Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Музей современного искусства во Франкфурте-на-Майне

Еще одно прославленное творение Холляйна в области музейной архитектуры — Музей современного искусства во Франкфурте-на-Майне, самый молодой из знаменитых франкфуртских музеев. Он был основан в 1981 году, а уже в 1983-м Холляйн выиграл конкурс на возведение здания.

Строительные работы продолжались вплоть до 1991 года. Хотя коллекция музея невелика — всего 4500 произведений, — она представлена первоклассными образцами поп-арта, объектного искусства и пространственных инсталляций от 1940-х годов до наших дней (в собрании работы Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Клеса Ольденбурга, Йозефа Бейса, Райнера Рутенбека и многих других). Созданное же архитектурой Холляйна эффектное и оригинальное постмодернистское обрамление поставило Музей современного искусства во Франкфурте в один ряд с крупнейшими собраниями Европы.

С самого начала мастер столкнулся со сложностями: в Старом городе, рядом с франкфуртским собором, власти выделили длинный узкий участок треугольной формы, фактически врезающийся острым концом в перекресток дорог. Надо было обладать исключительной смелостью и жизнеутверждающим мышлением, чтобы при таких невыгодных исходных данных создать столь триумфальную и масштабную манифестацию современного искусства.

Музей современного искусства во Франкфурте-на-Майне

Массивный объем здания, подобно грандиозному лайнеру, «рассекает» улицы Франкфурта, напоминая одновременно и Ноев ковчег, и фантастический остров среди упорядоченной старой застройки. Треугольный в плане и разделенный по горизонтали на три уровня, он очень скоро получил у местных жителей прозвище «кусок пирога».

Само появление такого ультрасовременного сооружения в Старом городе, для многих мест Германии невозможное, для Франкфурта естественно и даже программно. Вторая мировая война разрушила его на 90 процентов, и уже в 1950-е годы было сформулировано главное кредо его восстановления: включение в городской организм лучших образцов современной архитектуры. Сегодня Франкфурт невозможно представить без его 11 небоскребов, остатки исторической застройки здесь органично переплетены с образцами всех направлений современного строительства.

Но даже при подобной благожелательной установке городской администрации проект Холляйна поначалу воспринимался чересчур новаторским.

Музей современного искусства во Франкфурте-на-Майне

Архитектор так писал об этом: «Проект должен был гармонично вписаться в центр старого Франкфурта, не противореча имеющимся зданиям, собору и историческому ландшафту. Мне понадобилось два года, чтобы добиться разрешения на это строительство и доказать, что и столь авангардный проект может быть органичным историческому кварталу». Несомненно, предложенная Холляйном динамичная композиция как нельзя лучше реализует главную идейную «программу» нового музея: представить современное искусство широкой публике, вывести его на «авансцену» города.

Несмотря на огромные плоскости трех фасадов, уже предполагающие определенную монотонность, Холляйну удается успешно ее избежать. Помимо активного использования контраста темного и светлого каждый фасад он решает особым образом. Три четко обозначенных горизонтальных яруса отражают трехуровневость внутреннего пространства. То тут, то там протяженные горизонтали перебиваются вертикальным ритмом колонн и окон, асимметрично разбросанных по плоскости. Кажется, что пластические элементы — балкончики с эркерами, полукруглые или веерные окна — возникают на больших гладких стенах необъяснимо и неожиданно, вне какой-либо очевидной логики.

В центре одного из фасадов выступает вперед огромный стилизованный портик. Его выделенный темно­-коричневой облицовкой массивный постамент с похожей на печное отверстие полукруглой аркой внутри резко контрастирует с взлетающей на два яруса изящной колоннадой, декорирующей вертикали окон.

Было бы естественно принять столь гипертрофированно пышный портал за главный вход. Но нет — желающий попасть внутрь посетитель натыкается на глухую стену. Подобные иллюзии, «обманки», — характерный прием Холляйна: он отсылает к «обманкам» XVII и XVIII веков и уже на подступах к музею как бы предлагает зрителю поучаствовать в игре, отнестись к происходящему с юмором, правильно настроиться на то, что ждет его внутри.

Настоящий же главный вход в музей расположен чуть дальше — на углу здания, у пересечения улиц Домштрассе и Браубахштрассе, в самом, казалось бы, беспокойном, не подходящем для этого месте. Темный проем входа, оформленный расползающимся вширь портиком с цилиндрическими колонами, напоминает большую воронку, готовую втянуть зазевавшегося прохожего внутрь.

Очень эффектна его верхняя часть: она оформлена в виде горизонтально развернутой лестницы со ступеньками, ведущими к треугольному окнуэркеру. Треугольник становится одним из главных «кодов» музея, по которому выстраивается все здание, от плана до интерьера, включая декор фасадов и внутренних стен. Холляйн так писал о поставленной перед ним в этом проекте задаче: «Музей современного искусства во Франкфурте — очень важная, специфическая и комплексная работа. Нужно было создать пространство именно для этих объектов.

Ведь современные картины не имеют рам, а скульптуры не имеют постаментов. Поэтому и интерьерное пространство, в котором располагаются экспонаты, и само здание — так же должны быть произведениями искусства, продолжая заданную тему… Место, где размещается музей, очень небольшое, и в проекции представляет собой треугольник. Это прообраз корабля и самолета одновременно. Нужно было придумать множество асимметричных объемов с разными элементами — лестницами, балконами, внутренними и внешними окнами, которые соотносились бы с треугольниками, то есть создать множество виртуальных и визуальных треугольников».

Внутреннее пространство музея разворачивается вокруг небольшого атриума, наполненного льющимся сверху естественным и искусственным светом. Из атриума прекрасно просматриваются все три уровня здания, отсюда веером расходятся лестницы, ведущие в экспозиционные залы.

Трехуровневая пространственная композиция выстроена предельно динамично за счет большого количества подъемов и спусков, переходов и помещений разных размеров и форм. Незабываемое впечатление оставляют лестницы, напоминающие горы и ущелья с головокружительными провалами и пейзажами со скалистыми утесами. Бесконечные переходы и коридоры открывают все новые, неожиданные виды и ракурсы.

Выставочных залов около 40, в их сложной конфигурации варьируется все та же заданная в плане здания тема треугольника, перемежающаяся с темой колоннады, арки, ниши, эркера. Решение каждого зала предельно индивидуально, что делает невозможным какое-либо их соотнесение с привычными экспозиционными залами традиционных музеев. Отдельные стены и потолки подсвечиваются всевозможными цветами. Холляйн не дает скучать посетителю: так же, как на фасадах, он «оживляет» пространство внутренних стен неожиданными деталями, добавляя к игре форм игру света и тени, цветовой геометрии.

В соответствии с концепцией Холляйна в музее не может быть нейтрального пространства, с неким условным, обобщенным фоном для экспонатов, «но только конкретные, обладающие своим собственным характером помещения разных размеров, форм, масштабов и пропорций, которые входят в полемическое взаимоотношение с произведением искусства, к их взаимному обогащению».

Именно это взаимодействие архитектурного пространства с художественным произведением Холляйн считал своей главной целью, подбирая к каждому объекту отдельный «ключик», продумывая в каждом зале особые вариативные «ходы» и «связки» с арт-объектами. И многие экспонаты музея действительно смотрятся так, как будто они были созданы для показа именно в этих экспрессивных, часто изломанных и остроугольных интерьерах. Франкфуртский музей и сегодня остается одним из немногих в мире, где зал и художественное произведение образуют столь мощное единение. Разнообразные взаимосвязи между пространством, которое выстраивает архитектор, экспонатом, который создает художник, и зрителем — участником предложенной игры — прежде всего и делают музей столь захватывающе интересным.

Ханс Холляйн не раз заявлял: «Для меня архитектура — это, прежде всего, манифест». Во франкфуртском музее ему удалось блестяще претворить свою установку в жизнь, создав фантастический, яркий и удивительно смелый манифест нового осмысления архитектуры и музейного экспоната, традиции и авангарда, истории и современности.

Поделиться с друзьями
Алексеев Дмитрий

Автор статьи: главный редактор проекта, эксперт в области недвижимости и строительства, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Оцените автора
Деловой квартал