860-880 Лейк-шор-драйв (арх. Мис ван дер Роэ)

Жилой комплекс на Лейк-шор-драйв

Свой первый проект “стеклянного” небоскреба Мис ван дер Роэ создал еще в 1919 году в Германии. Тогда основным предметом его интереса было использование выразительных свойств стекла в архитектуре. В 1951 году он уже строит один из самых значительных комплексов в своей жизни — две стоящие под углом 90 градусов друг к другу 26-этажные многоквартирные башни. Комплекс расположен на большом участке земли престижнейшей магистрали Чикаго, третьего по величине города США, — Лейк-Шор-драйв, проходящей по кромке озера Мичиган. Расположение домов под углом друг к другу явно отсылает нас к проектам небоскребов 1920-х годов.

За счет того, что два огромных фасада-экрана поставлены под углом друг к другу, достигается эффект обогащения пространственной композиции и дематериализации архитектурных форм. Подобно малоэтажным сооружениям того времени, оба здания установлены на колонны, за которыми отступает вестибюль — создается эффект оторванности основного объема от земли. При этом вестибюли обоих зданий соединены небольшой полосой перекрытия, которая позволяет перейти из одного в другое, не намокнув под дождем. В центре каждой из башен находится техническое ядро с лифтами и прочими коммуникациями, вокруг него и располагаются квартиры нескольких типов, во многом позаимствованных из многоквартирного дома для поселка Вайсенхоф. Однако идею изменяющейся планировки самих квартир воплотить не удалось. На пешеходном уровне площадка жилого комплекса выложена травертином, вокруг были специально высажены деревья.

Бесспорно, важнейшим элементом здания является трактовка каркаса («костей») и остекления («кожи»). Пожарные ограничения запрещали оставлять открытыми конструктивные элементы, поэтому они покрыты тонким слоем бетона. Чтобы вернуть металлическую сущность каркаса на фасад, Мис принимает решение облицевать каркас полосовой сталью. Декоративные двутавры, разделяющие окна, создают различное восприятие фасада в зависимости от точки обзора. Четкий ритм, единый для всей высоты основного объема, черный цвет каркаса в сочетании с отражающими эффектами стекла — вот залог легко узнаваемого образа стройности и стилевого единства башен. Еще одной примечательной деталью является то, что здание построено из готовых частей. Секция из четырех оконных блоков собиралась на заводе, а на строительной площадке просто закреплялась между металлическими тягами каркаса.

Структурная решетка фасада комплекса

Широкая сторона каждого здания состоит из пяти таких секций, узкая — из трех.

Воспринимаемый сейчас как данность, образ небоскреба в свое время произвел колоссальное впечатление на критиков и общественность. Несмотря на это, был очевиден ряд существенных недостатков здания. И самый главный из них — сложности проживания в квартирах, которые перегревались от солнечных лучей, отражаемых водной гладью озера. К тому же, чтобы не нарушать стилевого единства фасада, в квартирах было запрещено использовать шторы, окна прикрывали изнутри жалюзи, дизайн которых был единым для всего жилого комплекса.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в карьере Миса ван дер Роэ наступает наиболее успешный период. Сразу после появления двух стеклянных небоскребов на Лейк-Шор-драйв количество заказов у его архитектурного бюро начинает расти в геометрической прогрессии: он строит в Нью-Йорке, Детройте, Латинской Америке. Будь то жилые комплексы или административные здания, для воплощения своей архитектурной философии Мис использует два типа объемно-пространственного решения: приподнятый над землей малоэтажный вытянутый или квадратный параллелепипед и высотный каркасный небоскреб со стеклянным фасадом. Можно сказать, что к середине 1950-х годов закончилась творческая эволюция архитектора — он нашел формы, композиционные приемы, материалы и заказчика, к которому была обращена его архитектура. Все, что строится после, демонстрирует лишь поиск более совершенного выражения структуры и оттачивание формы.

Представительный, уравновешенный стиль Миса стал востребован у крупных компаний, рекламировавших себя строгими структурными призмами небоскребов. Архитектура Мис ван дер Роэ основывалась на современной технике, новых материалах — металлическом прокате и стекле, реализовала идею сборного строительства. Таким образом маэстро смог объединить достижения европейской архитектуры функционализма со спецификой американского строительства. В США начиная с 1930-х годов появились архитектурные компании, занимавшиеся проектированием крупных типовых проектов административных и жилых, преимущественно высотных, зданий. Во многом это было следствием необычайного прогресса в строительной индустрии и современных монтажных технологиях, позволивших освоить конвейерное производство типовых деталей каркасных конструкций.

Вид на вестибюль и крытый переход, соединяющий башни

Поэтому нет ничего удивительного в том, что архитектура Миса ван дер Роэ, основанная на эстетике технологичности, стала стилистической базой для таких строительных гигантов, как «СОМ» и «Мерфи».

Компания «СОМ» — бесспорный рекордсмен по количеству выстроенных в США зданий в интернациональном стиле. Свое первое известное здание компания возвела в 1952 году — это «Левер-хауз». Оно стало первым нью-йоркским небоскребом, полностью облицованным стеклом, и явно перекликалось с мисов-скими проектами тех лет и, конечно же, с высотками на Лейк-Шор-драйв. Компания «Мерфи», строившая преимущественно в Чикаго, последовательно развивает концепцию высотных каркасных сооружений Миса, причем часто проекты выполнялись при непосредственном участии самого маэстро. Наиболее значимые работы, выполненные компанией, — Чикагский международный аэропорт, Чикагский общественный центр и Континентальный центр.

Интернациональный стиль в США и Европе имел ряд существенных отличий, связанных с экономическими, политическими и социальными составляющими. Вторая волна модернизма в Европе вызвана более всего необходимостью быстро восстановить разрушенные Второй мировой войной города и заменить язык классической архитектуры, который был дискредитирован фашистскими архитекторами. В 1950-1960-х годах расцвет интернационального стиля, олицетворяющего индустриальный прогресс, совпал с восстановлением экономики Западной Германии, родины Миса ван дер Роэ. Первые западногерманские небоскребы представляли собой прямоугольные призмы, выдержанные в общем стандарте архитектуры Миса. Это, например, здание компании «Феникс-Рейнрор» в Дюссельдорфе 1960 года архитекторов X. Хентриха и Г. Печнига, здание Маннес-мана архитектора П. Шнайдера-Эслебена и другие.

Однако к концу 1960-х годов интерес к интернациональному стилю начинает стремительно падать. Холодность и одинаковость чистых форм стали вызывать равнодушие. Филип Джонсон, американский архитектор и историк искусства, писал после окончания строительства «Сигрэм-билдинг»: «Мис основал свое искусство на трех вещах: экономия, наука, технология. Конечно, он был прав. Но как раз от этого мне и скучно. Нам всем скучно». Тогда же многие критики начали высказывать опасения, что американская архитектура может застыть в холодных и однообразных «стеклянных клетках». Причинами падения популярности интернационального стиля во всем мире были, как ни странно, те же факторы, которые первоначально обеспечили ему победу и признание.

Застройщик Херберт Гринвальд сыграл немаловажную роль в успехе проекта 860-880, поскольку именно он искал новые формы жилых построек, соответствующих послевоенному обществу. Небоскребы Лейк Шор Драйв послужили примером внедрения модернизма, ранее встречавшегося в зданиях крупных корпораций, в башни жилых апартаментов, не только у ван дер Роз, но и в творениях его учеников и последователей и даже конкурентов.

Жилые и коммерческие небоскребы из стекла и стали, с модульной сеткой сегодня встречаются повсеместно. Однако, когда немецкий эмигрант Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) спроектировал здания 860-880 Лейк Шор Драйв в Чикаго, Иллинойс, они стали поистине революционными. Это становится очевидно, если сравнивать их с классическими жилыми сооружениями 1920-30-х, расположенными на углах вдоль престижной улицы Ист Лейк Шор Драйв.

Хотя Мис в 1920-е мечтал о возможности строить стеклянные небоскребы в Берлине, он в основном строил небольшие жилые комплексы из кирпича и стекла, покрытые штукатуркой, которые, однако, отличались эстетическими пропорциями и деталями.

По мнению историков, его стиль изменился после переезда в Чикаго в 1938 году, с включением больших открытых пространств и стеновых плоскостей. Он использовал широкие оконные стекла, позволявшие сократить количество стальных и бетонных структурных единиц и реализовать его знаменитый принцип «меньше значит больше». Фрэнк Ллойд Райт подвергал едкой критике сооружения Миса, в том числе «плоскогрудую архитектуру» 860-880 Лейк Шор Драйв. Тем не менее, эти 26-этажные башни-апартаменты высотой 86 м каждая, занимающие площадь в диагональном направлении, стали первыми в своем роде, послужив образцом для подобных сооружений по всему миру. В 2010 году компания Krueck and Sexton восстановила здания, сохранив их внешний вид.

Великая депрессия 1930-х и Вторая мировая война дали толчок формированию многочисленных архитектурных компаний, которые функционировали и после войны. Мис разработал дизайн этих сооружений, а его бывший ученик Чарльз Гентер из Расе Associates – чертежи. Holsman, Holsman, Klekamp and Taylor – специалисты в проектировании жилых домов — раскритиковали эти чертежи.

Гринвальд начинал с идеи социальных последствий своей работы; в ходе своей карьеры он обнаружил, что из него вышел отличный предприниматель.

Ван дер Роэ покрыл металлические конструкции черной краской, сэкономив на каменной кладке. Стоимость сооружения составила $10,38 на кв. м по сравнению с $8,55 небоскреба ван дер Роэ Промонтори Апартментс (1949) с железобетонным каркасом. Он усовершенствовал дизайн,установив отдельную несущую стену из стекла и алюминия в соседнем небоскребе Эспланейд Апартментс по адресу 900-910 Лейк Шор Драйв (1955). Впоследствии этот район был сплошь застроен небоскребами.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

2 + 3 =

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>