Музей современного искусства в Наосиме Тадао Андо

Архитектура

На рубеже XX-XXI веков в Японии стали строиться новые музеи. Они открываются в каждой префектуре, каждом городе: муниципальные и частные, масштабные и камерные. Для создания имени и авторитета новому музею, как правило, требуется особенное здание, поэтому приглашаются известные архитекторы. Одним из самых необычных и популярных музеев Японии последних лет, в котором удачно сочетаются новаторская концепция, талантливая архитектура и интересная коллекция, по праву считается Музей современного искусства на острове Наосима. У этого кусочка суши вообще очень интересная история. Небольшой остров во Внутреннем Японском море несколько лет назад, как по волшебству, превратился в оазис современного искусства. Сюда стали стекаться туристы, ведь его тихий, размеренный ритм жизни успокаивающе действует на людей, уставших от лихорадочного темпа Токио и других мегаполисов.

За Наосимой закрепилась слава «острова искусства». Идея превратить его в нечто совершенно уникальное и создать остров-музей современного искусства принадлежит президенту и хозяину крупнейшей японской образовательной компании «Benesse Art Site» Соитиро Фукутакэ. Он вспоминал впоследствии, как случайная встреча в баре с Тадао Андо помогла сделать его мечту реальностью. Знаменитый архитектор моментально увлекся красивой идеей и взялся за разработку концепции и проекта музейного комплекса.

Музей решено было расположить на высоком мысу острова, создав целый комплекс, включающий выставочные площади, конференц-зал, ресторан и гостиницу. Основная часть проекта была осуществлена в 1992-1995 годах, но идея архитектора заключалась в том, что здание музея современного искусства должно соответствовать новым формам самого искусства. Андо решил постоянно изменять музейный комплекс, динамично развивать его во времени и пространстве. По словам мастера, даже после открытия музея работы по его созданию нельзя считать законченными. Он планировал каждый год присоединять к комплексу по одному новому зданию. Следующим этапом стало строительство на холме за музеем отеля «Бенессе Хаус». Новые сооружения продолжают дополнять комплекс и по сей день.

Корпус отеля “Бенессе Хаус»

Все здания музея прекрасно вписаны в холмистый ландшафт, гармонируя с ним ступенчатыми формами. Размеренная композиция вытянута в направлении моря специально для того, чтобы открывались лучшие панорамы. Остров Наосима отличается удивительной красотой, поэтому главной целью архитектора стало сохранение природного ландшафта в неприкосновенности. Естественная среда и геометрия должны здесь слиться воедино. Стены из природного камня, террасы и площадки распределяются по местности так гармонично, что не составляют конфликта с природными формами.

Для посетителей, приезжающих в музей Наосима с моря, устроена пристань, играющая роль входа в выставочное пространство. Ступая на просторную, поднимающуюся к вершине холма площадку, вымощенную натуральным камнем и переходящую в террасу, человек попадает в природный оазис. Весь комплекс музея, созданного Андо, — это своеобразный вариант сада, в основе которого первоначальный пейзаж. Отталкиваясь от особенностей естественного ландшафта, маэстро возвел ансамбль, поражающий способностью казаться «невидимым» в природе, что, по сути, является традиционной практикой в японской культуре.

Ни с одной стороны невозможно увидеть весь комплекс целиком, поскольку почти все здания заглублены в землю. С разных точек открывается лишь часть музейного пространства. Общую картину можно получить только аэрофотосъемкой. По мере перемещения по музейному комплексу создается впечатление взаимопроникновения природы и архитектуры. Каждая комната сопряжена с разными образами окружающей природы. Многочисленные сады, сухие и водные, украшают и без того великолепную территорию комплекса.

Центральным художественным элементом музейного комплекса стал расположенный на вершине холма овальный зал под открытым небом. Эллиптическая открытая часть крыши размещена над бассейном, получившим название «Пруд размышлений». Эта зона освещается исключительно дневным светом. Прямые солнечные лучи, попадая внутрь здания, не могут полностью залить его, так как, отражаясь в зеркальной глади воды, они возвращаются обратно. Интерьер наполняет игра света и тени на бликах воды. Вокруг бассейна расположены шесть гостевых комнат, так как это здание музея соединено с отелем. Из каждой комнаты открывается чудесный вид на море.

Приобретя картину Клода Моне «Пруд с лилиями», Соитиро Фукутакэ решил построить для нее и еще двух полотен американских художников, Джеймса Таррелла и Уолтера де Мариа, отдельное здание. Нужно было, чтобы посетитель мог сполна получить удовлетворение от такого малого количества работ, поэтому

проектировка здания стала непростой задачей, справиться с которой также предстояло Тадао Андо.

Архитектор разработал проект подземного музея. Постройка фактически целиком находится под землей, и при взгляде снаружи ее совершенно нельзя определить как здание. Даже находящегося внутри музея посетителя не покинет чувство, что он прогуливается на природе. Работая на контрасте рукотворных форм и форм, рожденных природой, архитектор создал здание из бетона. Строгие углы постройки, абстрактное внутреннее пространство, все это должно подготовить человека к встрече с тремя знаменитыми работами. Выход из залов лежит через кафе с великолепным видом на Внутреннее Японское море. Освещение музея, его атмосфера и даже, кажется, само пространство меняются от времени года и погодных условий. Это тоже своего рода произведение искусства.

Для того чтобы показать картину Клода Моне максимально красиво, необходимо только естественное освещение. Для более полного эффекта все пространство выставочного зала было сделано белого цвета. Естественное освещение также должно быть организовано особым образом. Решено было не использовать прямой солнечный свет, только световое отражение, исходящее от всего зала.

Выставочный зал У. де Мариа

 Посетитель не должен понимать, откуда исходит свет. Это ощущение усиливает и техника исполнения картинных рам и пола выставочного зала: была сделана мозаика из белого мрамора, каждый кусочек которой размером всего 2×2 сантиметра. Для того чтобы выложить весь пол, понадобилось 70 000 таких кусочков.

Стены зала покрыты белейшей штукатуркой, которой пользовались в Средние века для внешнего покрытия стен самурайских замков. Несколько десятков профессиональных штукатуров за один день создали это идеально белое пространство, ставшее, строго говоря, еще одним произведением современного искусства.

В 2007 году уже ставший знаменитым культурный комплекс Наосима решено было дополнить музеем корейского художника Ли У Фана. Очень тщательно подбиралось подходящее место для будущего музея. Для принятия окончательного решения были приглашены Тадао Андо и Ли У Фан. Во время спуска комиссии по склону от подземного музея к отелю-музею «Бенессе Хаус» обратили внимание на долину, уходящую в море. Все участники процессии, остановившись, почти одновременно произнесли: «Да, это то самое место».

Ли У Фан с самого начала планировал создать тихое пространство, скрытое от посторонних глаз, в котором человек может войти в состояние медитации. Он рассказывал архитектору, что идеальным вариантом быте бы пещера или скрытое ущелье. Увидев долину, Андо сразу решил для себя, что этот ландшафт идеально подходит для музея, отвечающего всем пожеланиям корейского художника. Здание музея действительно выглядит очень интересно. Если идти к нему со стороны моря, можно насладиться прекрасной прогулкой пс горной долине, которая почти неожиданно заканчивается потайным входом в пещеру. Вход в музей сделан в виде постепенно сужающегося лабиринта, которых: приводит посетителя к скрытому в ландшафте «пещерному» зданию.

Коллекция Музея современного искусства постоянно пополняется. В собрании есть работы Джексона Поллока, Брюса Наумана, Сая Твомбли, Дэвида Хокни. Джаспера Джонса, Хироси Сугимото, Жан-Мишеля Ба-скии и Энди Уорхола.

Стержнем концепции «острова искусства» Наоси-ма, благодаря которому он привлекает ежегодно десятки тысяч туристов из разных стран, стало обращение к человеку. Остров помогает найти себя, переосмыслить многие важные вещи. Если обычно в музеях выставляют специально отобранные картины, формируя вкус посетителей, то на Наосиме, каждый человек сам для себя решает, что есть шедевр. Открывая для себя искусство и архитектуру заново, каждый дает им свою, независимую оценку. Поэтому на Наосиме произведения искусства, составляющие такое органичное единство с окружающей природой, становятся не объектом любования и восхищения, а своеобразным катализатором для переоценки собственного мировоззрения, помогая кому-то найти новый смысл жизни.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Деловой квартал
Добавить комментарий