Магазин Микимото, Токио (арх. Тойо Ито)

Магазин Микимото, Токио (арх. Тойо Ито)

Флагманский магазин Микимото в Токио, созданный архитектором Тойо Ито в 2005 году, стал уже вторым торговым зданием, возведенным по заказу крупной корпорации в знаменитом модном районе Гиндза. Перед архитектором стояла задача создать яркую и узнаваемую постройку, визитную карточку торгового дома Микимото.

Корпорация Микимото уже более века занимается созданием эксклюзивных ювелирных украшений из выращенного жемчуга. Основатель фирмы, Кокити Микимото, с самого начала поставил очень высокую планку в отношении качества производимого товара. Только лучшие жемчужины использовались в ювелирных изделиях фирмы. Известен случай, когда весь жемчуг, характеристики которого посчитали несоответствующими, Кокити Микимото безжалостно бросил в огонь, разведенный перед собственным магазином в Кобэ.

Вход в магазин

Вход в магазин

Журналисты превратили этот факт в мировую сенсацию. Но, возможно, именно повышенная требовательность к качеству продукции позволила торговому дому Микимото завоевать самые престижные награды не только Японии, но и мира, представляя на международных выставках шедевры ювелирного искусства. Столь же высокие требования были предъявлены и к созданию архитектурного образа главного здания торгового дома.

Как и первый токийский магазин Микимото, построенный в 1893 году, второй решено было разместить на том же месте, в крупном торговом районе Гиндза, который стал местом концентрации известнейших мировых брендов. Дословно Гиндза переводится как «серебряное место». Эта улица была главным торговым районом города с XVII века. Ее репутация с течением времени начала привлекать сюда крупнейшие фирмы европейских стран, и на Гиндзе появилась своего рода витрина люксовых брендов. Крупнейшие компании мира приглашали самых известных архитекторов для постройки своих магазинов. Так на Гиндзе выросли здания Ренцо Пьяно для Hermes, Дж. Мицуи «De Beers», для создания Токийского международного форума был приглашен Рафаэль Виньоли.

Завершение башни Микимото

Завершение башни Микимото

Такие районы Токио, как Гиндза, отличаются большой плотностью городской застройки, что ведет к ограничениям площади и основания здания, а также накладывает отпечаток на форму постройки. Тойо Ито достался небольшой угловой участок прямоугольной формы, плотно застроенный с двух сторон. Работая в строгих рамках заданных ограничений, Тойо Ито решил привлечь внимание не к структуре здания, а к дизайну его фасадов, создав неповторимую «архитектуру поверхности».

Магазин Микимото представляет собой десятиэтажную башню высотой 48 метров с нежно­розовым, как жемчужина, фасадом. Он действительно стал архитектурной жемчужиной района Гиндза. Фасады постройки перфорированы серией нерегулярных окон, на первый взгляд случайно расположенных, как дырочки швейцарского сыра. Однако кажущаяся простота фасада обманчива. Форма каждого окна является частью сложной геометрии сочетания треугольников и квадратов. Некоторые из окон размещены в углах, где, казалось бы, должны находиться несущие опоры здания. Но если внимательно посмотреть на чистовую отделку фасада, то станет ясно, что конструктивно система значительно более сложная, чем кажется на первый взгляд.

Согласно архитектурному проекту требовалось создать особо прочную конструкцию, которая позволила бы разместить необычные окна свободно, в любом месте на фасаде. Структура здания вообще не предполагала колонн, так что несущими должны были быть сами стены.

Магазин Микимото

Магазин Микимото

В основу конструкции положено соединение металлических пластин и бетона. Фасады сформированы двумя слоями стальных панелей, усиленных бетоном с низкой вязкостью. Для этого стальные пластины, толщиной 12 миллиметров были зафиксированы сетью шипов, которые помогали поддерживать равномерную толщину 20 сантиметров, а затем между ними был залит бетон. Эта конструкция основана не на чистой геометрии или желании следовать модному экспрессионистскому методу, а на использовании технологии структурного анализа, известного как «метод конечных элементов». В общей сложности для создания фасада потребовалось 330 элементов.

Сварка пластин и покраска здания выполнялись вручную. Для достижения идеального результата этот процесс потребовал шести различных стадий выравнивания и полировки фасада. Только так можно было обеспечить настолько гладкую поверхность, чтобы она начала сверкать, как жемчужина.

Очень сложный проект с точки зрения его конструкции, по словам Тойо Ито, рассчитывался путем проб и ошибок. Делались тщательные обследования, создавались макеты, проверялись и испытывались новые методы строительства. Возможно, полученный результат и не был бы достигнут, если бы не бескомпромиссные решения команды архитектора, направленные на получение высочайшего качества, — качества созданного проекта, его художественного оформления и качества строительных работ. Это условие, ставшее одним из главных требований заказчика, потребовало применения высокоточных технологических приемов и особого мастерства для того, чтобы сделать их совершенно незаметными.

Интерьер магазина

Интерьер магазина

Сам архитектор впоследствии прокомментировал эту работу так: «Смысл и значение технологии в архитектуре со временем меняются. В прошлом ее влияние было очень заметно и где­-то даже выходило на первый план. В настоящее время технология для меня является тем, что я сознательно скрываю. Зритель должен смотреть на постройку, но не видеть технологий — не видеть тех сложностей, которые необходимы для достижения простого и гармоничного результата.

С другой стороны, раньше, в эпоху технологических новаций, создавалась архитектура, которую невозможно потрогать, ощутить и, наконец, понять до конца. Теперь мне кажется, что современная архитектура должна быть такой, чтобы ее можно было почувствовать. Она должна быть честной и настоящей. Это меня больше всего интересует в данный момент».

Архитектор добился задуманного. Здание магазина Микимото вызывает у посетителей такое же чувство волнительного ожидания и загадочности, которое охватывает любую женщину при открывании ювелирной коробочки.

В здании кроме магазинов разместились еще офисы, выставочные и многофункциональные залы, косметический и свадебный салоны. На третьем этаже проводятся дегустации сладостей, сделанных высокопрофессиональными поварами для различных торжеств, а также расположены банкетные залы для проведения свадеб и других мероприятий.

Банкетный зал

Банкетный зал

Интерьер здания также выполнен в светлых нежных тонах. Элегантно освещение: люстры набраны из многочисленных маленьких лампочек, напоминающих жемчужины. Мотив скругления и скручивания присутствует во многих деталях. Прежде всего главная лестница привлекает внимание своими мягкими изгибами. Сверху же ее очертания неправильного круга опять-таки рождают ассоциации с природным жемчугом. А неправильной формы окна изнутри смотрятся особенно выразительно.

Постройка эффектно выглядит в любое время суток: вечером зажигается подсветка, и архитектурная жемчужина начинает светиться изнутри, а в лучах утреннего света здание сверкает как самое дорогое украшение из коллекции Микимото.

Архитектурные и конструктивные особенности:

  • Угловые окна с идеальной чистовой отделкой показывают высокое качество строительных работ.
  • Форма углового участка предопределила ясную геометрию здания.
  • Расположение оконных проемов не имеет прямой связи с делением на этажи.
  • Нежно-розовый цвет фасада напоминает цвет природного жемчуга.
  • На контрасте со строгой формой башни созданы геометрически сложные окна разных размеров и форм.
  • Крыша постройки полностью стеклянная.
  • Высота десятиэтажного магазина — 48 м.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

3 × пять =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>