Мост Форт (Ферт-оф-Форт, Шотландия)

Мост Форт (Ферт-оф-Форт, Шотландия)

Первая крупная конструкция, построенная целиком из стали.

Основные факты:

  • ДАТА 1884-1889 годы
  • СТИЛЬ Подвесной мост
  • МАТЕРИАЛ Сталь
  • КОНСТРУКТОРЫ Джон Фоулер и Бенджамин Бейкер

Восточное океанское побережье Шотландии прорезают два узких залива: Устья рек Форт и Тэй. Между городами Эдинбург и Данди всего 74 километра, но до тех пор, пока не построили мосты через реки, это путешествие занимало три часа, если переправляться на пароме, и еще больше, если поезд шел в обход.

В середине 1860-х годов инженеру Эдинбургской и Северной железных дорог Томасу Бучу было поручено сделать проект мостов через оба залива.

Первым, в 1877 году, был построен чугунный мост через Тэй: 3,2 км в длину с 27-метровым пролетом для прохода кораблей. Мост получил всемирную известность как инженерный триумф, но’в декабре 1879 году он рухнул, когда вечерний поезд во время сильной бури шел из Эдинбурга в Данди.

Следственная комиссия выяснила, что причиной обрушения моста была ошибка в расчете ветровой нагрузки.

Вид на мост через Форт на закате

Вид на мост через Форт на закате

Буч консультировался со множеством специалистов, и он заложил максимальное допустимое значение – сами по себе мостовые опоры должны были выдержать боковую нагрузку, но идущий по рельсам поезд увеличил площадь давления ветра, и мост рухнул вместе с ним. Вскоре после признания комиссией его вины Буч умер.

Урок не прошел даром

Трагедия моста через Тэй, конечно же, сильно повлияла на дальнейшую судьбу моста через Форт. Новые инженеры, Джон Фаулер и Бенджамин Бейкер, не стали полагаться на случай и сразу отвергли первоначальный проект Буча. Они установили измерительные приборы и в течение следующих шести лет ежедневно снимали показания, изучая возможную ветровую нагрузку.

Стальная конструкция

Мост Форт был первым крупным инженерным сооружением, построенным из стали, а не из традиционного литого или кованого чугуна, как мост через Тэй. Бейкер спроектировал мост, состоящий из трех массивных опор с подвесными фермами-консолями и двух коротких пролетов между ними.

На этой фотографии моста через Форт, снятой в 1903 году, чувствуются симметрия и прочность.

На этой фотографии моста через Форт, снятой в 1903 году, чувствуются симметрия и прочность.

Это была подвижная конструкция, рассчитанная на непредвиденные деформации. На нее потребовалось больше строительного материала, чем на более жесткую, но после крушения моста через Тэй важнее всего была безопасность.

Вся длина моста, включая боковые виадуки, – 2,5 километра. Главные пролеты – по 521 м. По мосту проходят два ряда рельсов. Опоры сидят низко над водой, чтобы снизить ветровое давление.

Архитектор Бенджамин Бейкер продемонстрировал принцип опорно-подвесной конструкции

Архитектор Бенджамин Бейкер продемонстрировал принцип опорно-подвесной конструкции

Строительство началось в 1884 году, а закончилось в 1889-м. В нем не было больших перерывов. В 1890 году после открытия моста английский художник, поэт и социальный деятель Уильям Моррис сказал о нем «величайший образчик из всех убожеств». Тем не менее сегодня большинство людей считает мост Форт чудом инженерии и архитектуры.

КРУШЕНИЕ МОСТА ТЭЙ

По мосту через Тэй, построенному Томасом Бучем, проходил один ряд рельсов. Регулировщик у одного конца моста передавал сигнальную палочку машинисту, а тот отдавал ее второму регулировщику, на другом конце, и так далее. Таким образом, машинист каждого следующего поезда узнавал, свободен ли мост.

В ночь 28 декабря 1879 года стояла такая ужасная погода, что регулировщику пришлось ползти, чтобы передать палочку машинисту почтового состава. Когда поезд уже исчез в ночи, прокатился особенно сильный порыв ветра, пролив озарило вспышкой, и прервалась связь между телеграфными кабинами на концах моста. Поезд рухнул в воду, в катастрофе погибли все его 75 пассажиров.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

17 − 10 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>