Музей современного искусства в Сан-Диего, США

Музей современного искусства в Сан-Диего, США

В 1996 году архитектурное бюро Роберта Вентури и его супруги (VSBA) совместно с Дэвидом Сингером завершило проект обновления и расширения Музея современного искусства в Сан-Диего, штат Калифорния. С 1941 года этот музей (MCASD) занимал виллу Скриппс-Хаус, построенную архитектором Ирвингом Гриллом в 1915 году по заказу филантропа Эллен Браунинг Скриппс в районе Ла-Хойя.

Перед Вентури стояла задача превратить камерную виллу в музей, по его собственным словам, «приспособить чрезвычайно сложную программу современного музея для Ла-Хойи». Другими словами, он должен был создать большой современный музей, но сохранить при этом историю места и архитектуру дома, расширив его до масштабов целого мультифункционального комплекса.

Фасад Музея современного искусства

Фасад Музея современного искусства

По сути эта задача лежала даже не столько в сфере архитектуры, сколько в сфере урбанистики.

Вентури не пристроил ни одного выставочного пространства, но создал инфраструктуру и имидж музея, благодаря которым он получил новый статус и стал привлекать туристов со всего мира.

Трансформация заняла почти 10 лет. В итоге Вентури удалось создать музей, в котором были учтены все предъявленные требования и заявленные особенности Он смог виртуозно вписать его в контекст окружающей застройки Ла-Хойи, не нарушив идентичности местных традиций и сохранив баланс между старым и новым.

Боковой фасад музея

Боковой фасад музея

В некотором смысле здесь перед Вентури стояла такая же задача, как перед Йо Минг Пэйем, архитектором Пирамиды Лувра: выстроить привлекательное общественное пространство, акцентировать вход и объединить отдельные части в единое композиционное целое. Тем не менее в Ла-Хойе решение, предложенное Вентури, было не абстрактным символическим объектом, а целым рядом небольших архитектурных и функциональных дополнений и изменений.

Вентури не стал имитировать архитектуру Ирвинга Грилла, как видно по его проектам, мастер никогда этого не делал. Но он подчинился заданной программе и стилистике. Грилл, один из главных представителей американского модернизма начала XX века, был учеником Луи Салливана, человека, в буквальном смысле создавшего облик Чикаго. Грилл в своей практике сочетал строгость и ясность модернизма с колоритом архитектуры испанской миссии.

Работа Нэнси Руби на фасаде музея

Работа Нэнси Руби на фасаде музея

Через дорогу от Скриппс-Хаус, по заказу его владелицы, он построил здание женского клуба и церковь. Таким образом Вентури пришлось работать не с отдельно стоящим зданием, а с целым комплексом построек, выполненных в единой стилистике. Помимо внешних факторов существовали еще и внутренние: реновация музейного пространства была не первой.

В 1960-е годы его уже пытались менять и трансформировать, не отдавая себе отчета в том, что проблема музея — не только архитектурно-реставрационная, но и урбанистическая. Все работы, которые тогда провели, заключались в адаптации виллы под нужды музея средствами архитектуры интернационального стиля или модернизма, притом очень примитивными.

Оригинальная пергола с дорическими колоннами оказалась снесена, и сегодня можно судить о ней лишь по старым фотографиям. В тот самый момент, когда часть ее декоративных особенностей уничтожили, вилла Эллен Браунинг Скриппс перестала существовать. С реализацией проекта Вентури она вернулась. Воссоздав перголу, пусть и в гипертрофированном постмодернистском варианте, он восстановил элегантную композицию Гилла и вернул пространственный акцент на главный фасад.

Пергола перед главным фасадом музея

Пергола перед главным фасадом музея

Прямоугольное двухэтажное сооружение Гилла с определенными культурными наслоениями становится «исходным материалом», с которым работает Вентури. Несмотря на то что в 1957 году оригинальная постройка была признана авторитетным журналом «Architectural Record» одним из важнейших сооружений первой половины XX века, эта архитектура практически «немая», она не может назвать ни времени своего создания, ни имени собственного творца. Зато с «декорациями» Вентури она обретает новые смыслы.

Очень показателен факт, что параллельно с реконструкцией Музея современного искусства в Сан-Диего Вентури проектировал новое крыло Сэйнсбери Национальной галереи в Лондоне, речь о котором пойдет в последней главе книги. На примере этих двух заказов можно увидеть, как работал Вентури-архитектор и Вентури-урбанист. Если в случае с Сэйнсбери ему необходимо было построить новое здание и сделать его «незаметным» и «своим» в окружающем контексте Трафальгарской площади, то в Сан-Диего задача стояла прямо противоположная — сделать сооружение узнаваемым и привлекательным. Да, Вентури приложил все усилия, чтобы согласовать его с окружающей средой, но сам факт необходимости работать с уже существующей архитектурой задал свои параметры. И оба проекта действительно можно считать успешными.

Музей современного искусства в Сан-Диего. Западный фасад (вид со стороны побережья)

Музей современного искусства в Сан-Диего. Западный фасад (вид со стороны побережья)

Вентури добавил к постройке Грилла крыло со внутренним двором слева, где появились магазин и зона отдыха, и более маленькое крыло с музейным кафе справа. Мастер повторяет отдельные архитектурные мотивы Грилла, но всегда с небольшими вариациями в размерах или формах. Абсолютно новыми идеями для всего комплекса являются 499-местная Шервудская аудитория (для проведения лекций или кинопоказов) с дополнительным входом в здание и звездообразный стеклянный шатер, которым был заменен купол, существовавший в первоначальном проекте.

Более того Вентури смог создать полифасадную композицию, которая собирала пространство вокруг себя, объединив в один контекст береговую линию и улицы Ла-Хойи. Также архитектор включил произведения искусства прямо в оформление здания: фасады музея украшают скульптуры Энди Голдсуорси, Натана Мэби, Нэнси Рубинс и других ваятелей.

Работа Нэнси Рубинс, закрепленная практически на крыше здания, сделала его облик очень узнаваемым. И сегодня уже сложно представить MCASD без нее. Это гигантская инсталляция, собранная из разноцветных лодок, сталкивающихся и пронзающих друг друга. На фоне белоснежных стен музея и голубого неба она смотрится невероятно эффектно.

Зеркальные «ребра» шатра в пристройке по проекту Вентури

Зеркальные «ребра» шатра в пристройке по проекту Вентури

Коллекция Музея современного искусства в Сан-Диего насчитывает более 4000 единиц хранения. Это фотографии, живопись, скульптура, работы в современных медиаформатах и произведения кинетического искусства. Каждый месяц экспозиция меняется.

В 1993 году MCАSD открыли еще одно здание, в даунтауне Сан-Диего, на площади Америки. Оно было построено по проекту архитектора Хульмута Яна, а интерьеры разрабатывала целая команда — Роберт Ирвин, Ричард Флэйшнер и Дэвид Сингер, частый соперник Вентури. В 2007 году у музея появился дополнительный адрес: там же, в даунтауне, через дорогу от здания Яна. На сей раз музей пригласил к деятельности Ричарда Глюкмана. Специально для нового здания привлекли крупнейших художников, работающих с проблемой «места» и «пространства»: Дженни Хольцер, Ричарда Серра, Ричарда Райта и Романа де Сальво.

У музея теперь появилась возможность выставлять крупногабаритные объекты, потому что здание, построенное Гиллом, зачастую не могло вместить не просто коллекцию, но даже какие-то отдельные работы авторов. И в этом смысле проект модернизации сооружения Вентури не стал решением проблемы. Сегодня все три здания ведут активную выставочную и образовательную деятельность и составляют одну из крупнейших и авторитетнейших институций современного искусства в Калифорнии.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Один из фасадов здания украшен скульптурой художницы Нэнси Рубинс.
  • Вентури добавил к постройке Грилла крыло со внутренним двором слева, где появились магазин и зона отдыха, и более маленькое крыло с музейным кафе справа.
  • В рамках этого заказа Вентури не пристроил к музею ни одного выставочного пространства.
  • Музей находится в районе Ла-Хойя.
  • Музей современного искусства занимает виллу Скриппс-Хаус, построенную по проекту Ирвинга Грилла в 1915 году.
  • Оригинальное здание уже однажды перестраивалось в 1960-е годы.
  • Сегодня коллекция Музея современного искусства в Сан-Диего насчитывает более 4000 работ.
  • Перед входом в музей Вентури построил перголу. Она заняла место конструкции, которая существовала до 1960 года.
  • Вентури смог так обыграть архитектуру здания, что у музея появилось два «главных» фасада — со стороны улицы и со стороны побережья.
  • У Музея есть сад скульптур.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

восемнадцать − девять =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>