Мост Фабриция (Рим, Италия)

Мост Фабриция (Рим, Италия)

В Древнем Риме умели делать водостойкий бетон, но это искусство было утрачено на долгие века после падения Римской империи.

Основные факты:

  • ДАТА: 62 год до н. э.
  • СТИЛЬ: Арочный мост
  • МАТЕРИАЛ: Камень
  • ПОСТРОЕН: при Луции Фабриции

Для древних римлян качество дорог через их владения значило очень многое – жизнь огромной империи зависела от хорошего сообщения, а значит, нужно было строить мосты через реки и ущелья. В результате именно древнеримские архитекторы-строители разработали первую настоящую технику строительства мостов.

Римляне научились возводить фундаменты для опор прямо в воде, заливая особо прочный водостойкий бетон пуццолану во временную опалубку.

Quattro Capi, скульптура с четырьмя головами на восточном конце моста Фабриция.

Quattro Capi, скульптура с четырьмя головами на восточном конце моста Фабриция.

Самое важное, что они открыли – преимущества полуциркульной арки – конструкции, ставшей впоследствии чем-то вроде их личной подписи. Такая арка может перекрывать гораздо более широкие пролеты, чем прежняя опорно-балочная система.

Несмотря на то что арки складывали просто из каменных блоков, без применения известкового раствора, это была самая прочная и устойчивая конструкция из всех возможных в то время. Некоторые из построенных римлянами мостов используются до сих пор.

Сделано на века

Мост Фабриция, самый древний из сохранившихся в Риме мостов, – прекрасный пример мастерства древнеримских зодчих. Он практически не изменился с тех пор, как был построен в 62 году до н. э., чтобы соединить остров Тиберина, единственный остров на реке Тибр, с восточной частью разросшегося Рима.

С западным берегом остров соединял мост Цестия, который много раз перестраивали (последний раз – в 1892 году, когда расширяли западный рукав Тибра).

Самый древний из сохранившихся римских мостов, мост Фабриция, соединяет берега реки Тибр, он постоянно используется вот уже более 2000 лет.

Самый древний из сохранившихся римских мостов, мост Фабриция, соединяет берега реки Тибр, он постоянно используется вот уже более 2000 лет.

Мост Фабриция построен в основном из вулканического туфа и облицован более прочным камнем. Он состоит из двух арок (по 24,2 и 24,5 метра) и широкой центральной опоры с проемом, куда во время наводнений стекала вода. На обеих сторонах одной из арок видны надписи на латыни: L. FABRICIVS.C.F. CVR. VIAR. FACIVNDVM. COERAVIT. и дата постройки.

Это означает: «Луций Фабриций, сын Гая, куратор дорог построил и одобрил этот мост». Также на камнях выцарапаны имена М. Лоллия и К. Лепида – двух консулов, ответственных за восстановительные работы после наводнения в 21 году до н. э. Единственное позднейшее дополнение – ограда, построенная в 1679 году при Папе Иннокентии XI.

Если не обращать внимания на эти небольшие изменения, мост остался точно таким же, каким был более 2 тысяч лет назад – по нему по-прежнему можно пересечь Тибр, хотя сейчас им пользуются только пешеходы.

Этот впечатляющий мост с такими широкими пролетами – несомненное свидетельство инженерного мастерства древних римлян.

Как они это делали?

Закрепленный между двумя подвесками гибкий трос провисает до тех пор, пока не примет форму, в которой растяжение будет максимальным. Переверните эту систему, и вы получите арку – сжатую структуру, лишенную или почти лишенную внутреннего распора.

Римляне использовали этот принцип при строительстве моста Фабриция и прочих мостов. Арки из одинаково стесанных камней строились поверх временных деревянных опор (так называемой опалубки), которые поддерживали их стороны.

Когда обе стороны арки были закончены, в середину вбивали замковый камень трапециевидной формы. Внутренние силы сжатия и точно подогнанные камни окружающей кладки обеспечивали прочность конструкции даже без связующего известкового раствора.

Мосты были так важны для Римской империи, что установка замкового камня -завершающей части арочного моста – сопровождалась особой церемонией. На ней проводил богослужение глава Верховной коллегии жрецов, которого называли Pontifex Maximus – «глава мостостроителей».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

5 × 4 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>