Национальная ассамблея – арх. Луис Кан (Бангладеш)

Национальная ассамблея - арх. Луис Кан (Бангладеш)

Луис Кан (1901-1974) – один из величайших американских архитекторов.

Его монументальные творения в простых, но дерзких геометрических формах несут в себе философский подтекст, например, вопрос «Кем бы хотело быть это здание?» и «Комната – не комната без естественного освещения». Кан родился в Эстонии, учился в Филадельфии под руководством модерниста из Школы Изящных Искусств Поля Филиппа Крета. Сильное влияние на него оказала поездка в Италию, Грецию и Египет в начале 1950-х, где он мог лицезреть античные руины.

Из всех его работ массивное здание Национальной ассамблеи (Jatiyo Sangshad Bhaban) в Шер-э-Бангла Нагар, Бангладеш, считается самым значимым. Утопленные отверстия различных геометрических форм, освещенных потоком света, буквально поражают воображение.

Кан приступил к созданию дизайна в 1961 году, а завершил работы спустя 20 лет. Общая стоимость составила около 32 млн. долл. США, что почти вдвое превышало первоначальный бюджет. Архитектору не довелось увидеть свой достроенный шедевр, поскольку он умер от сердечного приступа в общественном туалете на Пенсильванском вокзале в ожидании поезда. Членам его семьи сообщили об этой новости лишь через 2 дня, поскольку у полицейских не было их номера телефона.

В центре этого бетонного сооружения с прожилками белого мрамора находится восьмиугольник высотой 47 м. Восемь блоков окружают палату парламента, высотой 33 м каждый. Стыки объединяют отдельные пространства, и этот эффект еще более усиливается за счет освещения, характерного для творений Кана.

В состав парламента входят 354 депутата, для посетителей проложены галереи. Хотя палата искусственно освещена сверху, этот свет не нарушает естественного освещения по периметру. Ассамблея построена неподалеку от озера на территории садов площадью 81 га, здесь же находятся резиденции членов парламента.

Кан является автором теории, в которой он разделял пространства на обслуживаемые и обслуживающие. Вторые имели круглую форму, например, коридоры, лестничные пролеты и шахты лифта, тогда как первые играли первостепенную роль – храмы, лаборатории, офисы и залы заседаний. Он пытался разделить два этих типа логически за счет естественного освещения, размеров и архитектурных элементов. Эти принципы основаны на канонах Школы Изящных Искусств.

Кан получил приглашение в Бангладеш от Музхарула Ислама, родоначальника бенгальского модернизма. Это сооружение сыграло ключевую роль в его карьере, обретя еще большую значимость когда Бангладеш получил независимость от Пакистана в 1971 году, став символом новой демократии.

Национальная ассамблея выглядит выигрышней по сравнению с новыми правительственными зданиями Индии 1950-х гг. по проекту Ле Корбюзье и другими подобными сооружениями из бетона 1960-70-х гг. в разных странах мира.

Если зрители хотят видеть творения в стиле Школы Изящных Искусств, я -не против. Я столь же ярый приверженец добротной архитектуры, как и другие.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

19 + шестнадцать =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>