Модулор Ле корбюзье

Модулор Ле Корбюзье

Принцип модулор Ле Корбюзье  – универсальный вспомогательный измерительный масштаб, основанный на средних размерах человеческого тела и «золотого ряда» (в котором каждое последующее число равняется сумме двух предыдущих). «Модулор — это гамма, — писал он. — Музыканты располагают гаммой и создают музыку по своим способностям — банальную или прекрасную». В соответствии с модулором были рассчитаны пропорции большого многоэтажного жилого дома в Марселе с двухуровневыми квартирами (1947-1952). Стену этого здания архитектор впервые украсил рельефом «Модулор». (К слову сказать, с 1945 года Ле Корбюзье пристрастился к еще одному виду творчества — скульптуре.) И после оставлял изображение своего идеального человека, словно приветствовавшего поднятой рукой каждого приближающегося к нему, на стенах и других «жилых единиц» в Нант-Резе (1955), Западном Берлине (1957), Бри-ан-Форе (1961), Фирмини (1968). Однако главное — он постоянно применял на практике пропорции, выработанные на основе модулора.

Модулор Ле Корбюзье1

Марсельская «единица» была своеобразным экспериментом в области коммунального строительства для послевоенной Франции, а для самого Корбю – воплощением его утопических идей о «машине для жилья», попыткой применения на практике «модулора» – разработанной им в 1940-х годах системы гармонических величин, используемой как инструмент пропорционального построения архитектурных форм. В «единице» до 1600 человек живут в единственном блоке, эдакой «вертикальной деревне», с внутренней улицей, магазинами, местами отдыха, детским театром-студией и бассейном на крыше.

Марсельский жилой комплексВ середине XX века жилой дом в Марселе стал для Корбюзье реальной возможностью воплотить свои теоретические выкладки, связанные с поисками гармонического пропорционирования. Речь идет о доме для человека, соразмерном человеку. То есть, по формулировке архитектора, об опыте «соразмерной масштабу человека всеобщей гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике», о модулоре (название было придумано в 1945 году). В основу системы была заложена высота человека среднего роста с поднятой рукой. Изначально модернист Корбюзье предложил ориентироваться на 2,20 метра. В окончательный вариант была взята высота 2,26 метра (1940-е годы, увы, не предполагали будущих акселератов). Математическая модель включала построение двух квадратов со сторонами 1,13 метра, составлявших прямоугольник, внутрь которого вписывался прямой угол. Этот последний делит прямоугольник ровно посередине.

Модулор Ле КорбюзьеНасколько модулор был принципиально важен для зодчего, косвенно подтверждает эмблема, увековеченная в контррельефе на бетонной стене дома — схематическая фигура человека с поднятой рукой. Человеческое начало — вот основа его новой геометрии.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

семь − 1 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>