Музей дизайна «Витра», Германия

Музей дизайна «Витра», Германия

Город Вайль-на-Рейне (земля Баден-Вюртемберг) стоит на юго-западной границе Германии с Францией и Швейцарией. В 1957 году предприимчивый бизнесмен, владелец фирмы по продаже оборудования для магазинов Вилли Фельбаум открыл здесь новую компанию «Витра», специализирующуюся на промышленном производстве дизайнерской мебели. Почин оказался чрезвычайно успешным, а впоследствии руководство фирмой перешло к сыну Вилли — Рольфу Фельбауму. Предприятие постепенно завоевывало рынки, превращаясь в транснациональное. Сейчас оно сохраняет статус ведущего среди подобных, а все созданные в его стенах предметы, несмотря на подчас радикальные дизайнерские решения, не теряют своей привлекательности для покупателей вот уже многие десятилетия. Клиенты ценят комфорт мебели «Витра» и позитивную энергию, присущую ее формам и цвету, а также соответствие экологическим стандартам.

Различные корпуса для компании проектировали известнейшие архитекторы современности: конференц-зал — Тадао Андо, производственное помещение — Алваро Сизе, заправочную станцию — Жан Пруве, пожарную станцию — Заха Хадид, верный последователь Гери.

Музей дизайна «Витра», Германия

В разное время владельцы «Витры» приглашали к сотрудничеству поистине звезд мирового дизайна — Филиппа Старка, Мартена ван Северена, Чарльза и Рэй Имз (к слову сказать, по адресу: улица Чарльза Имза, 2, и расположился этот частный музей), Алвара Аалто, Джорджа Нельсона, Марио Беллини, Джаспера Моррисона и других.

По сути, их идеи и образцы творчества красноречиво иллюстрируют историю развития мирового дизайнерского искусства. Спустя 30 лет со дня основания компании у ее президента Рольфа Фельбаума родилась мысль: выставить коллекцию продукции «Витры», а также произведения, оказавшие решительное влияние на ее художественную политику, в отдельном помещении — значит, необходимо было создать собственный музей истории дизайна. Спустя год, в 1988 году, проект здания музея заказали американцу Фрэнку Гери, для которого эта постройка стала первой работой в Европе.

Музей открылся 3 ноября 1989 года. Сегодня он располагает примерно 2500 единиц, включая коллекцию XIX века и образцы дизайна модерна, группы «Стиль», мастерских Баухауза, Японии, США, Дании и других национальных школ, а также эскизами, рисунками, фотографиями и проектной документацией и, конечно коллекцией осветительных приборов.Музей дизайна «Витра»

Облик музея тотчас же привлекает внимание. Здание расположено буквально посреди «чистого поля», на лугу, и приковывает взгляд крутым спиральным ограждением винтовой лестницы, ведущей по всей вертикали белоснежной стены. Ломаные поверхности стен и крыши, покрытой сплавом титана и цинка, напоминают японское оригами, однако масштаб постройки в пространстве насыщает формы мощной динамикой. Именно здесь впервые ярко проявилась способность Гери играть плоскостями и формами, которая снискала ему славу «короля контрапункта».

Для Рольфа Фельбаума такая архитектура — противоположная привычной ему — олицетворяла свободу существования («Я же родом из Швейцарии — очень спокойной страны со статичной архитектурой»). Он говорит: «“Витра” — первое сооружение, воплотившее новый глоток свободы, новое направление. К примеру лестница змейкой. …Как мне кажется, сооружение притягивает своей необычностью, затейливостью, где в конце вырвавшиеся силы обрели новый порядок».

Эта лестница стала поводом для изменения метода работы Гери. Во время съемок документального фильма о самом себе он поделился с голливудским режиссером Сиднеем Поллаком: «Я стал играть со спиральной лестницей. Мне нравилось, как ее изгиб читался на фоне прямых линий. Я начертил ее, прибегнув к начертательной геометрии. Однако, когда лестницу сделали, в ней вылез какой-то изъян. Номер не прошел. Случившееся нельзя было предугадать по чертежу. Я расстроился и спросил у ребят в офисе, есть ли способ получше вычертить эту треклятую лестницу. Я бы мог так играть бесконечно, знать только, что получится. Так мы пришли к компьютеру».

Таким образом, именно после этого Гери стал постоянно проектировать постройки сразу же в объемном измерении, корректируя все нюансы на компьютере, что невозможно при макетном моделировании.

Сложность для проектировщика экспозиционных пространств заключалась в сочленении различных дизайнерских ареалов-миров (в экспозиции демонстрируются и уголки интерьеров, отмеченные стилистическими особенностями различных дизайнерских манер). Гери это удалось. Простые геометрические формы в интерьере, наклонные плафоны, удлиненные пространства выглядят цельным организмом благодаря белизне штукатуренных поверхностей (удивительный вариант концепции «белого куба»), перекличке стремительно удаляющихся горизонталей полок, на которых, как а: ты на нотном стане, располагаются предметы (стулья, например), и винтовым лестницам — их скругляющиеся парапеты смотрятся увеличенной стружкой, вышедшей из-под рубанка искусного столяра.

Интерьер

Выставочное пространство главного здания музея общей площадью 700 квадратных метров разделено на четыре зала. Освещается оно через верхний свет фрагментов ломаной кровли.

В том же 1989 году для компании «Витра» мастер выстроил- служебное здание для деловых встреч. Оно располагается за музеем и, «рифмуясь» с его архитектурой, отдает (как и в основном здании) дань почтения современности к формам капеллы в Роншане — шедевру Ле Корбюзье.

В 2003 году к основному музейному корпусу Гери пристроил еще один выставочный, в разработанных им экспозиционных пространствах стали проводить еще и выставки, не связанные непосредственно с «местным производством» и коллекцией владельца, но поддерживающие интерес к развитию новой архитектурной и дизайнерской мысли. Так, здесь прошли персональные выставки, посвященные гуру теософии, архитектору и мистику Рудольфу Штайнеру, зодчим и дизайнерам Ле Корбюзье, Луису Кану, Рону Араду, Исею Мияке, а также экспонировались дизайнерские работы и макеты зданий самого Гери.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

11 − десять =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>