Медеу и Шымбулак – реконструкция главных курортов Казахстана

Медеу и Шымбулак - реконструкция главных курортов Казахстана

Общие данные
название проекта: реконструкция курортов Медеу и Шымбулак
программа: Шымбулак: расширение горнолыжных трасс, установление снежных пушек, информационных систем и систем защиты на трассах, строительство двух кресельных и двух бугельных канатных дорог и верхней станции канатной дороги, пятизвездочная гостиница, магазины, кафе, пункты проката спортивных принадлежностей;
Медеу: подземная автостоянка, кафе, парк; обновление инженерных систем, строительство систем защиты от лавин, гондольной канатной дороги от Медеу до Шымбулака
девелопер: Capital Partners
архитектура: HOK (Медеу), RAMSA (Шымбулак)
инженерия: Ove Arup & Partners
советник по вопросам стратегии и развития: Locum Consulting
консультант по вопросам окружающей среды: CaspiEcology
консультант по вопросам транспорта: Colin Buchanan
планирование горных склонов: Ecosign
поставщик гондольной системы: Doppelmayr
сроки реализации проекта: 2007–2015 гг.
общая площадь территории, га: Медеу – 60, Шымбулак – 10,4
общая протяженность горнолыжных трасс, км: 12
протяженность гондольной дороги, км: 4,5
гостиничных номеров: 150
машиномест: 3 500
площадь парка, га: 6
новых рабочих мест: 1 700

Вид Медеу с высоты птичьего полета. Фотомонтаж

Спортивные комплексы Медео (или, по-казахски, Медеу) и Чимбулак (Шымбулак) расположены на северных склонах Заилийкого Алатау, к югу от Алматы, бывшей столицы Казахстана.Медеу, пригород Алматы, находится в долине реки Малой Алматинки, Шымбулак – дальше в горах, в ущелье.

Спортивные сооружения здесь существовали с 1950-х гг.: в 1951 году построили открытый каток в Медеу, в 1954 году – канатно-буксировочную дорогу в Шымбулаке. Оба комплекса были важнейшими тренировочными центрами советских конькобежцев и горнолыжников.

Ситуационный план Шымбулака

В 1960-е открытый каток в Медеу был разрушен из-за строительства селезащитной плотины, а 28 декабря 1972 года в строй ввели новый каток, с передовой для того времени системой охлаждения льда. За два года он стал лучшим в мире по статистике мировых рекордов и сохранял за собой первое место почти двадцать лет. Спортивные сооружения на обоих высокогорных курортах – прекрасные образцы советской модернистской архитектуры.

Их проектировали архитекторы из института «Алмаатагипрогор» во главе с Владимиром Кацевым, который до сих пор живет в Алматы и считается патриархом казахской архитектурной школы. Но ход времени неумолим, технические и профессиональные требования к спортивным сооружениям постоянно ужесточаются, и сегодня оба комплекса – горнолыжные трассы на Шымбулаке и каток на Медеу – уже во многом не соответствуют мировым стандартам. Некоторые виды соревнований, входящих в обязательную программу Олимпийских игр (слалом, скоростной спуск), невозможно провести на трассах Шымбулака.

Верхний отрезок канатной дороги. Рисунок

Вдобавок они недостаточно широки для того количества лыжников, которые катаются на них ежедневно. Подъемники не справляются с нагрузкой: люди проводят в очереди на них до 20 минут, что, с точки зрения международных правил, недопустимо. Что касается Медеу, то с недавнего времени крупные мировые соревнования в целях обеспечения безопасности не проводятся на открытых катках. На Медеу они в последний раз проходили в 1996 году. Теперь это городской каток, который спортсмены время от времени используют для тренировок.

Между тем, потенциал горных курортов очень велик. Состав местного снега и льда обеспечивает превосходное скольжение. Кроме того, Медеу до сих пор остается самым высоким катком в мире (1691,2 м над уровнем моря). Это очень важный показатель для конькобежной трассы: при таких скоростях, которые развивают спортсмены, заметное влияние на результат оказывает сопротивление воздуха (собственно, это и было главной причиной того, что каток Медеу так долго занимал первое место в мире по количеству установленных рекордов). В общем, необходимость модернизации катка давно назрела, и власти Казахстана взялись провести ее за свой счет, понимая, что конькобежная трасса державе нужна.

С запуском гондольной дороги от комплекса "Медеу" до горнолыжного курорта "Шымбулак" будет значительно снижена экологическая нагрузка

Поначалу, впрочем, планы по реконструкции были сравнительно скромными: над катком собирались просто возвести новую крышу. Проект планировали заказать знаменитому российскому конструктору Нодару Канчели, но, после того как обрушились перекрытия «Трансвааль-парка», переговоры с «Курортпроектом» были прерваны. Сейчас существует сразу несколько проектов модернизации спортивног сооружения, принесшего Медеу спортивную славу. Самый дорогостоящий и радикальный из них предусматривает строительство на соседнем участке нового крытого катка, что позволит сохранить постройку 1970-х гг. в неприкосновенности.

Пока окончательное решение о том, какой именно проект будет реализован, не принято. Проект комплексного развития Медеу (за исключением катка) и Шымбулака и превращения их в один из лучших горнолыжных комплексов мира разрабатывает Capital Partners – крупнейшая девелоперская компания Казахстана. Этот проект включает в себя мероприятия по улучшению транспортной инфраструктуры курорта, расширение горнолыжных трасс на Шымбулаке и оснащение их оборудованием, которое по современным стандартам необходимо для проведения крупных чемпионатов. Масштаб работ (их ориентировочная стоимость более $ 1 млрд) и амбициозная цель – вновь превратить Шымбулак и Медеу в спортивные курорты мирового класса, какими они были полвека назад, позволили проекту войти в список 30 «прорывных» проектов Казахстана – проектов, с помощью которых президент страны Нурсултан Назарбаев рассчитывает кардинально оздоровить национальную экономику. Это обеспечит проекту государственную поддержку и защитит его от бюрократической волокиты.

Формальным поводом для скорейшей реализации проекта были зимние Азиатские игры 2011 года, которые прошли в Казахстане. Их провели частично в Астане, частично в Алматы. В Солдатском ущелье, недалеко от Медеу, построили биатлонную трассу, трамплины и Олимпийскую деревню. К этому моменту реконструкция Медеу и Шымбулака шла уже год.

Макет комплекса на Медеу

Проект был разделен на три этапа. Градостроительный совет Алматы одобрил концепцию, но окончательно утверждены программа и бюджет только первого этапа, он включает в себя строительство подземной автостоянки на 3 500 машиномест на Медеу и гондольной канатной дороги от Медеу до Шымбулака протяженностью 4,5 км, с пропускной способностью 2 000 человек в час. После того как канатную дорогу и стоянку введут в эксплуатацию, планируется запретить въезд автомобилей на территорию обоих курортов.

Посетитель должен будет оставить машину при въезде, а по курортам передвигаться или пешком, или по канатным дорогам. Также на Медеу, вдоль Малой Алматинки, планируют разбить парк площадью 6 гектаров. На Шымбулаке уже установлены снеговые пушки, которые позволят продлить сезон катания на лыжах на два месяца, с середины ноября до конца апреля. Скоро начнется реконструкция канатных дорог на самом Шымбулаке. Уже началось строительство ловушек для лавин. Горнолыжные трассы Шымбулака удлинят на 5 км в сторону долины Сухой Лог.

Коттеджный поселок на Медеу

Будут построены пятизвездочная гостиница на Шымбулаке и, возможно, Альпийская деревня и небольшой коттеджный поселок с апартаментами на Медеу. Также на Шымбулаке построят пункт проката спортивных принадлежностей, школу горнолыжников и сноубордистов (по стандартам международной школы ISIA). Трассы получат оборудование, предусмотренное стандартами Международной федерации лыжных видов спорта FIS.

Наконец, к 2016 году планируется проложить на Шымбулаке новые горнолыжные трассы. Их общая длина составит 65 км. Архитектурная часть проекта только разрабатывается. Тем не менее уже сейчас можно заметить, что авторы будущих построек – компания HOK из Великобритании и американское бюро Robert A.M. Stern Architects (RAMSA) – совершенно по-разному подошли к общей задаче: как можно незаметнее дополнить величественный горный пейзаж. Эскизный проект Олимпийской деревни, выполненный британцами, – характерный образец технологичной интернациональной архитектуры.

Силуэты домов и пластика уступчатых фасадов «синхронизируют» их с ритмом горных склонов и скал, а цвет, бурый и зеленый, растворяет их в густой хвойной чаще. Комплекс сооружений на Шымбулаке, который строят американцы, спроектирован в лучших традициях изобразительной архитектуры. Он будет выглядеть как альпийская деревня с шале. После того как реконструкция завершится, спортивные комплексы будут соответствовать всем международным нормам.

Кроме того, компания Capital Partners стремится к тому, чтобы самым высоким стандартам соответствовал и сам процесс реализации проекта. Девелопер привлек к работе авторитетных международных консультантов. Информация о проекте доступна прессе. В соответствии с казахскими законами (которые, кстати в данном случае совпадают с российскими), компания дважды проводила общественные слушания: сначала общие, на которых был анонсирован проект, а затем экологические. Экологии горных курортов компания уделила особое внимание.

CaspiEcology, крупнейшая организация в стране, занимающаяся вопросами окружающей среды, по заказу Capital Partners провела исследование оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и изложила свои выводы и рекомендации в четырех томах. Этот документ был представлен на вторых слушаниях, после чего вместе с отчетом о самих слушаниях его разместили в открытом доступе в Интернете. Девелоперы предполагают, что, выполняя рекомендации ОВОС, они существенно изменят к лучшему экологическую ситуацию в районе.

Как уже говорилось, курорт освободят от автомобилей (за исключением машин, обслуживающих спорткомплекс). Кроме того, будет усовершенствована инженерная инфраструктура, так что на территории курорта не придется сжигать топливо. Это улучшит экологическую обстановку и на курортах, и в национальном парке, прилегающем к ним, и даже в Алматы. Город стоит в низине, и в нем задерживается загрязненный воздух, включая и тот, что спускается из горных долин. Впрочем, не обошлось без жертв: обустраивая канатную дорогу, в лесу прорубили просеку. Выполняя рекомендации, полученные во время общественных слушаний, девелопер обязался высадить три дерева взамен каждого срубленного. Реконструкция Медеу и Шымбулака – один из первых проектов на постсоветском пространстве, который превращает старый курорт с изношенной инфраструктурой в комплекс, соответствующий многочисленным и детально разработанным стандартам, которые к настоящему времени созданы международными спортивными организациями.

В итоге Зимних Азиатских игр в Астане и Алматы в 2011 горнолыжный комплекс «Шымбулак» принял соревнования по горнолыжному спорту и фристайлу. Высокогорный спортивный комплекс «Медеу» – соревнования по хоккею с мячом. 7-е зимние Азиатские игры завершились полной победой сборной Казахстана.

Наша Красная Поляна уже прошла этот путь. В результате этой институционализации спортивный комплекс не просто сможет принимать соревнования всех уровней, вплоть до Олимпийских игр. Он станет привлекательным для многих мировых инвесторов и арендаторов, а иностранные страховые компании будут его страховать гораздо охотнее и по меньшей ставке. Туроператоры со всего мира включат его в свои каталоги. Как следствие, значительно возрастет его капитализация. Советские курорты, пусть даже очень хорошие, будут оставаться для мировой туристической индустрии белыми пятнами на карте, пока не пройдут подобную поверку общепринятыми стандартами.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

3 × два =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>