Музей современного искусства и Музей префектуры Вакаяма (Курокава)

Музей современного искусства и Музей префектуры Вакаяма (Курокава)

Музей современного искусства префектуры Вакаяма стал одним из многочисленных проектов художественных галерей, разработанных Кисё Курокавой. Музеи, созданные архитектором для разных городов и в разные годы, объединяет японская способность исключительно удачно передавать национальные традиции.

Курокава различает несколько способов их передачи в современном архитектурном произведении. Кроме прямой имитации можно, по словам архитектора, использовать традиционные элементы в новом контексте. Этот прием достаточно эффективен, особенно когда мастер пользуется им тонко и ненавязчиво. Но самое сложное — найти скрытые пути передачи традиций в архитектуре, которые будут действовать не столько формальными методами, сколько на более глубоком уровне восприятия художественного произведения, в его смысловых и эстетических составляющих.

Фрагмент музейного комплекса

Фрагмент музейного комплекса

Музей современного искусства префектуры Вакаяма без преувеличения можно считать одной из самых удачных работ мастера. В ней он воплотил основные постулаты своей философии и создал произведение, пронизанное национальным духом, в то же время показав уважительное отношение к историческому контексту.

Музей префектуры Вакаяма существует с 1963 года, тогда он располагался в парке замка Вакаяма. В 1970 году там же, в культурном центре на территории парка, был создан Музей современного искусства. Со временем музейные коллекции выросли настолько, что необходимо было перенести их в более просторное здание. Для создания проекта нового здания музея пригласили Кисё Курокаву, получившего к тому времени уже мировую известность.

Фрагмент Музея современного искусства

Фрагмент Музея современного искусства

Архитектор создал масштабный комплекс, состоящий из двух основных построек — Музея современного искусства площадью 11 800 квадратных метров и Музея префектуры Вакаяма площадью 6 800 квадратных метров. Музей префектуры Вакаяма владеет богатой коллекцией полотен тех художников, для которых Вакаяма является родным городом.

Прежде всего это такие звезды, как Кигаи Кавагути и Банка Нонагасэ. Коллекцию Музея современного искусства составляют более 10 000 экспонатов, включающих традиционные японские картины, скульптуры, коллекцию ксилографии и других художественных отпечатков начиная с периода Мэйдзи (1868–1912) и до сегодняшнего дня. Экспозиция музея периодически меняется, проходят различные выставки, лекции и другие мероприятия. Кроме того, в музее проводятся профессиональные встречи, семинары с участием приглашенных докладчиков и концерты.

При создании проекта архитектор использовал все преимущества предоставленного под строительство участка. Уникальный комплекс разместился напротив древнего замка Вакаяма конца XVI века. Замок долгое время играл роль главного оборонительного пункта, позволяющего защищать Японию от нападений неприятелей со стороны моря. Согласно японской традиции, замок Вакаяма расположен на возвышенности — горе Торафусу, служившей серьезным препятствием на пути врага. Для строительства музея также была выбрана возвышенность. Таким образом архитектор показал, как органично могут сосуществовать два произведения архитектуры, которые разделяют 400 лет — одновременно на контрасте и взаимодополнении.

Архитектура замков в Японии развивалась на протяжении XV, XVI и XVII веков. Именно в этот период возникли основные конструктивные приемы и художественные элементы, ставшие основными характеристиками такого типа построек. Многоуровневые крыши и карнизы Музея современного искусства и Музея префектуры Вакаяма задумывались Курокавой как абстрактное отражение знаменитых крыш замка, которые возвышаются над зеленью парка.

Главная лестница музейного комплекса с фонарями

Главная лестница музейного комплекса с фонарями

Установлению художественного диалога комплекса с древним памятником архитектуры способствовала и цветовая гамма. Колорит замков Японии всегда строился на контрасте. Образ замка Вакаяма воспринимается как сочетание белого и черного цветов. Подобный, но немного более приглушенный контраст Курокава выбрал для здания музея: светло-серый и темно-серый. Скорее всего, осознанное желание приглушить яркие цвета продиктовано стремлением автора создать его знаменитое серое пространство.

Кисё Курокава умышленно апеллирует к серому цвету в архитектуре, акцентируя на нем внимание. Своим творчеством мастер демонстрирует почти безграничные возможности серого цвета, в большинстве своем отказываясь от ярких красок в пользу более сдержанных серых оттенков. Выбранный цвет подчеркивает естественную фактуру используемых материалов — бетона, металлических конструкций.

Музей современного искусства

Музей современного искусства

Для того чтобы выделить и подчеркнуть индивидуальность каждого здания музейного комплекса, но в то же время связать друг с другом, фасады Музея современного искусства облицованы темно-серой керамической плиткой, а Музея префектуры Вакаяма — светло-серой.

Отличительной особенностью обоих зданий являются их простые геометрические формы. В плане они представляют собой прямоугольные объемы, размещенные строго параллельно друг другу. Разрывает строгую геометрию форм полумесяц, срезающий острый угол входа в Музей префектуры Вакаяма. Получившийся полукруглый фасад смягчает дробное членение остальных объемов на более мелкие элементы. Расположение построек как соотношение форм тщательно разработано, чтобы отразить традиционное японское предпочтение в композиции асимметрии.

В эту игру включены все элементы комплекса. Пруд, перед музейными зданиями, имеет разные очертания с каждой из сторон. Если напротив построек граница пруда представляет собой прямую линию, то со стороны парка он выделяется естественными изогнутыми очертаниями. То же можно сказать и о дорожках, и о специально созданных площадках, с которых открываются прекрасные панорамные виды — в разных частях парка они отличаются или строгой геометрией форм, или, наоборот, изысканными изгибами.

Внимание к деталям, отличающее и этот проект Кисё Курокавы, является визитной карточкой мастера. Кривым линиям стульев и дверных ручек в залах музеев вторят изгибы скамеек и перил, имеющих значительно бóльшую амплитуду, чем это может оказаться полезным в использовании. Характерные линии перил можно встретить повсюду — в холлах и залах музеев, а также снаружи — в зонах лестниц. Десятки лестниц разной вышины и ширины сглаживают существенные перепады высоты на участке музейного комплекса. Сложность рельефа обыграна мастером блистательно. Именно рисунок рельефа с его перепадами высоты лег в основу дизайнерского оформления интерьера и был повторен в контурах членения парковой зоны, устроенной вокруг музейного комплекса и ее малых архитектурных форм.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Многоуровневые крыши задумывались как абстрактное отражение крыш находящегося
    напротив замка Вакаяма.
  • Сильно выступающий козырек создает тень над всей лестницей.
  • На территории музея есть площадки с абстрактными скульптурными композициями.
  • Простой квадратный план здания «разрывают» многочисленные детали, что создает сложную композиционную игру всех частей постройки.
  • Фасады облицованы темно-серой керамической плиткой.
  • Угловые фонари в темноте становятся главным элементом дизайна, выигрышно подчеркивая архитектуру музея.
  • На каждом углу здания сделан архитектурный акцент, выраженный масштабным фонарем.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

2 × 4 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>