Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Музей королевы Софии в Мадриде

Музей королевы Софии в Мадриде

Музей королевы Софии в Мадриде — это масштабный художественный музей современного искусства с постоянной коллекцией, залами для временных выставок, библиотекой в 40 000 томов и исследовательским отделом, который наряду с Прадо и Музеем Тиссена-Борнемисы входит «Золотой треугольник искусств» Мадрида. Остроумные горожане называют его «Софиду» по аналогии с парижским Центром современного искусства Жоржа Помпиду, близким по функции испанскому собрату.

Хотя сегодня музейный комплекс королевы Софии выглядит исключительно современно, на самом деле это — реконструированный и модернизированный вариант исторического здания XVIII века архитектора Франсиско Сабатини. Прием контрастного сращивания ультрасовременной эстетики с исторической подосновой, который использован в этом проекте, великий француз очень успешно применил и в другой своей знаменитой работе, выполнявшейся в те же годы, — при реконструкции газометра в Вене. Проект Нувеля по преобразованию и реконструкции одного крыла музея — часть масштабной программы «Бульвар искусств», конечной целью которой является создание единого ансамбля из всех главных музеев испанской столицы.

Главная цель музея, созданного Нувелем, — показывать авангардное искусство испанских мастеров XX век и рассказывать о нем. Это один из трех самых посещаемых музеев в Мадриде. Музей современного искусства королевы Софии начинался как центр современной скульптуры и размещался в здании бывшего госпиталя Сан-Карлос. В 1988 году он был преобразован, а в 1992 году получил статус национального музея современного искусства. Именно в нем находится легендарная «Герника» Пабло Пикассо — возможно, самая известная из всех испанских картин XX века.

Работа над реконструкцией здания под нужды нового музея начиналась в 1999 году, когда Нувель только заканчивал комплекс в Люцерне. Из-за близкого функционального назначения объекта — общественнокультурный центр в исторической застройке — на первый взгляд эти сооружения кажутся похожими. Но это только на первый взгляд.

Отдельные элементы и приемы действительно присутствуют в обеих работах. Несколько разномасштабных объемов, составленных по своим внутренним логическим и художественным законам, Нувель располагает под единой гладкой кровлей с большим выносом, параллельно формируя и общественное пространство перед зданием.

Но на этом сходство практически заканчивается. В спокойной Швейцарии Нувель отдает предпочтение строгим цветам, тогда как в страстной Испании яркость красок так и выплескивается на посетителя. Совершенно иначе решены системы внутренних связей и переходов между частями музейного комплекса. Благодаря эффектной и во всех смыслах яркой архитектуре Жана Нувеля музей год от года приобретает все большую популярность.

 

Мы уже упоминали, что в мадридском здании Нувель вновь использует свой излюбленный прием: широкие выносы кровли визуально как бы парят над стенами основного объема здания, не касаясь стен. Конечно, это очередная иллюзия — конструкции зданий Нувеля в действительности прочны и устойчивы, независимо от того, какое визуальное впечатление хотел создать мастер.

А такой прием парящей крыши с далекими выносами в разных вариантах использовали многие великие архитекторы-модернисты, начиная от великих Миса ван дер Роэ и Райта, советских архитекторов 1960-х (например, Леонида Павлова, отдельные проекты которого просто «родные братья» более поздних нувелевских общественных комплексов) и до многих современных мастеров, спроектировавших национальные павильоны на последней Экспо-2015 в Милане. Просто у Нувеля такие решения получаются особенно смелыми и впечатляющими, только выигрывая при переходе от бумажного эскиза к воплощению в материале.

Выставочное пространство под кровлей

Во внешнем облике обновленного музея Королевы Софии в Мадриде присутствуют сразу несколько материалов, сильно отличающихся по фактуре и цвету. Нувель облицовывает верхнюю часть одной из сторон здания продольными плитами насыщенного красного цвета, и они формируют главный цветовой акцент всего комплекса. Цоколь под красными объемами выложен из квадратной серой плитки. Равномерную гладкость этого покрытия неожиданно прорезает стеклянная ломаная линия — инвариант оконного проема для освещения интерьера здания.

Сложная система выступов и углублений разных частей накладывается на свой ритм металлических ограждений и лестниц. Часть фасада выполнена в виде металлических решетчатых панелей, где красный цвет присутствует, но уже в приглушенном виде. Эта вторая сторона комплекса также имеет разную высоту: протяженная часть вдоль красной линии улицы поднимается на три этажа, а поперечный блок в центре комплекса и заглубленная сторона продольной части — на шесть этажей. В итоге входная группа нового музея обладает небольшой общественной площадью, как бы приглашающей в здание. А строгая выносная кровля объединяет разнокалиберные фрагменты и одновременно создает систему пустот вокруг материальных объемов.

Все это складывается в свой неповторимый ритм и характер нового здания, помогая ему войти в систему исторического ансамбля всего большого музейного комплекса.

Официальное торжественное открытие здания обновленного крыла Музея королевы Софии было проведено в 2005 году. На церемонии присутствовала королевская чета, высокопоставленные лица и почетные гости. Восторженных слов удостоились как архитектурные решения Модернизированного музейного здания, так и его инженерное и технологическое оснащение. Центральный компьютер отслеживает уровень влажности и освещенности, температурные показатели и данные по безопасности музейных помещений. Постоянная экспозиция располагается на третьем этаже, а выше — временные выставки. Комплекс имеет развитую зону отдыха, что особенно привлекательно в жарком испанском климате, и прозрачный лифт, вынесенный на исторический фасад. Общая сумма реконструкции Музея королевы Софии в Мадриде составила более 30 миллионов евро. Но, судя по все возрастающему потоку туристов, деньги были потрачены с толком.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал