы. Это позволяет легче соотносить новое масштабное сооружение и со старой застройкой, и с прочими хай-тековскими объектами Сити. В некоторых ракурсах и с большого расстояния «Лиденхолл-билдинг» напоминает гигантскую мачту с парусом, возвышающуюся над городским морем. Вообще тема «стальных парусов» в разных вариациях занимала Роджерса долгое время. Его здание городского суда в Антверпене — яркое тому подтверждение.

Форма небоскреба диктует особенности использования полезной площади — каждый следующий этаж на 75 м короче предыдущего. Этажи имеют свободную планировку, ограниченную только внешними стеклянными стенами. Во внутреннем пространстве офисных этажей использован яркий желтый цвет для четкого выявления структуры перекрытий. Это расставляет дополнительные акценты в интерьере. Еще немного цветных акцентов просматривается сквозь облицовку вертикальной стены здания — красным и синим обозначено функциональное зонирование — частичное разделение небоскреба на несколько блоков по высоте. Немного цветных акцентов проступает в нижней пешеходной зоне, куда выходят элементы сквозных лифтовых конструкций и открытые эскалаторы.

Помимо стекла и стали, очевидных для творчества Роджерса, в отделке «Лиденхолл-билдинг» активно использован гранит: гранитными плитами облицованы элементы интерьеров кабинетов менеджеров высшего звена, оборудованные в верхней части небоскреба. Для усиления эффекта в этих интерьерах архитектор применил черное светоотражающее стекло и хромированные металлические детали. Полностью стеклянный объем требует эффективной солнцезащиты, поэтому все внешние стены снабжены системой «умных» жалюзи, реагирующих на уровень освещенности помещения. Специально для здания компанией «Рото Франк» была разработана система поворотных окон с газовыми амортизаторами, которая позволяет эффективно использовать окна не только при повседневной эксплуатации, но и в случае экстренных ситуаций как пожарные выходы.

По британским правилам безопасности для высотных зданий в них обязательно должна быть обеспечена наружная эвакуация людей при пожаре. А в случае, когда каждое из 560 окон наклонного стеклянного фасада весит около 220 кг, это явно сложная задача, потребовавшая специального решения. Как всегда у Роджерса, техническое совершенство и уникальность здания только способствуют основному замыслу архитектора, в данном случае — обеспечить максимально комфортным местом работы сотрудников офисного центра, снабдив их прекрасными видами на Сити и Темзу, а горожан и гостей столицы — новым оригинальным высотным ориентиром в плотной застройке делового центра.

Узкая функциональная направленность «Лиденхолл-билдинг» не помешала Роджерсу придерживаться своих социально ориентированных позиций. Основание небоскреба решено как полноценное общественное пространство, частично раскрытое на город. Семиэтажная нижняя часть постройки имеет развитую ландшафтную зону с террасами, барами и ресторанами, дополнительно организовавшую удобную пешеходную связь между площадью Сент-Хелен и улицей Лиден-холл. Тем самым, новая высотная доминанта увеличила и разнообразила пространственную проницаемость городской ткани всего Сити.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

три × 4 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>