Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Научно-музейный комплекс Калифорнийской академии наук

Научно-музейный комплекс Калифорнийской академии наук

На рубеже нового века европейского архитектора Ренцо Пиано все больше стали интересовать экологические подходы к проектированию. Опробовав на ранних стадиях творческого пути различные возможности технических решений, мастер все чаще обращается к использованию биоинженерных технологий. И в очередной раз оказался в авангарде профессиональной мысли.

Конечно, многие архитекторы применяют различные экологические и энергосберегающие технологии в своих постройках, но эстетические решения, которые убедительны с художественной точки зрения, получаются далеко не у каждого, отнюдь не все экологичные здания красивы и эффектны. Работа Пиано для Калифорнии — приятное исключение из правил.

Кровля здания. Общий вид
Кровля здания. Общий вид

Его новое строение для Калифорнийской академии наук в Сан-Франциско представляет собой музейное здание в стилистике эко-тека, экспонирующее особенности флоры и фауны планеты и связанные с этим научные достижения современной цивилизации.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Калифорнийская академия наук — не просто учебное или научное заведение, это в первую очередь расположенный в Голден Гейт-парке масштабный выставочно-просветительский комплекс, состоящий из нескольких исторических построек.

Академия была основана в 1853 году и стала первой организацией на западе США, сфокусировавшейся на изучении природы. Основной ее деятельностью стали сбор коллекций, организация выставок и просветительских программ.

Главный фасад комплекса со стороны партера парка
Главный фасад комплекса со стороны партера парка

Первый постоянный музей академии был открыт в 1874 году на месте современного Чайна-тауна. Когда посещаемость достигла 80 тысяч человек в год, потребовалось новое здание. Оно появилось в 1891 году благодаря усилиям филантропа и мецената Джеймса Лика. Однако ужасное землетрясение 1906 года, разрушившее полгорода и унесшее тысячи жизней, не пощадило и эту постройку.

Уникальные коллекции и библиотека академии почти полностью погибли, и работу пришлось начать заново. На протяжении ХХ века собрания постоянно пополнялись и разрастались. Начиная с 1916 года на территории Голден Гейт-парка последовательно появились девять различных зданий, посвященных изучению природы и космоса. К концу столетия научно-музейный комплекс включал планетарий, гигантский аквариум, научную библиотеку и различные тематические павильоны.

Научно-музейный комплекс Калифорнийской академии наук
Научно-музейный комплекс Калифорнийской академии наук

Землетрясение в 1989 году нанесло очередной урон академии, часть построек пострадала или оказалась разрушена. В связи с этим было принято решение о сооружении нового здания. Потратив почти 8 лет и 500 миллионов долларов, Ренцо Пиано вновь удивил мир своим тонким пониманием взаимодействия природы и технологий. Он возвел уникальное экологическое здание с неповторимой кровлей-газоном, позволившей массивному строению ненавязчиво и органично вписаться в живописный ландшафт исторического парка.

Оно было открыто 27 сентября 2008 года. В комплекс вошли не только научные, офисные, административные и музейные помещения, но и аквариум, планетарий, птичий вольер, ботанический сад, центр натурализма, архив, библиотека, лекционный зал, 3D-кинотеатр, два ресторана и магазины.

Выбор стилистики во многом продиктован местоположением будущего объекта. Пиано предстояло построить научно-музейный комплекс на территории знаменитого Голден Гейт-парка (парка «Золотые ворота»), являющегося украшением Сан-Франциско. Парк по праву считается чудом ландшафтного дизайна, одной из интереснейших достопримечательностей города и простирается от его центра до океана. Работа Пиано для Калифорнийской академии наук должна была стать наглядным подтверждением статуса уникального архитектурно-природного комплекса и одного из главных памятников города. Тем интереснее оказалось архитектурно-ландшафтное решение итальянского мастера.

В отличие от Культурного центра в Нумеа, где Пиано старался создать новые акценты подчеркнуто рукотворного характера, интегрированные в природную среду, в здании Калифорнийской академии наук все направлено на максимальное растворение в природном окружении. С некоторых ракурсов посетитель даже не сразу понимает, что перед ним музейный комплекс, а не просто холм с забавными декоративными отверстиями (как современная парковая скульптура).

Кровля с круглыми световыми фонарями. Фрагмент
Кровля с круглыми световыми фонарями. Фрагмент

При этом внутренние пространства изобилуют различными культурными и историческими параллелями: здесь есть и классический атриум с колоннами, отсылающий не столько к античным прототипам, сколько к архитектуре предшествующих зданий академии, и хай-тековские прозрачные галереи, позволяющие увидеть природные красоты сквозь высокотехнологичные конструкции, и уж совсем футуристические световые фонари на волнообразной кровле, снаружи создающие эффект причудливой и неоднородной поверхности земли, а изнутри похожие на иллюминаторы подводного или даже космического корабля. И все это техническое совершенство сделано для демонстрации живой природы! Здание утопает в зелени изнутри и почти растворяется в окружающем ландшафте снаружи.

Использование последних достижений в области строительных и биотехнологий мыслилось Пиано программным в данной постройке. В различных интервью архитектор подчеркивал, что «здание академии должно было стать экологическим и устойчивым хотя бы потому, что это отражает его основное назначение — изучение нашей планеты». В повседневном обслуживании здания повсеместно участвуют компьютеры.

Благодаря погодным сенсорам, соединенным с центральным процессором, весь обширный комплекс обходится без кондиционеров. Система автоматически открывает и закрывает проемы для проветривания, а конфигурация кровли способствует притоку свежего холодного воздуха в центральный холл и прилегающие помещения.

Уникальная кровля здания, создающая такой потрясающий эффект интеграции в естественное природное окружение, заслуживает отдельного описания. «Живая зеленая крыша» образована 1,7 миллиона растений, посаженных в 17-сантиметровом грунте. Для обеспечения необходимой освещенности в интерьере в кровле устроены круглые световые фонари, сквозь которые посетители могут видеть небо и парк. Кроме того кровля способна поглощать шум до 40 децибелов, а по ее периметру располагаются 55 тысяч солнечных батарей, снабжающих здание электроэнергией в объеме до 10 процентов.

Способы демонстрации природы в высокотехнологичном окружении были опробованы Пиано еще при реконструкции Старого порта в родной Генуе. Но по сравнению с масштабным Аквариумом 1992 года здание Калифорнийской академии наук демонстрирует большую зрелость и элегантность проектных решений, а уровень интеграции в природную среду вообще близок к совершенству и может служить эталоном в современном экопроектировании. Благодаря своему эффектному облику и новейшим конструкциям здание Калифорнийской академии наук считается сегодня одним из самых современных музеев в мире.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Вдоль прямоугольного периметра кровли расположены ряды солнечных батарей, обеспечивающих часть потребностей здания в электроэнергии.
  • В 2008 году в Сан-Франциско по проекту Пиано был построен современный музейно-учебный корпус Калифорнийской академии наук. Ключевой элемент комплекса — пластически развитая зеленая кровля площадью более 1 га. На ней — травяной покров из 2 млн видов различных растений.
  • На момент окончания строительства новое здание Калифорнийской академии наук было признано самым большим в мире, получившим платиновый сертификат LEED.
  • Прямоугольный центральный атриум под квадратным прозрачным перекрытием — главная парадная часть комплекса. Следуя античной традиции, Пиано раскрывает в атриум все остальные крупные пространства здания.
  • Декоративное и одновременно функциональное украшение волнообразной кровли — круглые световые фонари-иллюминаторы. Их количество в ее разных частях неравномерно и зависит от функционального наполнения интерьера, находящегося под ним.
  • Современные материалы и ордерные элементы сочетаются в интерьерах здания с биоинженерными технологиями отделки.
Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал